Жан Огюст Доминик Энгр
Влияние итальянского искусства
Энгр считал эпоху Возрождения образцом искусства и идеализировал Рафаэля — называл его величайшим мастером. Посмотрим, как Италия повлияла на творчество Энгра.
Римские работы Энгра
1. Казино Авроры на Вилле Людовизи, 1806
2. Оранжерея. Вилла Боргезе, 1806
3. Вид на Виллу Медичи, 1807
4. Сикстинская Капелла, 1814
5. Папа Пий VII (Луиджи Барнаба Шиарамонти) посещает часовню, 1820
Тема Рафаэля
1. Рафаэль. Автопортрет, 1506
2. Энгр. Портрет Рафаэля, 1820–1824
3. Рафаэль. Мадонна Макинтоша (Мадонна с башней), 1518
4. Энгр. Богородица с младенцем, 1806
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Обсудим влияние на Энгра итальянского искусства — особенно Рафаэля.
👁 Первая поездка в Италию и знакомство с подлинниками Рафаэля стали для Энгра откровением. Он всю жизнь почитал Рафаэля как одного из главных учителей и лучшего художника во всей истории искусства. Италия даже вдохновила Энгра на несколько пейзажей — низкий, по его мнению, жанр.
🖼 Энгр считал, что в эпоху Ренессанса европейское искусство достигло пика, а потом пошло по ложному пути. Поэтому надо внимательно изучать полотна старых мастеров, учиться у них. Позже свои академические программы для студентов он также будет строить в том числе на живописи Рафаэля.
🗣 Энгр о своих впечатлениях о «Станцах» Рафаэля: «Никогда они не казались мне столь прекрасными, и мне стало ясно до какой степени этот божественный человек может увлекать других людей. Я окончательно убедился, что он работал как гений, владеющий всей природой в своей голове или в своем сердце, и что, когда так случается, человек становится вторым создателем... А я, несчастный, жалею всю свою жизнь, что не родился в его век и не был одним из его учеников».
👥 Энгра критиковали за рабское подражание образцам Возрождения. Художник действительно фактически копировал Рафаэля, но делал это с большой любовью и вниманием. Как, например, в копии знаменитого автопортрета Рафаэля.
🤱 Еще один пример — «Мадонна с младенцем» Энгра, очень похожая на «Мадонну Макинтоша» Рафаэля. «Мадонну Макинтоша» загубили в процессе реставрации, перенося красочный слой с дерева на полотно. Поэтому она практически полностью переписана, и Энгр делал свою копию по подготовительным наброскам и зарисовкам Рафаэля.
1. Энгр. Рафаэль и Форнарина, 1814
2. Рафаэль. Портрет молодой женщины, или Форнарина, 1518–1519
3. Рафаэль. Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа), 1514
4. Энгр. Рафаэль и Форнарина, 1840
5. Рафаэль. Преображение, 1520
6. Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббены, 1813–1814
Энгр создал несколько работ на тему любви Рафаэля к Форнарине — загадочной девушке, о которой до сих пор доподлинно мало что известно.
❓ Есть разные версии, кто такая Форнарина. То ли она была дочкой булочника, то ли это ее любовное прозвище. Возможно, у них с Рафаэлем были близкие отношения, по некоторым версиям она даже была за ним замужем: на картине «Портрет молодой женщины, или Форнарина» исследователи нашли закрашенное обручальное кольцо.
👩❤️👨 Энгр сделал несколько двойных портретов на тему «Рафаэль и Форнарина». Влюбленные изображены в студии художника. Энгр вписал в портреты реальные работы Рафаэля. На первом варианте мы видим знаменитый портрет с полуобнаженной Форнариной и половину картины «Мадонна в кресле». Во втором варианте в мастерской находится большое полотно — «Преображение».
💍 Еще одна картина Энгра о любимом художнике — «Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббены». Вероятно, Рафаэль по каким-то причинам скрывал свой брак. Поэтому, когда кардинал Биббена предложил ему жениться на своей племяннице, уже женатый Рафаэль не мог отказать влиятельному человеку — но оттягивал свадьбу как мог. В итоге его невеста умерла, а вскоре умер и сам Рафаэль. Есть версия, что кольцо Форнарины на портрете закрасили ученики Рафаэля после его смерти, чтобы кардинал не прознал про брак.
1. Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513–1514
2. Энгр. Обет Людовика XIII, 1824
В 1824 году Энгр завершил работу «Обет Людовика XIII». Эта картина принесла ему славу, с нею он триумфально вернулся в Париж из первой поездки в Италию. И здесь не обошлось без явной цитаты из Рафаэля.
👑 «Обет Людовика XIII» — аллегория единства государства в образе короля и церкви в образе Марии. Работа вдохновлена легендой о том, что Людовик XIII посвятил Францию деве Марии и младенцу Иисусу.
🎗 Эта работа закрепила за Энгром статус «правильного» академического художника. Она с триумфов выставлялась на Парижском салоне 1824 года, где впервые проявилось противостояние художников-классицистов с романтиками: Делакруа тогда выставил «Резню на Хиосе». В 1825 году Энгр получил орден Почетного легиона и был принят в Академию.
😇 Центральная часть картины с Мадонной, распахнутым занавесом, ангелочками — прямая цитата из «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Но образ Мадонны здесь другой, не такой нежный и трепетный. Богоматерь надменно, свысока смотрит на Людовика.
▪️ Отличается и колорит: у Рафаэля все в бело-голубых чистых тонах, а у Энгра — золотое свечение, много красного и золотого. Вместо ощущения чистоты и искренности — помпезность.
Еще две легенды эпохи Возрождения у Энгра
1. Смерть Леонардо да Винчи, 1818
2. Франческа да Римини и Паоло Малатеста, 1819
3. Паоло и Франческа, 1848
В завершение части рассмотрим еще два сюжета эпохи Возрождения, которые нашли отражение в живописи Энгра — в картинах «Смерть Леонардо да Винчи» и «Франческа да Римини и Паоло Малатеста».
💔 «Смерть Леонардо да Винчи». Картина основана на легенде о смерти Леонардо во Франции: якобы к его смертному одру приехал французский король Франциск I, чтобы проститься с великим человеком.
🛏 Образ Леонардо интересно решен: седовласый старец лежит на белых подушках, в белых одеяниях, он будто светится — тут сразу и символ смерти как очищения, и предсказание посмертной судьбы Леонардо.
➰ Энгр снова допускает анатомическую неточность. Король поддерживает голову Леонардо, у которого неестественно выгнута шея, но именно это создает драму, ощущение ослабевания, умирания — и поддержки со стороны молодого сильного короля.
💕 «Франческа да Римини и Паоло Малатеста». Энгр дважды обращался к этому средневековому сюжету, известному нам из «Божественной комедии». Паоло и Франческа — двое влюбленных, которые вынуждены скитаться по Аду за свою незаконную любовь: Паоло — брат мужа Франчески. На картине мы видим, как обманутый муж с кинжалом в руках наблюдает за парочкой из-за занавески.
👥 Образ Паоло напоминает Рафаэля. Он внешне похож на художника, и у него такая же длинная неестественная шея, как на автопортрете Рафаэля, который копировал Энгр. Это усиливает мощную диагональ тела Паоло, стремящегося к своей возлюбленной. Франческа кажется спокойной и слегка смущенной, но падающая из рук книга выразительно говорит о ее чувствах.
Еще одна романтическая история в творчестве Энгра
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день