Русское дворянство после отмены крепостного права
Образ русского дворянства в литературе второй половины 19 века
Основное представление о жизни России 19 века большинство людей черпают из русской классической драматургии: Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Достоевского, Островского, Чехова, Тургенева. Давайте посмотрим, благодаря кому сложился образ «угасающего дворянства
📚 Русская литература всегда отражала процессы, проходившие в жизни страны. И поэтому мы часто доверяем великим писателям и драматургам в изображении реальности, забывая, что писатель — это не историк, писатель следует своим художественным целям.
✍️ Дворяне — главные герои русской литературы всего 19 века. Книги писались для дворян и про дворян, а авторы, как правило, стремились к реализму и описывали события современности. К концу 19 века в русской драматургии укрепляется образ дворянина, пытающегося справиться с новыми условиями.
↔️ «Пограничный» образ можно увидеть в «Отцах и детях» Тургенева. Тургенев описывал эталонную дворянскую усадьбу с крепостным правом, а действие романа происходит 1858 году в процессе подготовки крестьянской реформы. И Николай Кирсанов уже пытается в своем имении ввести наемный крестьянский труд, пусть и не слишком успешно.
Основная мысль многих произведений второй половины 19 века — «оскудевшее» дворянство, которое не может существовать в новых условиях и не может расстаться со своим привычным образом жизни. Давайте посмотрим на три этих самых известных произведения.
1️⃣ «Лес» Островского 1870 года стал первой пьесой, в которой ярко заявлялось о том, что дворянство переживает упадок и оказывается в стороне от жизни.
💔 Главная героиня Гурмыжская не может отказаться от прежнего образа жизни. Она тщетно пытается свести концы с концами и решает по частям продавать свое имение крестьянину, который стал купцом. Но она не может расстаться с лесом, считая, что имение без леса — не имение.
2️⃣ В 1897 году появляется пьеса «Дядя Ваня» Чехова. Там дворянин дядя Ваня уже с азартом берется за управление имением, но все равно доказывает полную неспособность. А второй герой, не дворянин, хочет продать землю и вложить деньги в ценные бумаги, чтобы получить хорошую прибыль — то есть предлагает современный путь.
💔 Но для дяди Вани имение — дело всей жизни, отражение самого себя, а не только источник дохода, поэтому он отвергает идею.
3️⃣ Апофеоз образа неспособности дворян — «Вишневый сад» Чехова. Это грустная предсмертная пьеса, в которой бывшая помещица Раневская не может продать вишневый сад купцу Лопахину, сыну бывшего крепостного, хоть и очень нуждается в деньгах.
💔 Раневская держится за усадьбу и сад, считает, что это отражение ее самой. Поэтому не может согласиться на финансово выгодное предложение Лопахина снести усадьбу, выкорчевать сад, разделить земли на участке, построить там дачи и сдавать.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Вишневый сад» и современники
Задание.
Как пренебрежительно называли крестьян, ставших владельцами больших угодий на юге страны?
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день