angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альбрехт Дюрер

Графика: обнаженная натура человека

Дюрер первым в Германии изобразил голое тело: человеческая натура интересовала его всю жизнь. Искания привели к гравюре «Адам и Ева» — о ней и других работах в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

1. Альбрехт Дюрер. Молодой заяц, 1502
2. Альбрехт Дюрер. Крыло сизоворонки, 1512
3. Альбрехт Дюрер. Кусок дерна, 1503
4. Альбрехт Дюрер. Омар, 1495
5. Альбрехт Дюрер. Сосна, 1497
6. Альбрехт Дюрер. Ирис, 1503
7. Альбрехт Дюрер. Жук-олень, 1505
8. Альбрехт Дюрер. Маленькая сова, 1506

В этой части мы обсудим графику Альбрехта Дюрера. Как почти все художники в Германии, Дюрер и писал маслом, и отлично владел графическими техниками. Особенный интерес у него вызывала живая природа — художник Ренессанса не только творец, но и исследователь.

🐇 Заяц. Дюрер одновременно использует гуашь и акварель. Наносит цветное пятно, и пока оно не высохло, толстой сухой кистью разносит краску в границах этого пятна: получаются плавные переходы между разными оттенками цвета и тени. Затем тонкая кисть тушью оставляет тонкие штришки, имитируя шерсть. Когда мы смотрим на зайца, нас восхищает, что каждая шерстинка проработана отдельно. Но это хитрость художника: он умеет создать впечатление тонкой работы.

🦆 Крыло сизоворонки. Дюрер — великолепный колорист с венецианским интересом к цвету. Оттенок каждого перышка прорисован отдельно. Художники Ренессанса часто использовали крылья реальных птиц — обычно лебедей или уток, чтобы реалистично показать крылья ангелов. Подобные ангельские крылья мы увидим и на картинах Дюрера. Обычно такие работы — наброски, с помощью которых художник отрабатывает приемы, ракурсы, учится передавать особенности объекта.

🌿 Куст дерна. Дюрера интересуют все детали: стебли, листья с прожилками, корневая система. Как и все художники Ренессанса в любой стране, Дюрер не только художник, но и ученый. Для него искусство — часть науки: можно писать книги, проводить эксперименты или делать точные зарисовки, все это помогает познанию мира.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Альбрехт Дюрер. Обнаженная, 1493
2. Альбрехт Дюрер. Обнаженный с кубком и змеёй (Асклепий), 1500
3. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1504
4. Альбрехт Дюрер. Пять обнаженных, 1526
5. Альбрехт Дюрер. Фигура женщины, показанная в движении, 1528
6. Альбрехт Дюрер. Рука, 1528
7. Альбрехт Дюрер. Этюд пропорций женского тела, 1528

Теперь поговорим об интересе Дюрера к человеческому телу, свойственном всем художникам Возрождения.

Как Дюрер обращался к обнаженной натуре 👇

🔞 Первым в Германии показал обнаженную натуру — в этюде «Обнаженная» 1493 года. Изображение человеческого тела интересовало Дюрера на протяжении всей жизни. Он пытался показать тело в максимально естественной позе, изучал, какие мышцы при этом напряжены, а какие расслаблены.

🍎 Гравюра «Адам и Ева» — результат поисков. Герои пропорциональны, их пропорции восходят к античным идеалам. Возможно, Дюрер видел гравюры с рисунками Витрувия, посвященными пропорциональности человеческого тела.

📖 Создал «Трактат по анатомии» в четырех томах. В нем он, как и Леонардо да Винчи, описывает идеальные пропорции человека: сколько раз голова должна умещаться в теле, как руки соотносятся с торсом и так далее — а также рассматривает человеческое тело в движении.

Давайте попробуем разобраться в самой загадочной и знаменитой гравюре Дюрера — «Меланхолии 1» 👇

*Это одна из трактовок гравюры, разработанная теоретиком искусства Эрвином Панофски.

👁 Что мы видим. Существо с крыльями сидит, подперев голову рукой. В другой руке у него циркуль.

📐 На земле лежат предметы, связанные с ремесленным делом: пила, рубанок, гвозди, линейка.

⚗️ Другие предметы указывают на науку: слева в котле что-то плавится и напоминает об алхимии, изображены сфера и полигедрон — многогранник. Эти формы крайне сложно выполнить правильно без предварительных расчетов.

🔢 С темой расчетов и достижений науки связан математический, или магический квадрат. Сумма чисел в каждом из столбиков квадрата равна 34. Та же сумма получится, если сложить числа четырех крайних ячеек квадрата или четырех центральных. Это раскрывает Дюрера как интеллектуала, связанного с точными науками.

👼 На гравюре можно заметить любопытных персонажей: ангелочка, задремавшего на мельничном жернове, и спящую собаку.

Почему все эти герои и предметы собраны в одной гравюре? 👇

🎭 Меланхолия — один из четырех темпераментов, учение о которых разработано еще в античности. Меланхолия считалась самым незавидным, последним темпераментом. Меланхолик — это чужак, закрытый, унылый, склонный к сумасшествию. Походящим меланхолику делом считалось ремесло, земледелие или ростовщичество. Такое мнение сохранялось до Средних веков.

✍️ В 15 веке во Флоренции начали переводить Платона. Философ Марсилио Фичино связал безумие меланхоликов из античности с концепцией божественного безумия у Платона — проявления высшего дара. Фичино считал, что таким безумием отмечены Данте, Петрарка — а значит, они были меланхоликами.

🎨 Меланхоликов изображали в определенной позе: они подпирают голову рукой или складывают руки в замок. Мы увидим эту позу не только у Дюрера, но и у Микеланджело в образе Гераклита на фреске Рафаэля «Афинская школа», и на портретах 17–18 веков.

Почему же существо с крыльями выглядит печально? 👇

🔝 В начале 16 века чернокнижник и философ Аггриппа Неттесгеймский создал теорию о трех уровнях гениальности. На первом уровне (низшем) ремесленники и художники, на втором ученые, на третьем теологи. И существо на гравюре с циркулем в руках как ремесленник печалится, что более высокий уровень меланхолии/гениальности ему недоступен.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия 1»

Про наготу в искусстве Германии

1. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1507
2. Альбрехт Дюрер. Три этюда с натуры для руки Адама, 1504
3. Альбрехт Дюрер. Рука Евы, 1507

Альбрехт Дюрер. Обнаженный автопортрет, 1505

Завершим эту часть графическим автопортретом Дюрера. Он совсем не похож на те живописные автопортреты, которые мы видели раньше.

Вот его особенности 👇

👁 Очень откровенный. Художник правдиво показывает свое тело: несовершенное, немолодое. Сравните абсолютную честность в графике с живописными автопортретами, где он приукрашивает реальность. Дюрер будто смотрит на себя сквозь разные объективы.

⬛️ Рисунок сделан на темной бумаге. Обычно в графике темный карандаш накладывает все тени через затемнения на светлой бумаге. А здесь объем достигается высветлением. Дюрер создает перспективу и объем разными способами, как в позитиве и негативе.

1. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1507
2. Лукас Кранах Старший. Венера и купидон, 1509

Мы обсудили обнаженную натуру в творчестве Дюрера. Давайте посмотрим, как вообще эту тему раскрывал Северный Ренессанс.

Предлагаем сравнить уже знакомую вам картину «Адам и Ева» Дюрера — и «Венеру и купидона» его современника, немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего.

Обратите внимание на Еву и Венеру. Подумайте, что общего и различного в том, как эти художники изображают обнаженную натуру? Какие влияния вы можете найти в их картинах?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;