История дворцовой архитектуры
Версаль во Франции: символ монархии
С Людовика XIII во Франции начинается эпоха абсолютизма. Посмотрим, как жизнь короля становится театральным представлением, а Версаль — идеальными декорациями.
1. Людовик XIII (1610–1643)
2. Людовик XIV (1643–1715)
3. Людовик XV (1715–1774)
4. Карта «Новой Франции» (1612) — колоний в Северной Америке
5. Пристань Французской Ост-Индийской компании
6. Картина «Кольбер представляет членов Королевской Академии наук Людовику XIV».
7. Укрепления нового типа, построенные инженером Себастьяном Вобаном по всей Франции
8. Место расположения первого французского центрального банка, основанного в 1718 году
В этой части мы рассмотрим Версаль — грандиозный дворцово-парковый ансамбль, символ французской монархии. Для начала выясним, как он появился.
👑 Начиная с Людовика XIII во Франции все заметнее процесс оформления современного государства. В школьных учебниках истории эту эпоху называют «абсолютизм». Но именно благодаря Людовикам, а также их премьер-министрам — Ришелье, Мазарини, Жан-Батист Кольберу и Андре-Эркюлю де Флери во Франции меняется система управления, налогов, расширяются торговые связи, колонии, основываются Академии, развиваются науки.
▪️ Уходит в прошлое средневековая система корпораций, сословий и городских коммун, которые вместе с королем составляли политическую систему — теперь есть король и все остальные.
▪️ Аристократам, которые раньше могли заниматься политикой, интригами, воевать, фактически не осталось другого интересного занятия, кроме как превратиться в двор — приложение к королю.
🦌 В истории Версаля легко увидеть несколько периодов. Людовик XIII «Справедливый» (о котором как раз пишет Дюма в «Трех мушкетерах») полюбил это место, еще будучи наследником престола. Он приехал в Версаль для первой охоты в 1607 году и обнаружил лес и луга с большим количеством дичи. В 1623 году уже как король Людовик XIII он построил в лесах Версаля небольшой охотничий домик. В 1631 году он захотел его перестроить в духе раннего французского классицизма. Работы велись до 1634 года и легли в основу современного дворца. Архитектором был Филибер Леруа.
🏗 Людовик XIV «Король-солнце» — именно с ним связаны самые серьезные изменения дворца. Став королем в 1654 году, он решил еще больше расширить пределы замка. Работы велись до конца его жизни в 1715 году. За это время появились северное и южное крыло, павильоны государственных секретарей, Дворцовая часовня. Людовик окончательно превращает Версаль в главную королевскую резиденцию, а не «дачу» — он проводит в Версале больше времени, чем в Лувре. А помогают ему архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и ландшафтный архитектор Андре Ленотр.
🎵 После смерти Людовика XIV двор переехал в Париж — Людовику XV было всего пять лет, а без короля двор не может нормально функционировать. О Версале на время забыли, пока король не вернулся сюда с намерением завершить строительство. В отличие от отца, любившего пышные праздники и строившего большие открытые пространства, замкнутый Людовик XV предпочитал уединение (с фаворитками), и поэтому при нем в Версале появилось много небольших комнат. Также он построил Королевский оперный театр. Людовик XVI тоже жил во дворце.
🎵 Для атмосферы предлагаем послушать отрывок из барочной оперы «Бореады» французского композитора Жан-Филиппа Рамо.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться📃 Распорядок дня Короля-Солнце
🕣 8.30 Первый камердинер будит короля. Визит королевского врача и хирурга. Король умывается, расчесывается, бреется, одевается — с помощью слуг и в присутствии придворных, для которых право присутствовать при этих процедурах — большая честь. Специальные слуги выносят одежды на торжественную церемонию облачения, при которой тоже присутствуют отдельные придворные. Завтрак. Всего участников утренних церемоний было около 100 человек.
🕙 10:00 Процессия проходит из королевских апартаментов через Зеркальный зал. Короля видит собравшаяся публика придворных. У некоторых есть возможность обратиться к королю, передать записку, просьбу. Король доходит до часовни, садится на свое место для мессы, которая длится полчаса.
🕚 11:00 Король возвращается в свои апартаменты, приступает к государственным делам. По разным дням недели с участием короля проходили советы с разными повестками и разным количеством участников — финансы, международные отношения, дела религии, управление государством и пр.
🕐 13:00 Король обедает в апартаментах. По желанию короля к трапезе могут быть приглашены и придворные, но часто он оставался и один (не считая слуг).
🕑 14:00–18:00 Прогулки в парке Версаля: пешком, охота, верховая езда — с участием слуг и придворных. Планы на эту часть дня король объявлял утром, что давало возможность и придворным, и слугам как следует подготовиться.
🕕 18:00 Работа с документами в кабинете королевских апартаментов — в основном, письма многочисленным корреспондентам, деловые и не очень.
🕙 22:00 Ужин с членами королевской семьи и придворными.
🕚 23:00 Церемония отправления ко сну, такая же сложная и многолюдная, как и утренняя.
