Альбрехт Дюрер
Гравюры: высокое качество и сюжеты «Апокалипсиса»
В своей мастерской Дюрер изготавливал гравюры высокого качества на разные темы: от рыцарей до конца света. Разберемся, что интересного в гравюрах художника.
1. Йост Амман. Гравер за работой, гравюра, 1568
2. Михаэль Вогельмут. Вид Дамаска, гравюра из Нюрнбергской хроники, 1493
3. Михаэль Вогельмут. Пляска смерти, 1493
4. Мартин Шонгауэр. Ecce Homo («Се человек»), конец 15 века
5. Мартин Шонгауэр. Крестьянская семья едет на рынок, конец 15 века
Мы посвятим эту часть гравюрам Дюрера. Но прежде давайте выясним, что такое гравюра на дереве — ксилография и как она делается.
Гравюра создается в несколько этапов 👇
✍️ Сначала художник делает рисунок в зеркальном, отраженном виде — чтобы потом при печати изображение получилось как нужно. Затем изображение переносится на отшлифованную деревянную доску.
〰️ Доска с отпечатком попадает в руки граверу. Мастер аккуратно вырезает все лишнее в тех местах, где при печати будут неокрашенные части. Остаются только выпуклые контуры рисунка.
🟫 Доска покрывается краской. При помощи пресса ее прижимают к бумаге, делая отпечаток. В зависимости от качества заготовки, может получиться до нескольких десятков изображений.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяАльбрехт Дюрер
1. Св. Иероним, 1492
2. Рыцарь и ландскнехт, 1497
3. Изгнание из Рая, 1510
4. Покаяние, 1510
5. Портрет Императора Максимилиана I, 1518
6. Герб Дома Дюреров, 1523
Теперь поговорим о гравюрах Альбрехта Дюрера и о том, как он выстраивал процесс их изготовления.
✍️ Раньше художник создавал только рисунок для будущей гравюры. Затем он отдавал его граверу, и тот вырезал на дереве заготовку для печати. От художника мало что зависело: гравер неосторожным движением мог случайно удалить важные детали изображения — складки на одежде, часть штриховки.
©️ Дюрер перенес весь процесс в свою мастерскую. Изготовлением досок занимался штат помощников, но Дюрер контролировал все этапы. Работа была более кропотливой, на нее уходило больше времени — зато качество получалось высочайшим, и Дюрер мог его гарантировать. Для этого он начал добавлять на гравюры монограмму AD.
1. Альбрехт Дюрер. Св. Михаил борется с драконом, 1497–1498
2. Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса, смерть, голод, мор и война, 1498
3. Альбрехт Дюрер. Ангел с ключом от преисподней, 1497–1498
4. Альбрехт Дюрер. Битва ангелов, 1497–1498
5. Альбрехт Дюрер. Морское чудовище и зверь с рогами агнца, 1497–1498
6. Альбрехт Дюрер. Семь труб даны ангелам, 1497–1498
Давайте рассмотрим две гравюры из серии «Апокалипсис». Это иллюстрации к «Откровениям Иоанна Богослова» — они стали особенно актуальны накануне 1500 года, когда все в очередной раз ждали конца света.
🐉 Св. Михаил борется с драконом. Традиционная сцена борьбы света и тьмы. В верхней части архангел Михаил пронзает копьем дьявола в облике дракона. Дюрер выделяет фигуру архангела благодаря тунике: на ней минимум складок, отчего она кажется самым светлым пятном в верху картины. Внизу мы видим красивый пейзаж — тот сотворенный Богом мир, который защищают силы света.
🐴 Четыре всадника Апокалипсиса. Показаны Смерть, Голод, Болезнь и Война. В руке Войны меч, у Болезни стрелы — символ разящей всех вокруг чумы. Голод держит пустые весы. Под копытами Смерти и простые крестьяне, и знатные люди. Это воплощает средневековую идею о том, что перед смертью все равны. Горизонтальная штриховка, движение слева направо передают стремительность приближающегося Апокалипсиса. Пространство ограничено, что создает напряжение — позже мы увидим этот прием в барокко.
➰ Дюрер связывает две эпохи. Он органично соединяет средневековое мировоззрение и интерес Возрождения к человеку, природе, науке. А еще показывает удивительное мастерство: все иллюстрации небольшого размера книжной страницы. Сказывается опыт в ювелирной мастерской отца.
1. Альбрехт Дюрер. Св. Иероним в своей келье, 1514
2. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1504
3. Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол, 1513
4. Альбрехт Дюрер. Меланхолия, 1514
Время тренировки — давайте попрактикуем навык отличать работы Дюрера с нашим тренажером.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день