angle-down facebook instagram vkontakte warning

Умение дружить и расставаться

Детская дружба

Через модель отношений со значимыми взрослыми мы обучаемся дружбе. Узнаем, как вести себя родителям, чтобы дети росли открытыми и коммуникабельными. Поговорим об особенностях дружбы в детском подростковом возрасте.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Елена Ерофеева
Семейный и детский психолог, кандидат психологических наук, более 12 лет практики консультирования

🧸 Фундамент социальных навыков закладывается в дошкольном периоде. Целостное представление о себе и других формируется у ребенка в три года. В этом возрасте мы отделяемся от мамы, учимся выстраивать отношения на троих. Когда ребенок понимает, что мама бывает занята и не всегда может удовлетворить его эмоциональные потребности, он начинает вступать в отношения с другими людьми. Например, вовлекает в свои игры папу, других значимых взрослых, а затем — ровесников. В процессе взаимодействия с семьей и другими детьми у ребенка формируется представление о разных качествах людей. Он сталкивается с положительными и отрицательными реакциями, пытается их анализировать. Во время коммуникации в детском возрасте мы учимся уступать, договариваться, отстаивать свои интересы.

👨‍👩‍👦 Поведение ребенка в детском саду и начальной школе отражает модель поведения, которая была заложена в семье. Если у малыша не было крепкой связи ни с кем, кроме мамы, то в более взрослом возрасте ему будет трудно выстраивать отношения «на троих». У таких детей не получается близко общаться с несколькими людьми одновременно, как правило, они выбирают одного друга и сильно от него зависят.

🔓Комфортно в разных компаниях чувствуют себя те дети, которые росли в семьях, где взрослые были открыты людям. Дети внимательно наблюдают за отношениями взрослых и копируют их поведение. Приводит ли мама друзей в дом? Есть ли у папы свои отношения с другими людьми? Как родители ведут себя в компании? На основе этого ребенок строит свою модель взаимоотношений во внешнем мире.

🙊 Дети, которые растут в закрытых семьях, могут развить навыки общения в детском саду или начальной школе. Если замкнутый ребенок попадает в дружный коллектив, его зажимы и скованность могут исчезнуть благодаря позитивному опыту общения с другими людьми.

Что делать взрослому человеку, если на его глазах ссорятся дети? Как развивать коммуникативные навыки у ребенка? Поговорим об особенностях детской дружбы.

👺 Конфликтные ситуации помогают ребенку развить навык переговорщика. Дети, чьи родители не пытаются молниеносно решить любую проблему чада, учатся выдерживать фрустрацию, контролировать свои эмоции, искать способы достижения цели. Эти навыки хорошо тренируются в песочницах и на детских площадках. Когда интересы ребенка пересекаются с интересами других детей, например, оба малыша хотят поиграть с одним и тем же совочком, важно позволить им справляться с этой ситуацией самостоятельно. Не предлагать сразу же готовых решений и не пытаться в ту же секунду регулировать ситуацию. Чем больше свободы дает взрослый, тем быстрее ребенок учится договариваться.

👊 Порой взрослые принимают несговорчивость ребенка за лидерские качества. На самом деле, это не так. Неспособность идти на уступки и компромиссы, например, играть с игрушкой по очереди, говорит о проблемах с эмоциональной регуляцией и неразвитых коммуникативных навыках. Истинные лидеры всегда достигают своих целей путем переговоров, стараются выстроить дружескую коммуникацию с оппонентом, редко уходят в агрессию.

👨‍⚖️ Позиция взрослого человека в детских конфликтах не должна напоминать позицию рефери. Когда два ребенка ссорятся, взрослому нужно не выносить вердикт, а подтолкнуть детей к тому, чтобы они придумали свои варианты решения проблемы. Разберемся, как это сделать.

