Древний Рим
Республика: Сенат, комиции и еще сотни органов власти
Главное — не допустить возвращения монархии. Разберемся в принципах древнеримской республики и выясним, кто ею управлял.
В 510 году до нашей эры появляется Римская республика.
Республика (res publica — общее дело) — форма правления, в которой люди совместно решают, что является для них приоритетом.
❗️ Главная задача Римской республики — не допустить возрождения монархии.
Царскую власть олицетворяли два символа 👇
▫️корона
▫️фасции (секира, обернутая прутьями)
❌ Пользование этими предметами, а также попытки захватить единоличную власть жестоко карались. Именно поэтому спустя несколько веков был убит Цезарь, который явно показывал свою готовность к царской власти.
🧨 Обвинение в претензии на царскую власть было настолько серьезным, что часто использовалось в политической борьбе и иногда даже доводило до убийства. Очень популярных политиков также подозревали в стремлении к царской власти и убивали.
➡️ Поэтому вся государственная структура республики была направлена на предотвращение любых попыток захватить власть.
Государственное устройство республики можно описать как систему сдержек и противовесов, причем намного более сложную, чем аналогичные современные системы, например, в США.
👥 У каждого из участников политического процесса был дублер, который мог в любой момент занять его должность.
🔄 Все органы надзирали друг за другом, причем надзирающий орган не имел исполнительной власти и мог только накладывать запреты.
📌 Поэтому государственный аппарат Рима отличался невероятной бюрократической сложностью.
📜 В основе государственной системы — магистраты, выборные должности. Они были очень почетными, но, в отличие от Греции, не оплачивались.
🔝 Во главе государства находился Сенат — главный орган, занимавшийся финансами, вопросами войны и мира и распределением земель. Члены Сената часто избирались из бывших магистратов, как патрициев, так и плебеев.
👬 Во главе исполнительной власти — два консула (один контролировал другого), которых избирали на год. Они возглавляли войска и осуществляли общее управление Римом.
🤝 У консулов были помощники — преторы.
🏬 Помощники преторов — квесторы, они занимались делами города.
🗄 Также существовали цензоры, которые распределяли людей по группам и классам.
⛪️ Отдельно стояли жрецы и Верховный жрец.
👉 Казалось бы, всех этих должностей достаточно для управления государством, но в Риме также существовала сложная система народных собраний.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Римская система предполагала активное участие граждан в политической борьбе.
📌 Поэтому в Римской республике было три народных собрания. 👇
⛪️ Куриантые комиции. Занимались религиозными вопросами, в составе — только патриции.
⚔️ Центуриатные комиции. Занимались вопросами войны, в составе — патриции и плебеи.
👊 Трибунатные комиции. Народное собрание плебеев, на которых избирали трибунов — представителей народа, которые могли участвовать в заседаниях Сената и любых комиций и магистратов.
❌ У трибунов было право вето, то есть они могли запретить любое действие. Но в Риме можно было ветировать вето, поэтому трибунов всегда было четное количество, чтобы один мог ветировать другого.
🤜 Вся политическая история республики — это история борьбы плебеев за свои права.
Вопросы, которые пытались решить плебеи 👇
▫️ Долговое рабство
▫️ Отсутствие записанных законов
▫️ Недопущение к различным должностям
▫️ Возможность пользоваться ager publicus — общей землей
❗️ Главный метод политической борьбы плебеев: во время начала войны они уходили из города и садились на священный холм Авентин. Так как они составляли большую часть римской армии, патрициям приходилось с ними договариваться.
Таким образом, в течение 5–4 веков до нашей эры плебеи добились 👇
💸 Снижения процентной ставки по долгам.
👮♂️ Возможности быть квесторами, а затем и преторами, цензорами и даже консулами.
🏞 Доступа к общей земле и выделения отдельных кусков земли.
📜 Коллегия из 10 мужей записала все законы Рима, которые были вывешены по всему городу. Было создано римское право.
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день