Альбрехт Дюрер
Биография художника: от мастерской отца до Венеции
Дюрер начал работать с 6 лет в отцовской мастерской, а закончил поездками к мастерам в Венецию. Узнаем, как он стал универсальным художником.
1. Портрет Альбрехта Дюрера Старшего, 1490
2. Портрет Михаэля Вольгемута, 1516
3. Агнеса Дюрер. Рисунок пером, 1494
4. Портрет Максимилиана I, 1519
Поговорим о том, что сделало Альбрехта Дюрера (1471–1528) тем великим гравером, графиком и художником, которого мы знаем.
Начнем с его биографии 👇
👦 Родился в Нюрнберге в семье венгерских ювелиров. Дюрер — третий в поколении ремесленников и должен был продолжить дело отца и деда.
💍 Учился у отца. Это было обычным делом: уже с 6–7 лет ребенок помогал в мастерской, подавал инструменты, наблюдал за работой. По автопортрету Дюрера в 13 лет мы увидим, насколько этот опыт повлиял на него как на художника.
🎨 Решил стать не ювелиром, а художником. Этому способствовали настроения в Нюрнберге: здесь развивалась печать, появлялись книги, печатная графика. Образовался круг интеллектуалов, писателей, ученых.
✍️ Пошел учиться к Михаэлю Вольгемуту. Вольгемут — известный гравер, большой мастер, который сделал Нюрнберг центром печатной графики. Он научил Дюрера работать с гравюрами.
🏰 После обучения отправился в путешествие — художники часто так делали, чтобы набраться опыта и впечатлений. В поездке по Эльзасу и Лотарингии Дюрер изучал гравюры других мастеров — особенно его интересовали работы Мартина Шонгауэра.
👰 Официально стал мастером, открыл свою мастерскую и женился. Это три главные вехи в жизни большинства художников 15–18 веков. Жена Дюрера — Агнеса Фрей, девушка из богатой нюрнбергской семьи.
Дважды побывал в Венеции. Первый раз — в 1495 году сразу после свадьбы. В Нюрнберге тогда вспыхнула эпидемия чумы. Дюрер отправил жену в деревню, а сам решил воспользоваться этим для знакомства с венецианскими мастерами. Эта поездка сильно повлияла на творчество Дюрера. В 1505 году художник поедет в Венецию во второй раз.
💰 Был успешным художником. Основной доход обеспечивало производство гравюр. Его заказчиками были богатые горожане, купцы. Дюреру покровительствовал император Священной Римской империи Максимилиан I, художник ездил в Нидерланды к императору Карлу V. Везде его встречали как признанного мастера. Умер в 1528 году после долгой болезни.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте присмотримся к автопортрету Дюрера в возрасте 13 лет, когда он еще учится в мастерской отца. В этой работе уже видны черты, которые в будущем определят все творчество художника.
✍️ Портрет сделан серебряным карандашом. Дюрер в 13 лет уже мастерски владеет рисунком: серебряный карандаш не стирается, рисовать надо сразу начисто. При этом он оставляет очень тонкие линии — это по-настоящему ювелирная работа.
👤 В качестве объекта Дюрер выбрал человека — причем самого себя. Уже тогда он показывает интерес к личности, особенно к личности художника. Это отражает не только его собственные поиски, но и черты всей эпохи Ренессанса.
1. Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем, 1488
2. Альбрехт Дюрер. Мадонна с Младенцем, 1497
Поездка в Венецию оказала огромное влияние на становление Дюрера как художника. Знакомство с венецианской живописью помогло ему стать не только блестящим графиком, но и живописцем.
Вот как это происходило 👇
🎨 Венецианские художники славились своей работой с цветом. Мастера Кватроченто, Тициан, Джорджоне — все обладали удивительным чувством цвета, умели передавать его светоносность.
🤝 Особенно сильно на Дюрера повлиял Джованни Беллини. Художники подружились, Дюрер называл Беллини «наилучшим в живописи». Именно от него к Дюреру перешли яркость и сочность красок.
👨🎨 Венецианский опыт сделал Дюрера универсальным мастером. С одной стороны он прекрасно владеет карандашом, обучен технике гравюры, с другой — обладает невероятным чувством цвета, яркости и сочности красок.
1. Альбрехт Дюрер. Вид на долину Арко в Тироле, 1495
2. Альбрехт Дюрер. Водяная мельница в горах и рисовальщик, 1495
Завершим часть двумя пейзажами Альбрехта Дюрера, которые он написал уже после знакомства с итальянской живописью — «Вид на долину Арко в Тироле» и «Водяная мельница в горах и рисовальщик».
🏰 Вид на долину Арко в Тироле. Один из ранних немецких пейзажей, и вообще один из первых в западноевропейском искусстве. Дюрер отказывается от иерархии, свойственной итальянцам, когда на первом плане всегда человек, потом животные, растения — и лишь затем природа. Здесь виден равный интерес художника ко всем явлениям окружающего мира — и к рукотворной архитектуре, и к божественной природе.
⛰ Водяная мельница в горах и рисовальщик. Перед нами самые обычные, повседневные элементы пейзажа — камни, мельница, растения. Вдалеке сидит художник и все это рисует: его цель — запечатлеть все, что попадается ему на глаза.
О первых немецких пейзажах
1. Альбрехт Альтдорфер. Пейзаж с замком, 1510-е
2. Вольф Губер. Ландшафт Дуная около Кремса, 1529
3. Августин Хиршфогель. Имперское аббатство Залем, 1536
4. Альбрехт Дюрер. Вид на Нюремберг, 1496–1497
5. Альбрехт Дюрер. Досс-Тренто, 1495
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день