Жан Огюст Доминик Энгр
Жан Огюст Доминик Энгр: знакомство
Приверженный классицист, скрипач и талантливый портретист, Жан Доминик Энгр стал одним из самых влиятельных художников Франции. Познакомимся с ним в этой части.
Разберемся, почему Энгра важно знать.
👨🎨 Один из выдающихся французских художников. Хотя до этого центром искусства считалась Италия, и сам Энгр провел значительную часть жизни именно там, во многом благодаря ему в 19 веке французская школа стала ведущей в Европе.
👥 Большой мастер, повлиявший на многих художников. Его влияние признавали последователи самых разных школ и направлений, каждый находил в нем что-то свое.
⚖️ Очень противоречивый. Последний убежденный классицист, ученик Давида, Энгр восхищался итальянцами. Ему оппонировал романтик Делакруа. Но как большой художник и чуткий мастер Энгр не мог не воспринимать новые веяния — поэтому в его творчестве есть и романтические черты.
✋ В угоду классицизму отрицал свои сильные стороны. Прежде всего Энгра помнят как портретиста, хотя сам он считал портрет низким жанром и стремился к другим, более «серьезным».
Жан Огюст Доминик Энгр. Студенческие работы: мужские торсы, 1800–1801
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЛичная жизнь:
1. Автопортрет (24 года), 1804
2. Семья Форестье, 1806
3. Портрет мадам Энгр, 1815
4. Автопортрет (79 лет), 1859
5. Дельфина Рамель, мадам Энгр (2-ая жена художника), 1859
Давайте познакомимся с главными фактами из богатой жизни Энгра.
👦 Родился в 1780 году неподалеку от Тулузы, в семье скульптора, живописца и музыканта. Атмосфера в семье была творческой. Сам Энгр обладал и художественными, и музыкальными способностями. Отец делал ставку на оба таланта.
🎨 В 11 лет поступил в Тулузскую академию изящных искусств. Параллельно получал музыкальное образование — играл на скрипке, даже участвовал в оркестре Тулузского оперного театра.
🎻 Всю жизнь очень любил музыку. Уже преподавая, стремился развить студентов разносторонне: устраивал музыкальные концерты, приглашал ведущих музыкантов. Сам играл на скрипке, но его музыкальный талант был намного скромнее живописного. Даже появилось выражение «скрипка Энгра», обозначающее маленькую слабость великого человека.
🏛 В 17 лет переехал в Париж. Учился у Давида, одного из самых ярких французских классицистов. Поначалу Давид хорошо относился к талантливому ученику, прививал ему любовь к античности. Но Энгр не только следовал античным образцам, но и искал выразительность, свойственную романтической традиции.
✍️ Сам Энгр писал: «Хотя я в основном остался верным его (Давида) прекрасным принципам, я, как мне кажется, нашел новый путь, прибавив к его любви к античности вкус к живой модели, изучение итальянских мастеров, в частности Рафаэля».
😠 Постепенно отношения с Давидом испортились, Давид даже не поддержал ученика, когда тот претендовал на получение Большой Римской премии (аналог Золотой медали Петербургской академии). Только со второй попытки Энгр смог получить премию и стипендию на поездку в Италию за работу «Ахиллес приветствует послов Агамемнона».
⏳ Энгр не смог отправиться в Италию сразу — во Франции была тяжелая экономическая ситуация из-за революций и войн. Он смог воспользоваться правом пенсионерской поездки только через несколько лет. В ожидании этого он создал несколько шедевров.
В 1806 году Энгр наконец уехал в Италию. Путешествовал по стране, жил в Риме, изучал античное наследие. В итоге задержался в Италии до 1824 года, из-за чего была расторгнута его помолвка с Анной Жюли Форестье.
👰 В Италии познакомился с Мадлен Шапель, которая стала его женой на долгие годы. К сожалению, их ребенок умер при рождении, и они остались вдвоем до самой смерти Мадлен в 1849 году. Это стало тяжелой утратой для Энгра. Он женился снова через несколько лет, уже в преклонном возрасте, на Дельфине Рамель.
👨🎨 В Италии стал популярным. Обрел круг заказчиков среди французской диаспоры, неплохо зарабатывал на портретах. В том числе графических — это модная техника быстрых карандашных портретов, которые заказывали туристы, осматривая достопримечательности.
