Жан Огюст Доминик Энгр
Работы в жанре ню
Работ в стиле ню у Энгра немного, но все они — шедевры. Не обошлось и без критики — узнаем, что было не так с этими картинами.
Жан Огюст Доминиг Энгр
1. Полуфигура купальщицы, 1807
2. Большая купальщица (Купальщица Вальписона), 1808
3. Маленькая купальщица, 1828
Посвятим эту часть обнаженной натуре. Работ в жанре ню у Энгра меньше, чем портретов или картин на античные темы, но каждая из них — признанный шедевр. Давайте выясним, как Энгру это удавалось.
И начнем с трех работ, объединенных образом купальщицы 👇
👩 «Полуфигура купальщицы». Самая ранняя работа, первая реализация идеи показать женщину в такой позе и таком ракурсе, со спины.
🛁 «Большая купальщица». Известна также как «Купальщица Вальпинсона» по имени владельца. Прическа и даже платок повторяют «Полуфигуру купальщицы». Это первая отчетная работа, которую Энгр отправил как пенсионер.
▪️ Здесь удивительно сочетаются целомудрие и чувственность. С одной стороны, женщина отвернулась от зрителя, это гимн прекрасной женской спине. С другой — много пикантных деталей вроде спавшей с ножки туфельки, раскрытой постели, набирающейся ванны. Кажется, что перед нами европейка-современница Энгра, что по тем временам было довольно смело.
🚿 Малая купальщица. Более поздняя версия. Энгр добавил восточный интерьер, дополнительные фигуры. Женщина будто находится в восточных банях — о важности востока для жанра ню мы еще поговорим.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЭдгар Дега
1. Женщина, намыливающая спину, 1888
2. Ванна, 1886
3. После ванны, 1896
4. Сидящая спиной обнаженная, расчесывающая волосы, 1897
5. Женщина, выходящая из ванной, 1905
Энгр. Большая одалиска, 1814
Теперь рассмотрим «Большую одалиску» — шедевр Энгра, который вызвал большой скандал на выставке в Париже (причем не из-за обнаженной натуры).
❤️ Одалисками в Европе называли наложниц султанов. На самом деле одалиски — это служанки в гареме, которые прислуживали наложницам, но слово звучало так экзотично и красиво, что европейцы придали ему более пикантное значение.
👑 «Большую одалиску» заказала сестра Наполеона Каролина Мюрат, королева Неаполя. Пока Энгр писал работу, Наполеон пал, и муж Каролины потерял престол. Работа так и не попала к заказчице.
👩 У женщины в «Большой одалиске» европейский типаж, но она показана в восточном антураже: роскошные ткани, повязка на голове, курительница с трубкой.
😡 На выставке в Парижском Салоне 1819 года картина вызвала скандал. Причиной стали анатомические ошибки. Специалисты насчитали на спине одалиски несколько лишних позвонков. Чтобы поддержать слишком длинную линию спины, Энгр удлинил правую руку. А левая нога неестественно лежит на правой.
🔺 Конечно, Энгр допустил ошибки не из-за неумения. Линии тела поддерживают строгую композицию из трех треугольников. Вершина первого — голова одалиски. Второй справа создают драпированные занавески и линия ног. Чтобы центр не «проваливался», Энгр ввел третий треугольник, вершина которого — та самая «неправильная» коленка.
🐈 Так Энгр передал дух праздного безделья, каким европейцы наделяли Восток: лежа в чувственной позе, с длинной спиной, прекрасная одалиска похожа на грациозную кошку. Получился настоящий гимн женственности и красоте.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Одалиска с рабом, 1839
2. Одалиска с рабом, 1858
3. Турецкие бани, 1862
Мы рассмотрели несколько работ в жанре ню, которые так или иначе связаны с Востоком. Давайте выясним, почему Энгр часто обращается к этим образам — и полюбуемся картиной «Турецкие бани».
🧞♂️ Восточная тема была очень модной. Так как это казалось чем-то далеким, почти сказочным: многое было известно из легенд, книг. Все это давало простор для различных фантазий, в том числе пикантных и связанных с обнаженной натурой — хотя к реальности они не имели никакого отношения. И писать на такие сюжеты не считалось чем-то неприличным.
❤️ Одалиски — это прекрасные женщины, которые созданы только для красоты и удовольствия. Целый день они проводят в неге, ухаживая за собой, слушая музыку — поэтому на картине «Одалиска с рабом» раб изображен с музыкальным инструментом.
🚿 «Турецкие бани». Картина наполнена обнаженными телами. Считается, что это сборник цитат из самого Энгра: спиной сидит женщина, похожая на «Купальщицу», танцующая у источника напоминает «Венеру Анадиомену».
📖 Энгр написал картину, прочитав «Турецкие письма» Мэри Монтегю — записки жены английского поста в Константинополе. Среди прочего она описала и посещение турецких женских бань.
🔞 Сначала Энгр отправил картину в подарок сыну Наполеона III. Но его жена вернула картину, посчитав слишком откровенной.
🟠 Изначально картина была квадратной. Получив ее обратно, Энгр обрезал края — и она стала еще более чувственной, женственной, восточной. Круг смягчил все линии.
👁 Широкой публике «Турецкие бани» показали только в 1905 году. Сейчас картина находится в Лувре. Кстати, это одна из первых работ, которую в начале 1970-х показали в жанре «выставки одной картины»: только один шедевр и несколько эскизов к нему. Сегодня это распространенный формат.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Обнаженная, лежащая на скале
2. Этюд обнаженной для святой Изабеллы Французской
3. Женщина с тремя руками
4. Венера на Пафосе, 1852
5. Этюд для Венеры Пафосской
6. Венера Анадиомена, 1848
7. Источник, 1856
В завершение части рассмотрим еще несколько работ Энгра в жанре ню.
🖋 Графические зарисовки. Как мы уже говорили, в графике Энгр упражняется, либо делает этюды для будущего живописного полотна. Так, например, появилась женщина с тремя руками: художник смотрел, как лучше расположить правую руку, на бедре или за головой.
🐚 «Венера на Пафосе». Опять анатомическая неточность: сильно выпирает левое плечо. Причем по этюду видно, что это сделано намеренно — в графике все достаточно гармонично. Судя по фигуре купидона, работа осталась неоконченной.
💦 «Источник». Здесь Энгр написал только девушку, фон и кувшин — работа его учеников. Художник использует удачную позу — чуть сведенные бедра, поднятая вверх рука. В такой же позе стоит «Венера Анадиомена», о которой мы уже говорили. Сам Энгр так говорил об «Источнике»: «Что касается правдивости, я предпочитаю, чтобы ее немного преувеличили, хотя это и рискованно».
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день