Альбрехт Дюрер
Религиозная живопись: от Рождества Иисуса до «Поклонения волхвов»
В религиозных картинах Дюрер воплощает идеи Возрождения, но добавляет свой колорит: яркие цвета, афроамериканцы, политика. Больше подробностей — в этой части.
Поговорим о религиозной живописи Дюрера. И начнем с Алтаря Паумгартнеров. Это живописный триптих — такие в 15 веке постепенно пришли на смену резным алтарям.
Что мы на нем видим 👇
🐉 На боковых створках — братья Паумгартнеры. Это заказчики алтаря, изображенные в образе святых покровителей. Слева — святой Георгий и сраженный им дракон, справа — покровитель охотников святой Евстафий и олень с крестом между рогов.
👶 В центральной части — Рождество Иисуса. Вместе с Марией и Иосифом младенцу Христу поклоняются все члены семьи Паумгартнеров.
🏛 Дюрер соединяет Средневековье, итальянский и северный Ренессанс. Изображать заказчиков на алтарных образах — распространенная традиция в средневековом искусстве Западной Европы. Четкая перспектива, классические арки на колоннах, уходящий вдаль пейзаж — черты итальянской живописи. А портретно написанные лица святых на лаконичном черном фоне свойственны Северному Возрождению.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяВ прошлой части мы предложили сравнить две картины с обнаженной натурой — «Адама и Еву» Альбрехта Дюрера (1507) и «Венеру и Амура» Лукаса Кранаха Старшего (1509).
Теперь расскажем об этом подробнее 👇
🍎 Ева на картине Дюрера — первая обнаженная в живописи Германии с правильными пропорциями. У ее тела плавные линии, подчеркивающие женственность, изящество. Однако перед нами библейский персонаж, что укладывается в традиции искусства средневековой Европы.
🏹 Венера на картине Кранаха — героиня античной мифологии. Это сближает ее с образами итальянского искусства. На то, что перед нами Венера, указывает Амур рядом с ней и надпись, предостерегающая от его стрел.
👁 Лукас Кранах будто шагнул дальше, показав наготу чувственной античной богини. Однако в композиции, постановке фигуры, лаконичности фона узнается влияние Дюрера. Художники были знакомы — не исключено, что Ева стала для Кранаха образцом, когда он работал над Венерой.
Теперь перед нами картина «Праздник венков из роз», или «Праздник четок», написанная после второй поездки в Венецию. В отличие от Алтаря Паумгартнеров, который сочетал разные традиции, здесь Дюрер полностью воплотил идеи итальянского Ренессанса.
Вот как это получилось 👇
🟦 В центре картины — Богоматерь. Роскошное платье, светлые волнистые волосы делают ее похожей на венецианку. Она сидит на троне как небесная царица, а за ее спиной драпировка-балдахин — эта деталь напоминает приемы Беллини.
👑 Ангелы держат корону — богатое ювелирное украшение с множеством деталей. Здесь проявляется щепетильность Дюрера и его опыт в отцовской мастерской.
🤝 У картины есть политический подтекст. Богоматерь надевает венок на голову императора Максимилиана Первого, а Христос — на голову папы римского. И папа, и император преклонили колена: церковная и светская власть равны. Это подчеркивает ангел между ними, который играет на лютне — символе согласия. Обратите внимание на крылья ангела: цветом они напоминают крыло сизоворонки.
⚖️ Композиция полностью уравновешена. Богоматерь в центре, папа и император справа и слева, уходящая вдаль природа — все находится в гармонии.
🎨 Удивительный колорит. В этой картине Дюрер достигает виртуозности в использовании цвета. Венецианцы скептически относились к работе с цветом художников не из Венеции, но Дюрера они признали за равного. Это подтверждает удивительную универсальность Дюреровского гения: он и график, как немец, и живописец, как венецианец.
1. Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей, 1506
2. Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей (фрагмент)
3. Леонардо да Винчи. Пять гротескных голов, ок. 1490
4. Рембрандт. Портрет старика-еврея, 1654
Посмотрим картину «Христос среди учителей», где Дюрер проявил ренессансный интерес не только к цвету, но и к человеческим лицам и рукам.
📖 Традиционный сюжет. Когда Иисусу было 12 лет, он потерялся в Иерусалиме во время празднования Пасхи. Иисуса нашли через три дня в храме, где он вел беседу с учеными мудрецами. Дюрер показывает эту сцену — как и многие художники до и после него.
👤 Образ юного Христа контрастирует с книжниками. У мудрецов гротескные, почти пугающие физиономии — похожие на те, что зарисовывал Леонардо да Винчи.
☝️ В центре композиции не лицо, а руки. Христос зажимает пальцы, перечисляя аргументы в споре. У старца рядом они тоже очень выразительные. Пример того, насколько руки могут быть красноречивыми. Позже на эту особенность будет обращать внимание Рембрандт.
О рисунке «Руки, сложенные в молитве»
Завершим эту часть разговором о картине «Поклонение волхвов». Это частный заказ курфюрста Саксонии Фридриха III для алтаря замковой церкви в Виттенберге.
Что интересного мы видим 👇
🙏 Сохранена традиционная иконография. Три волхва принесли дары младенцу Христу. Тут же показаны телец и осел, которые в хлеву согревали Христа своим дыханием.
🎨 Яркие цвета. Дюрер использует традиционный сюжет, чтобы показать то, что интересно ему — это в первую очередь яркие, сочные цвета.
🤴🏾 Один из волхвов — с черной кожей. Этнографический интерес Дюрера связан с эпохой географических открытий и активным взаимодействием Европы с другими странами и континентами. Художнику интересно показать экзотическую внешность — во время поездки в Венецию он делал зарисовки людей из разных стран.
Об интересе Дюрера к экзотике
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день