Жан Огюст Доминик Энгр
Портреты Энгра
Хоть Энгр и относился к жанру портрета предвзято, считая его лишь источником заработка, но достигнул в нем мастерства. Узнаем, что особенного было в его работах.
Ранние портреты (до поездки в Италию):
1. Портрет юноши, 1804
2. Портрет Фредерика Дезмере, 1805
3. Портрет Бельвеза, 1805
4. Портрет Жана-Пьера-Франсуа Жилибера, 1804–1805
5. Портрет мадам Аймон, 1806
Портреты, выполненные в первой поездке в Италию
1. Портрет мадам Антонии де Вокей, 1807
2. Шарль-Мари-Жан-Баттист Маркотт (Маркотт д'Аржентей), 1810
3. Портрет Жозефа-Антуана Мольтедо, 1810
4. Портрет Шарля-Жозефа-Лорана Кордье, 1811
5. Портрет мадам Панкук, 1811
6. Графиня де Турон, урожденная Женевьев де Сетре Комон, 1812
7. Месье де Норвен, 1811–1812
8. Жан-Пьер Коро, 1815
9. Мадемуазель Жанна Гонен, 1821
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКарандашные портреты Энгра, 1810-е
1. М. Блондель на фоне Виллы Медичи
2. Семья Стамати
3. Миссис Чарльз Бедхэм
4. Шарль Франсуа Малле
5. Доктор Жан Луи Робен
6. Мадам Гийом Малле
Поговорим о портретах Энгра. Хотя сам художник относился к ним только как к источнику заработка, он во многом вошел в историю благодаря этому жанру, в котором достиг высочайшего уровня мастерства.
Видно, как Энгр из года в год прогрессировал в этом жанре 👇
👤 Работы, созданные до поездки в Италию, можно назвать ученическими. Энгр выбирает однотипные решения: как правило, это полуфигурный (по пояс) или погрудный портрет на глухом темном фоне без проработки интерьера и пейзажа и без роскошных одежд. Женские портреты этого периода часто написаны в овальном формате (это придает образу утонченность, подчеркивает овал лица) на фоне голубого неба, чтобы подчеркнуть свежесть и красоту.
👨🎨 В Италии Энгр эволюционировал как мастер-портретист. На смену ранним угловатым портретам приходят работы со свободой в позе, разнообразием, пейзажными фонами. Модель больше раскрывается, а художник не боится показать ее глубину и индивидуальность.
💭 Познакомившись с подлинниками итальянских мастеров, Энгр задумался о природе живописи: «Каким бы гением вы ни были, если вы пишете до конца не натуру вообще, а вашу модель, вы будете всегда рабом и в вашей живописи будет чувствоваться рабство». Портреты стали для него возможностью изучать реальный, а не идеальный «академический» мир — а еще источником дохода, позволившим остаться в Италии после завершения пенсиона.
✍️ В первой поездке в Италию Энгр писал много графических портретов. Их заказывали богатые путешественники, которые хотели запечатлеть себя на память на фоне местных достопримечательностей. Графика стоит недорого, быстро рисуется, ее легко перевозить.
〰️ Энгр разработал свою технику графики. Он мог рисовать фигуры одной линией без отрыва карандаша, особое внимание уделяя детальной проработке лица: главным было портретное сходство.
🎨 В 19 веке художники часто использовали графику как поле для экспериментов: их эскизы часто более интересные, смелые, чем итоговая картина, написанная маслом. Энгр, напротив, сразу мыслит категориями живописи, и его графика остается очень строгой и академической.
Портреты 1820–1830-х:
1, 2. Портрет скульптора Лоренцо Бартолини, 1806 и 1820
3. Портрет графа Николая Гурьева, 1821 (Эрмитаж)
4, 5. Парный портрет супругов Леблан, 1823
6. Амедей-Давид, граф де Пасторе, 1823–1826
7. Портрет мадам Маркотт де Сен-Мер, 1826
8. Портрет Луи-Франсуа Бертена, 1832
К 1820-м годам Энгр полностью овладел портретным искусством. Давайте на нескольких примерах посмотрим, как портреты Энгра становились все более сложными и искусными.
⛏ Портреты скульптора Лоренцо Бартолини. Это друг Энгра, который в сложный период поддержал его и пригласил пожить к себе во Флоренцию. Энгр написал два его портрета, в 1806 и 1820 годах.