1. Скромный охотничий домик Людовика XIII (садовый фасад)
2. Начало освоения Версаля (картина 1668 года): на первом плане — городок Версаль, в центре — небольшой пока дворец буквой П, с хозяйственными постройками (так строили и наши усадьбы). За дворцом небольшой парк, но панорама уже уходит до горизонта
3. Представление балета Альцеста во дворе Версаля, 1674
4. Дворец Версаля ок. 1680 года (вид со стороны сада)
5. Зеркальная галерея, 1678–1684
6. Бал в Зеркальной галерее, 1745
7. Росписи потолка
8. Апартаменты короля Людовика XIV, несколько комнат, включая спальню, кабинеты, комнаты приемов и т.д.
9. Королевская опочивальня в государственных покоях (предназначенных для церемоний)
10. Кабинет Марии-Антуанетты — пример почти частного интерьера
Рассмотрим устройство Версальского дворца. Так как его строили два столетия, он стал своего рода энциклопедией стилей французской архитектуры — и подходов к государственному управлению.
🔲 Главный фасад Версальского дворца выходит на восток. Дворец П-образный в плане с двумя симметричными второстепенными крыльями. Пространство между основными крыльями образует Королевский двор. Площадь дворца — 67 000 квадратный метров. В нем 2143 окна, 1252 дымохода и 67 лестниц.
🏛 Архитектура дворца постоянно менялась. Начавшись с домика из кирпича и камня с покатой крышей, он разрастался, к нему добавились классицистические колоннады и плоские крыши, а завершилось все неоклассикой.
👑 Королевские апартаменты. Самая первая пристройка к охотничьему домику Людовика XIII (в момент строительства она так и называлась «новый замок»). При этом личные покои короля и королевы остались в старом замке. Архитектура новых помещений соответствовала итальянским образцам. Королевские апартаменты состояли из семи комнат, посвященных семи известным тогда планетам и соответствующим римским богам.
🌳 Зеркальная галерея. Грандиозное сооружение длиной 70 метров нарушило идею о семи комнатах-планетах: три пришлось убрать. В галерее 17 широких аркадных зеркал находятся напротив окон, выходящих в сад, и отражают их. Создается ощущение, что окна с садом находятся с обеих сторон.
⛪️ Королевская часовня. Последнее здание, построенное при Людовике XIV. Здесь проводили ежедневные службы, свадебные церемонии и крещения. Как и в других королевских часовнях, здесь было два уровня: король с семьей молился в Королевский галерее сверху, а придворные стояли внизу.
🎶 Королевская опера. Ее задумал еще Людовик XIV, но из-за войн денег на строительство не было. Идею подхватил Людовик XV, который построил оперу к свадьбе дофина Людовика XVI. Сроки были сжатые, так что оперу построили из дерева, окрашенного под мрамор — благодаря этому внутри очень хорошая акустика.
🖼 Музей истории Франции. Открыт внутри Версаля при Луи-Филиппе в 19 веке. Для этого перестроили часть апартаментов, сделав вместо небольших комнат несколько просторных залов и галерей: Зал Коронации, Галерея Битв, Зал 1830 года. После свержения Луи-Филиппа сохранили только Галерею Битв. Остальное пространство на первом этаже превратили в галереи Людовика XIV и его двора: там выставлены мебель, картины и скульптуры.
1. Водный Партер
2. Бассейн Латоны
3. Фонтан Дракона
4. Фонтан Нептуна
5. Северный партер
6. Южный партер
7–9. Большой Трианон
10. Малый Трианон
Теперь поговорим о знаменитом версальском парке, без которого образ Версаля был бы неполным.
🌳 Проектировка сада имеет символическое значение. Он построен так, чтобы его было видно с западной террасы, и чтобы создать грандиозную перспективу, доходящую до самого горизонта — символ полного господства короля над природой.
📐 Водный Партер. Терраса дворца, связывающая дворец с садами. Отсюда открывается вид на симметричный парк.
💦 Бассейн Латоны. Украшен скульптурной группой, отсылающей к легенде о Латоне и ее детях — Аполлоне и Диане. По легенде они не могли напиться из колодца, потому что в него метали грязь крестьяне. Зевс превратил их в лягушек и ящериц. Тут был и символический намек на оппозицию, которая устраивала смуты во времена Людовика XIV.
☀️ Бассейн Аполлона. Скульптурный ансамбль фонтана изображает Аполлона на колеснице. Аполлон — воплощение солнца, что было очень близко Людовику XIV. За фонтаном начинается Гранд-канал, который тянется на 1800 метров до южной части парка.
⛲️ Северный партер. Группа садов, включающая две рощи: рощу Трех Фонтанов и Боскет Триумфальной Арки. Севернее — три фонтана: Фонтан Пирамиды, Фонтан Дракона и Фонтан Нептуна. Дракон здесь — на самом деле змея, которую убил Аполлон.
🌺 Южный партер. Находится под окнами покоев королевы и на крыше Оранжереи. Оранжерея расположена под главной террасой дворца, на которой покоятся Северный и Южный партеры.
🔷 Большой Трианон. Небольшой дворец, где Людовик XIV любил уединяться от придворных. Сначала это был павильон, покрытый бело-голубым фарфором в модном китайском стиле. Позже его заменили Большим Трианоном в классическом стиле, с террасой и разноцветными мраморными плитами на стенах.
🏛 Малый Трианон. Построен уже для Людовика XV. Здание квадратной формы с разными фасадами стало прообразом неоклассицизма во Франции. Богато украшенный фасад с коринфскими колоннами обращен во французский ландшафтный сад.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день