🔻 Пример

Два ребенка делят одну игрушку и никак не могут выяснить, кому же она достанется. Вместо того, чтобы пытаться решить ситуацию, взрослый обращается к детям с вопросом: «Ты хочешь эту игрушку и ты хочешь эту же игрушку. Что мы будем делать?». Если дети не могут предложить решение, которое устроило бы обоих, взрослый забирает игрушку до тех пор, пока малыши не договорятся между собой. В случаях, когда дети совсем маленькие, чуть поторговавшись, родитель все же может предложить им несколько вариантов решения ситуации. Опыт переговоров очень важен, потому что в диалоге дети учатся не только самостоятельно заявлять о своей позиции, но и справляться с ограничениями, которые будут встречаться в процессе любых коммуникаций.

😉 Готовность быть инициатором общения — признак уверенного в себе ребенка. Каждому человеку приятно, когда к нему проявляют интерес, но самые увлекательные истории случаются с теми, кто не сидит в углу и не ждет, пока его заметят, а знакомится первым. Если у родителя получится донести эту мысль до ребенка, скорее всего, его малыш не будет страдать от одиночества. Дети, которые растут в безопасной среде, где все члены семьи «дружат» с эмоциями, быстрее находят подход к новым людям. Если в семье принято открыто говорить о своих чувствах, то ребенок не будет стесняться проявлять себя и в более широком кругу людей. Коммуникация у таких детей происходит спонтанно и естественно.

😥 Позиция жертвы формируется у детей, чьи родители вмешиваются в их отношения с друзьями. Важно, чтобы взрослый человек не давал оценку детской дружбе, не говорил ребенку, что его друзья ненастоящие. Даже, если круг общения сына или дочери, по его мнению, не слишком удачен. Защищать своего ребенка от других детей стоит только в случае буллинга. Приходить на помощь нужно тогда, когда родитель замечает, что кто-то систематически обижает его ребенка, а тот не может дать отпор.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В подростковом возрасте мы отдаляемся от родителей и порой проводим с друзьями больше времени, чем с семьей. Поговорим о том, по какому принципу подростки выбирают себе друзей и узнаем, можно ли уберечь ребенка от плохой компании.

🎸 Чаще всего подростки выбирают себе друзей по определенному статусу. К примеру, присоединяются к компании музыкантов, если хотят быть крутыми, или экоактивистов, если беспокоятся о будущем планеты. В тех случаях, когда интересы ребенка не вписываются в представления о норме родителей, в семье могут начаться конфликты.

👩‍👨 Разногласия с родителями могут происходить на почве ревности и гиперконтроля. Порой, старшему поколению трудно выдерживать конкуренцию с друзьями, принимать значимость их роли в жизни ребенка. Другая распространенная проблема отцов и детей — гиперконтроль. Если родитель не уверен в порядочности людей, которые окружают его ребенка, он становится более бдительным и строгим. К сожалению, такое поведение не защищает ребенка от неприятностей.

🏴‍☠️ На адекватный выбор компании влияют навыки эмоциональной регуляции, заложенные в детстве. Если ребенку в дошкольном и младшем школьном возрасте давали возможность поэкспериментировать и набраться опыта, говорили с ним про чувства, обсуждали особенности разных людей, то в подростковом возрасте он способен неплохо разбираться в людях. Знакомство с дурной компанией не станет для него угрозой. При столкновении с негативными вещами, эмоционально здоровому подростку захочется дистанцироваться.

💬 Совместные рассуждения с подростком также обезопасят его от негативного влияния социума. Родители, которые не ограничивают свободу выбора ребенка и не дают непрошеные советы, располагают к доверительному диалогу сильнее тех, кто требует подробного отчета и честности. Если ребенок проживает серьезную ссору или расставание с другом, если кто-то его обидел или разочаровал, не стоит негативно высказываться в адрес этого человека. Вместо бессмысленных оскорблений можно поговорить о том, какой опыт приобрел ребенок. В диалоге важно не навязывать свое мнение, а с помощью наводящих вопросов помогать подростку сформулировать свое собственное. Вопросы типа: «А что ты сам думаешь про своего друга?» помогают ребенку дойти до нужного вывода.

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;