▪️ На раннем портрете мы видим начинающего скульптора. У него романтический образ: будто случайно брошенный взгляд, темная одежда, контрастные акценты манжета и воротника. В руке лежит камень, это молодой и амбициозный художник.
▪️ На позднем портрете перед нами уверенный в себе, состоявшийся мастер своего дела, преподаватель. У него глубокий внимательный взгляд. Конечно, с возрастом изменился сам Бартолини, но возросло и искусство Энгра, которое позволило передать этот более сложный образ.
🧐 Портрет графа Николая Гурьева. Гурьев — доверенное лицо Александра I, дипломат, который смог получить высокое положение при дворе без древних аристократических корней, благодаря личным заслугам. И хотя Гурьева нельзя назвать привлекательным внешне, Энгр смог передать, насколько это интересная, умная личность. В тревожном небе и небрежно наброшенном шарфе есть что-то от романтизма.
👫 Парный портрет супругов Леблан. Обычно в парных портретах супруги повернуты друг к другу. А здесь они смотрят в разные стороны и обращены к зрителю — но при этом чувствуется, что это супруги, которые поддерживают и чувствуют друг друга. Это подчеркивается одинаковой темной одеждой, цепочкой от часов у мужа и цепочкой на шее у жены, драпировками.
🗞 Луи Франсуа Бертен. В этом портрете Энгр предвосхитил реализм. Он не идеализирует модель, не пытается ее облагородить, а показывает как есть. Бертен — богатый буржуа, издатель, очень умный и хваткий человек. Он уже немолод и уверенно сидит, опершись на руки с растопыренными пальцами. Портрет написан уже после возвращения Энгра во Францию. Его оценили по достоинству: после этого к художнику выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Поздние портреты Энгра
1. Портрет Фердинана-Филиппа, герцога Орлеанского, 1842
2–4. Портрет графини д'Оссонвиль и этюды к нему, 1845
5, 6. Портрет княгини де Бролье и этюд рук, 1853
7. Баронесса Бетти де Ротшильд, 1848
8. Портрет мадам Муатесье, 1851
9. Портрет мадам Муатесье, 1856
10. Телеф с нимфой Аркадией и Гераклом (фреска из Геркуланума), 1 в. до н.э.
В завершение части посмотрим несколько поздних шедевров Энгра. Это все женские портреты: образ красавицы в роскошном наряде выразительнее и интереснее любого мужского портрета.
👩 Портрет графини да Асанвиль. Нежная молодая девушка в голубом платье. В этой работе есть знаменитая грубая ошибка Энгра: правая рука находится будто намного ниже плеча. Возможно, так художник хотел подчеркнуть мягкость, женственность, материнское начало. Энгр использует здесь частый прием — второй ракурс в зеркале. Мы видим шею, спину, прическу модели — а также то, что с рукой у нее все в порядке.
👩🏻 Портрет княгини де Бролье. Портрет заказал муж княгини, Альбер де Бролье. Здесь все притягивает взгляд: и сама героиня, и фактуры — блеск платья, кружева, жемчуг, золото, драпировки, вышивка на кресле. К сожалению, сама княгиня умерла в 35 лет от туберкулеза, и портрет долго хранился в семье как воспоминание о ней.
👩🦰 Баронесса Бетти де Ротшильд. Жена (и племянница) богатого банкира. При всем блеске, великолепии, роскоши героиня кажется близкой, мягкой, женственной: в ней нет надменности, чванства и превосходства. Получается очень открытый и приятный образ.
👩🦱 Два портрета мадам Муатесье. Портреты заказал муж. Энгр сначала отказывался от заказа, но когда увидел Инесс Муатесье, согласился: она воплощала идеал красоты того времени. В более ранней работе Инесс стоит в темном платье.
▪️ Во втором портрете Энгр ведет диалог с античностью: поза сидящей Инесс напоминает богиню Аркадию на одной из фресок Геркуланума, руины которого активно изучали как раз в это время. Художник снова играет с отражением в зеркале: если сама Инесс смотрит на зрителя тепло и располагающе, то в зеркале мы видим строгий античный профиль.
1. Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман, 1907 (холст, темпера)
2. Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман, 1911 (картон, пастель, уголь)
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день