angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альбрехт Дюрер

Портреты: как Дюрер видел личность художника

Дюрера интересовала личность художника: он хотел показать, что они — творцы, и в то же время простые люди. Разберемся, как Дюрер рисовал свои автопортреты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1493

В этой части мы говорим о портретах и автопортретах Дюрера. Художник на протяжении всего творчества изображал самого себя. Попробуем понять, зачем Дюрер это делал, на примере раннего автопортрета 1493 года.

👤 Дюрер писал автопортреты не ради самолюбования. Как художника Ренессанса его интересовал человек, личность — в первую очередь личность художника. Он был сам для себя удобным объектом для исследования: модель всегда под рукой, можно писать в любое время.

👨‍🎨 Автопортрет 1493 года — продолжение разговора художника о себе. Художник написан в три четверти, по пояс — в духе Ренессанса. На нем модный красивый наряд с окантовкой, головной убор. Волосы распущены, в руках цветок чертополоха. Фон темный, без пейзажа и интерьера, как на всех голландских и немецких портретах 15 века.

🤵 Вероятно, этот автопортрет — обручальный подарок. Во времена Дюрера женихи часто заказывали художникам свои портреты, чтобы преподнести семье невесты. Образ Дюрера на автопортрете — привлекательного, мечтательного молодого человека — соответствует традициям таких портретов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1498

Теперь перед нами Автопортрет 1498 года. Посмотрим, как в нем отразились перемены в жизни и мировоззрении художника.

В автопортрете появился пейзаж. Он написан по возвращении из Венеции. Дюрер следует венецианской традиции, в которой пейзаж в портрете играет важное значение: природа и человек существуют вместе, и человек — такой же сложный мир, созданный Богом.

🧤 Дюрер подчеркивает свой статус. На нем эффектный наряд по итальянской моде, на руках перчатки — щегольская деталь. Дюрер делает акцент на том, что художник обладает высоким статусом. Это итальянский взгляд на вещи: в Германии художники по-прежнему ремесленники.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 28 лет, 1500

Мы добрались до самого знаменитого автопортрета Дюрера, написанного в 28 лет — известного также как «Автопортрет в шубе». В нем художник соединил свой образ с образом Христа.

Как этого добился Дюрер👇

👤 Изобразил себя фронтально. В то время портреты в основном были трехчетвертными, а лицом к зрителю располагались только молитвенные образы на иконах.

🙏 Рука придерживает воротник шубы — длинные пальцы напоминают жест благословения Христа на алтарных картинах.

👁 Изменил пропорции лица — сделал его более симметричным: лоб увеличен, глаза смотрят прямо, хотя в жизни слегка косили. Создав идеальный вариант себя, Дюрер также приблизил автопортрет к божественному образу.

Изобразил золотые волосы на темном фоне — они заменяют золотой фон на алтарных образах, который символизирует царство небесное, Божественный мир.

👨‍🎨 Отсылка к традиционной иконографии не отменяет того, что перед нами человек. На нем скромная шуба, простая сорочка, из волос выбился чубчик. Дюрер в первую очередь хочет сказать, что художник — тоже творец, который создает новый мир.

Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника, 1514

Альбрехт Дюрер. Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Завершим эту часть портретом отца Дюрера, написанном в 1497 году. Этой работой Дюрер будто прокладывает мостик к портретам эпохи барокко.

👤 Дюрер не приукрашивает образ отца. На нем простая одежда, подбитая мехом, черная шапка, которую носили ремесленники. Отец выглядит усталым, пожилым — Дюрер не скрывает его морщины, щетину на подбородке.

👁 Образ все равно остается привлекательным. Мы видим умный, глубокий взгляд, выразительное лицо. Художник изображает отца, которого хорошо знает, и передает глубину его характера.

🔜 Дюрер уже в конце 15 века пишет внешность реалистично, не приукрашивая. Вместе с тем, он передает характер модели, внутренние качества человека. Это переносит нас в 17 век — эпоху Рембрандта и Халса, которые довели психологический портрет до совершенства.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;