После поражений Наполеона французы массово начали покидать Италию. В этот период Энгру пришлось непросто, он потерял большую часть заказчиков. Его поддержал друг, скульптор Лоренцо Бартолини, который пригласил его с женой пожить у себя во Флоренции — они провели там четыре года. В 1824 году с триумфом вернулся во Францию. Он был обласкан властью, заказчиками.
🎓 Через некоторое время снова вернулся в Италию на шесть лет, став директором филиала Французской академии в Риме. Он много сил вкладывал в образование студентов: ввел изучение археологии и музыкальное образование, организовал активную работу с натурой. Когда в Риме началась эпидемия, Энгр объявил в академии карантин и не допустил болезни.
🔙 Только в 1841 окончательно вернулся во Францию. До самой смерти прекрасно себя чувствовал, много работал, был популярным художником с кучей заказов. Умер в 87 лет.
🖼 Через два года после смерти Энгра открылся его музей в родном городе Монтобан. Подготовка к открытию началась еще при жизни художника. Он сам завещал музею некоторые личные вещи и работы. Такого признания при жизни добивается не каждый художник.
Давайте рассмотрим картину «Ахиллес приветствует послов Агамемнона», за которую Энгр получил премию и стипендию на поездку в Италию.
🗡 Картина изображает один из эпизодов «Илиады» Гомера. Великий герой Ахилл сражался на стороне ахейцев, но поссорился с предводителем армии Агамемноном. Ахилл требовал от Агамемнона извинений. Тот, понимая, что без героя не справится, отправил к нему послов — Одиссея, Аякса Теламонида и старца Феникса, воспитателя Ахилла.
👤 В левой части картины мы видим самого Ахилла, чуть сзади стоит ближайший друг Патрокл. Справа — три посланника от Агамемнона: полуобнаженный могучий Аякс, в красном плаще — Одиссей, искусный оратор.
📐 Картина не зря получила премию. Здесь не только показаны прекрасные античные тела, но и выстроена грамотная композиция. На первый взгляд, все кажется спокойным и статичным, однако картина наполнена внутренним движением, передающим сложные чувства героев. Здесь много диагоналей: линия наклона Ахилла поддерживается телом Патрокла, переходит в диагональ гор. Вторая диагональ — нога Ахилла, рука Одиссея и рука Аякса.
Жан Огюст Доминик Энгр
1. Портрет Франсуа-Мориса Гране, 1807
Портреты членов семьи Ривьер, 1805–1806:
2. Портрет месье Ривьер
3. Портрет мадам Ривьер
4. Портрет мадемуазель Каролины Ривьер
В завершение части рассмотрим еще несколько ранних портретов Энгра. Это безусловные шедевры, хотя сам художник относился к портретному жанру скептически, просто как к способу заработка.
👨🎨 Портрет Франсуа-Мориса Гране. Гране — друг Энгра, художник-пейзажист. Хотя Энгр позиционирует себя как классицист, в портрете есть явные романтические черты: герой в сложном развороте, в скромной одежде, волосы зачесаны небрежно. Он поглощен своими мыслями, в руках книга — перед нами явно художник, следующий своему призванию.
🎨 Еще три изумительных работы — семейный заказ семьи Ривьер, портреты отца, матери и дочечри. Хотя портреты написаны по одному заказу в 1805–1806 годах, все они решены по-разному и передают характер каждого члена семьи.
👨🦰 Портрет месье Ривьер. Портрет прямоугольного формата, герой спокоен, изящен, уверен в себе. Он изображен в интерьере кабинета с модным мебельным гарнитуром на зеленоватом фоне.
👩 Портрет мадам Ривьер. Перед нами светская дама в модном платье, укутанная в шаль. Мы видим анатомическое несоответствие между размерами головы, груди и плеч — однако эта неточность притягивает взгляд, передавая хрупкость и нежность женщины.
▪️ Будучи приверженцем классицизма с его культом правильности рисунка, Энгр тем не менее часто делает в своих работах преднамеренные и явные анатомические «ошибки», призванные добавить им особой выразительности.
👩 Портрет мадемуазель Каролины Ривьер. Нежная, красивая девушка изображена на пейзажном фоне в духе портретов эпохи Возрождения. С ее утонченным образом контрастируют высокие грубоватые кожаные перчатки, которые кажутся непомерно большими. Еще один пример «ошибки» Энгра: художник играет на контрасте, подчеркивая хрупкость героини.
1. Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Наполеона Бонапарта, первого консула, 1804
2. Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Наполеона на императорском троне, 1806
3. Ян ван Эйк. Гентский алтарь, 1432
4. Фигура Бога-Отца на Гентском алтаре
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день