Жан Огюст Доминик Энгр
Религиозные картины и итоги темы
В этой части поговорим о религиозных работах Энгра: посмотрим на сюжеты из жизни Христа и узнаем, какую картину заказал у художника Александр II.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Иисус возвращает ключи Св. Петру, 1820
2. Христос, 1834
3. Богородица Утверждение, 1858
4, 5. Иисус среди врачей и эскиз к этой работе, 1862
6. Мученичество Св. Симфориона, 1834
Мы завершаем разговор об Энгре его религиозными сюжетами — такими же важными для академизма, как исторические и античные.
✝️ Энгр создал не так много картин на религиозную тему. Надо признать, что они не самые выразительные в его творчестве: здесь художник особенно ориентировался на стилистику старых мастеров, в первую очередь Рафаэля, и поэтому работы очень академичны.
👤 У него есть несколько работ с сюжетами из жизни Христа. На одной Иисус передает ключи от рая Петру — важной фигуре в католической церкви, на другой он изображен совсем юным среди врачей.
🙏 «Мученичество Св. Симфориона». Симфорион жил в Отене во 2 веке и принял смерть как мученик за христианскую веру, отказавшись участвовать в шествиях в честь языческих богов. Теперь святой считается покровителем Отена, а картина хранится в городском соборе Сен-Лазар.
🔥 На картине Симфорион будто останавливает шествие, на переднем плане падает переносной алтарь для жертвенных приношений. Сам он в духе академизма выделяется на фоне остальных участников шествия: у святого белые одежды, он будто светится изнутри, в то время как все язычники смуглые. К Симфориону уже идет стражник в набедренной повязке, готовый его схватить.
😠 Картина написана сразу после возвращения из Италии. Энгр рассчитывал, что она произведет впечатление, но такой строгий академизм был уже скучен публике, и на Салоне 1834 года работу приняли сдержанно. Энгр оскорбился и в гневе заявил, что больше не будет участвовать в Салонах. Это стало одной из причин его второй поездки в Италию — правда, уже в качестве признанного мастера и главы филиала Французской академии художеств.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЖан Огюст Доминик Энгр
1. Мадонна перед чашей с причастием, 1841 (ГМИИ им. А.С. Пушкина)
2. Мадонна со святыми, 1852
3. Мадонна с гостией, 1866
4. Обет Людовика XIII, 1824
5. Богородица в синей вуали, 1827
6. Рафаэль. Мадонна с канделябрами, 1514
Обсудим серию работ с Мадонной, которая началась с заказа наследника русского престола, будущего императора Александра II.
👑 «Мадонна перед чашей с причастием». Здесь Энгр обращается к собственным находкам. Выражение лица Богородицы напоминает ее образ в «Обете Людовика XIII», который мы уже рассматривали, только теперь она без младенца. По краям стоят два святых: с одной стороны Святой Николай, покровитель Николая I — отца Александра. С другой стороны — Александр Невский, покровитель самого наследника.
▪️ Портрет Гурьева и эта «Мадонна» — единственные работы Энгра в российских коллекциях: портрет хранится в Эрмитаже, «Мадонна» в Пушкинском музее.
🎨 Энгр посчитал находку удачной и еще несколько раз обращался к ней. На более поздние варианты повлияло знакомство с итальянскими мастерами — особенно с «Мадонной с канделябрами» Рафаэля. Энгр менял святых по краям, добавлял более четко прорисованный интерьер или, напротив, делал глухой фон, как в «Мадонне с гостией» (гостия — евхаристический хлеб в католицизме и некоторых протестантских церквях).
Вдохновленные Энгром
1. Эжен Делакруа. Алжирские женщины, 1834
2. Пьер Огюст Ренуар. Большие купальщицы, 1887
3, 4. Пабло Пикассо. Портреты Ольги Хохловой, 1917
5. Пабло Пикассо. Автопортрет, 1917
6. Пабло Пикассо. Портрет Макса Жакоба, 1915
Мы весь урок говорили о Жане Огюсте Доминике Энгре. Давайте еще раз вспомним главное.
👨🎨 Энгр — французский художник-классицист. Родился в творческой семье. Начинал заниматься и рисованием, и музыкой — до конца жизни увлекался скрипкой, но профессионалом не стал. Живописи учился у Давида — признанного классициста. Попав в Италию как пенсионер Академии художеств, проникся искусством Возрождения, особенно Рафаэлем. Несмотря на критику, добился признания, прожил долгую жизнь.
🎨 Как писал. Был убежденным академистом, однако в некоторых его работах проявляются черты романтизма и даже реализма. Узнаваемая черта Энгра — анатомические неточности, которые позволяли добиться большей выразительности.
🖼 Что писал
🗡 Признанные академизмом сюжеты: античные, религиозные, исторические. Очень строгие и академичные, с оглядкой на традицию Возрождения.
👩 Портреты — главное наследие Энгра, хотя сам художник относился к ним как к источнику заработка. Очень выразительные, передающие характер модели.
🔞 Жанр ню. Чувственные изображения обнаженной натуры. Выбирал «безопасные» темы: античность, Восток.
🎓 Влияние. Хотя Энгр считается последним крупным классицистом, им вдохновлялись многие художники, боровшиеся с академизмом — Эдуард Мане, Поль Гоген, Анри Матисс. Дега называл его своим учителем, а у Огюста Ренуара и Пабло Пикассо были целые «энгровские периоды» в творчестве, когда они вдохновлялись его стилем.
Что почитать:
К сожалению, на русском языке по Энгру немного литературы. Но несколько книг мы можем посоветовать.
📚 Иллюстрированные альбомы
Есть несколько альбомов с текстами искусствоведов В. Раздольской, Д. Перовой, Л. Жуковой, А. Астахова.
📕 Валентина Березина. Жан Огюст Доминик Энгр, 1977
Книга из серии «Изобразительное искусство». Одна из самых подробных, хотя местами, учитывая время и место издания, может показаться современному читателю немного наивной.
📘 Антонина Изергина. Энгр об искусстве, 1962
Сборник высказываний Энгра об искусстве, а также его современников — о нем и его творчестве. Критических или теоретических статей Энгр не писал (и вообще не сильно любил писать), однако на протяжении долгих лет вел дневники, из которых составители и выбрали самые интересные мысли.
Что посмотреть:
🎞 Телепередача «Цвет времени» об Энгре
Десятиминутный выпуск серии фильмов «Цвет времени» телеканала «Культура», посвященных известным шедеврам и художникам.
🎞 «Последнее совершенство Энгра»
Получасовой выпуск из цикла передач-экскурсий «Мой пушкинский» телеканала «Радость моя» о шедеврах и художниках, представленных в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день