angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альбрехт Дюрер

Религиозная живопись: от Рождества Иисуса до «Поклонения волхвов»

В религиозных картинах Дюрер воплощает идеи Возрождения, но добавляет свой колорит: яркие цвета, афроамериканцы, политика. Больше подробностей — в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров, 1503

Поговорим о религиозной живописи Дюрера. И начнем с Алтаря Паумгартнеров. Это живописный триптих — такие в 15 веке постепенно пришли на смену резным алтарям.

Что мы на нем видим 👇

🐉 На боковых створках — братья Паумгартнеры. Это заказчики алтаря, изображенные в образе святых покровителей. Слева — святой Георгий и сраженный им дракон, справа — покровитель охотников святой Евстафий и олень с крестом между рогов.

👶 В центральной части — Рождество Иисуса. Вместе с Марией и Иосифом младенцу Христу поклоняются все члены семьи Паумгартнеров.

🏛 Дюрер соединяет Средневековье, итальянский и северный Ренессанс. Изображать заказчиков на алтарных образах — распространенная традиция в средневековом искусстве Западной Европы. Четкая перспектива, классические арки на колоннах, уходящий вдаль пейзаж — черты итальянской живописи. А портретно написанные лица святых на лаконичном черном фоне свойственны Северному Возрождению.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В прошлой части мы предложили сравнить две картины с обнаженной натурой — «Адама и Еву» Альбрехта Дюрера (1507) и «Венеру и Амура» Лукаса Кранаха Старшего (1509).

Теперь расскажем об этом подробнее 👇

🍎 Ева на картине Дюрера — первая обнаженная в живописи Германии с правильными пропорциями. У ее тела плавные линии, подчеркивающие женственность, изящество. Однако перед нами библейский персонаж, что укладывается в традиции искусства средневековой Европы.

🏹 Венера на картине Кранаха — героиня античной мифологии. Это сближает ее с образами итальянского искусства. На то, что перед нами Венера, указывает Амур рядом с ней и надпись, предостерегающая от его стрел.

👁 Лукас Кранах будто шагнул дальше, показав наготу чувственной античной богини. Однако в композиции, постановке фигуры, лаконичности фона узнается влияние Дюрера. Художники были знакомы — не исключено, что Ева стала для Кранаха образцом, когда он работал над Венерой.

Альбрехт Дюрер. Праздник венков из роз, 1506

Теперь перед нами картина «Праздник венков из роз», или «Праздник четок», написанная после второй поездки в Венецию. В отличие от Алтаря Паумгартнеров, который сочетал разные традиции, здесь Дюрер полностью воплотил идеи итальянского Ренессанса.

Вот как это получилось 👇

🟦 В центре картины — Богоматерь. Роскошное платье, светлые волнистые волосы делают ее похожей на венецианку. Она сидит на троне как небесная царица, а за ее спиной драпировка-балдахин — эта деталь напоминает приемы Беллини.

👑 Ангелы держат корону — богатое ювелирное украшение с множеством деталей. Здесь проявляется щепетильность Дюрера и его опыт в отцовской мастерской.

🤝 У картины есть политический подтекст. Богоматерь надевает венок на голову императора Максимилиана Первого, а Христос — на голову папы римского. И папа, и император преклонили колена: церковная и светская власть равны. Это подчеркивает ангел между ними, который играет на лютне — символе согласия. Обратите внимание на крылья ангела: цветом они напоминают крыло сизоворонки.

⚖️ Композиция полностью уравновешена. Богоматерь в центре, папа и император справа и слева, уходящая вдаль природа — все находится в гармонии.

🎨 Удивительный колорит. В этой картине Дюрер достигает виртуозности в использовании цвета. Венецианцы скептически относились к работе с цветом художников не из Венеции, но Дюрера они признали за равного. Это подтверждает удивительную универсальность Дюреровского гения: он и график, как немец, и живописец, как венецианец.

1. Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей, 1506
2. Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей (фрагмент)
3. Леонардо да Винчи. Пять гротескных голов, ок. 1490
4. Рембрандт. Портрет старика-еврея, 1654

Посмотрим картину «Христос среди учителей», где Дюрер проявил ренессансный интерес не только к цвету, но и к человеческим лицам и рукам.

📖 Традиционный сюжет. Когда Иисусу было 12 лет, он потерялся в Иерусалиме во время празднования Пасхи. Иисуса нашли через три дня в храме, где он вел беседу с учеными мудрецами. Дюрер показывает эту сцену — как и многие художники до и после него.

👤 Образ юного Христа контрастирует с книжниками. У мудрецов гротескные, почти пугающие физиономии — похожие на те, что зарисовывал Леонардо да Винчи.

☝️ В центре композиции не лицо, а руки. Христос зажимает пальцы, перечисляя аргументы в споре. У старца рядом они тоже очень выразительные. Пример того, насколько руки могут быть красноречивыми. Позже на эту особенность будет обращать внимание Рембрандт.

О рисунке «Руки, сложенные в молитве»

Альбрехт Дюрер. Руки, сложенные в молитве, 1508

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов, 1504

Завершим эту часть разговором о картине «Поклонение волхвов». Это частный заказ курфюрста Саксонии Фридриха III для алтаря замковой церкви в Виттенберге.

Что интересного мы видим 👇

🙏 Сохранена традиционная иконография. Три волхва принесли дары младенцу Христу. Тут же показаны телец и осел, которые в хлеву согревали Христа своим дыханием.

🎨 Яркие цвета. Дюрер использует традиционный сюжет, чтобы показать то, что интересно ему — это в первую очередь яркие, сочные цвета.

🤴🏾 Один из волхвов — с черной кожей. Этнографический интерес Дюрера связан с эпохой географических открытий и активным взаимодействием Европы с другими странами и континентами. Художнику интересно показать экзотическую внешность — во время поездки в Венецию он делал зарисовки людей из разных стран.

Об интересе Дюрера к экзотике

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;