Антонин Дворжак
Биография композитора и концерт для фортепиано с оркестром соль минор
Национальные музыкальные школы стали формироваться в 19 веке. Посмотрим, как это повлияло на композиторскую судьбу Дворжака, и послушаем его ранний концерт.
Начинаем говорить о чешской музыкальной школе и ее основателе Антонине Дворжаке. Для начала разберемся с понятием «национальная музыкальная школа», поговорим о биографии композитора и послушаем концерт для фортепиано с оркестром соль минор.
🎼 Антонин Дворжак — чешский композитор, представитель романтизма. Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес недалеко от Праги, первым из восьми детей. Его отец Франтишек Дворжак был мясником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но увидев тягу мальчика к музыке, родители отдали его в местную музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 16 лет Дворжака отправили в Злоницу обучаться теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем.
🎻 В течение 1860-х Антонин служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра, который в то время был под управлением Бедржиха Сметаны. Проработав в оркестре 10 лет, он уходит оттуда, чтобы начать работу композитором.
🗣 Первое упоминание о Дворжаке как о композиторе появилось в прессе в 1871 году, когда ему было 30 лет и он еще не слышал исполнения ни одного своего сочинения. Заслуга в открытии Дворжака-композитора принадлежит известному чешскому деятелю, редактору пражской музыкальной газеты Прохазке, поддерживавшему все новое и значительное в чешском искусстве. Ознакомившись с партитурой комической оперы Дворжака «Король и угольщик», которая была написана по народной сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасенном добродушным угольщиком, Прохазка на многие годы стал его активным пропагандистом. Он же своими советами помог Дворжаку погрузиться в стихию отечественной культуры, после чего по-славянски напевные мелодии Дворжака приобрели постепенно особую красоту и силу. Музыка стала насыщаться героикой и патриотизмом.
👏 Прозвучавшая под управлением Сметаны увертюра к «Королю и угольщику» и особенно исполнение хорового гимна сразу принесли Дворжаку широкую известность. Он получил на 5 лет государственную артистическую стипендию, ушел из оперного театра и целиком отдался творчеству. Он писал оперы, камерные сочинения, инструментальные и вокальные произведения. Решающее значение в формировании Дворжака как национального художника имели два произведения: патриотическая кантата «Наследники Белой горы» для смешанного хора и оркестра, была исполнена в 1873 году, и вокальные «Моравские дуэты» на народные тексты — три цикла, всего двадцать один дуэт. Это — высокохудожественные сочинения зрелого мастера.
🚀 Окрепшее национальное самосознание Дворжака выдвинуло его в первые ряды чешских музыкантов; он стал, вслед за Сметаной, признанным главой отечественной школы. Поэтическое претворение народно-музыкальных образов находит яркое отражение и в симфонических, и в камерно-инструментальных сочинениях Дворжака. Здесь эти образы приобретают более интимную, душевную либо, наоборот, драматическую или героическую трактовку: все окрашено в тона взволнованного личного высказывания, на всем лежит отпечаток неповторимой индивидуальности художника.
Прежде чем говорить о чешской музыке и Антонине Дворжаке, давайте поговорим в целом о концепте национальных музыкальных школ. Он ведь относительно свежий и по большому счету появился в 19 веке. Конечно, и до этого французская музыка отличалась от немецкой, а итальянская совсем не была похожа на английскую. Тем не менее, вопрос о национальном в музыке не стоял.
🌍 Концепт нации — это концепт 19 века. Если спросить русского крестьянина в начале 19 века «Ты русский?», он скорее всего ответит, что принадлежит такому-то барину, из такого-то уезда. А крестьянин из соседнего уезда или губернии — это вообще другой человек, который имеет мало отношения к первому. В этом смысле между двумя крестьянами различных губерний сходства меньше, чем у интеллигента в России, Чехии и Франции. Это показывает, что национальной музыки в том понимании, в котором она сейчас есть, до 19 века не было. Но появились романтики, появились поиски духа нации, которые одновременно пошли по всей Европе. Человечество совершило очередной отход от Эдема и стало замечать отличия.
🧩 Когда мы слушаем какого-то чешского композитора или норвежца Грига, мы можем ухватить тот специфический национальных дух музыки, который будет у нас ассоциироваться с Чехией или Норвегией, но глядя в то, как эти произведения устроены, мы увидим, что они между собой довольно схожи. Дело как раз в законах гармонии. Чайковский писал в письме Сергею Ивановичу Танееву, что «русская музыка — это прекрасный дуб в саду европейской музыки». Оттуда же взялась метафора о Глинке, как о желуде, из которого расцвел могучий дуб русской музыки. Она отдельная, но выросла на почве, возделанной до нас европейцами. Что интересно, эта часть письма есть только в старых изданиях, в советских изданиях кусок текста просто убрали.
🌾 В музыке Дворжака есть совершенно особый славянский дух, который через анализ музыкальных выразительных средств довольно трудно ухватить. Все дело в каких-то очень тонких вещах, которые и описать нельзя. Как парфюм сложно описать как единый запах, только через его составляющие. Через понятые аналогии мира, если у нас будут какие-то синтетические компоненты, к таким запахам трудно будет найти слова. То же и в музыке, как только мы пытаемся приблизиться к некому Эйдосу, она от нас тут же ускользает. Лучшее, что можно сделать, это вместо того, чтобы смотреть на палец, указывающий на Луну, смотреть на саму Луну. Дворжак использовал моравский и богемский фольклор, разные ритмы, попевки. Но нельзя сказать, что как-то он кардинально отличался от любого другого соседнего славянского фольклора.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор Антонин Дворжак написал в 1875 году. Сам Дворжак умел играть на фортепиано, но никогда выдающимся пианистом не был, он предпочитал играть на струнных. Этот ранний концерт показывает, что как композитор он не очень хорошо владел этим инструментом как средством выразительности. Где-то баланс фортепиано и оркестра несколько сбит.
🪕 В этом раннем произведении мы можем услышать склонность Дворжака к эпическому звучанию, масштабу и пафосу, и одновременно, к народной музыке. В длинной оркестровой экспозиции, которая предваряет концерт, звучат темы очень фольклорные по духу. В них слышен темперамент, который объединяет в себе страсть, нежность, и суровую силу. Нежность здесь впервые появляется как хорал во второй теме первой части.
⏳ Перед вступлением партии фортепиано звучит очень длинная оркестровая экспозиция, что для 1875 года в принципе нормально, но все равно достаточно старомодно. Нечто очень похожее по замаху на грандиозный замысел мы слышали у Бетховена, до него у Моцарта, а по заложенной в музыку чувственности, конечно, слышно влияние Брамса.
🎶 Дворжак, играя в оркестре, познакомился с большим количеством европейской музыки. В отличие от Брукнера, он не был отшельником и совершенно не стеснялся признаваться в симпатиях тому или иному композитору и выражать эти симпатии в своем творчестве. Не то чтобы он был подражателем, но естественно в ранних работах он был вынужден на что-то опираться.
🎹 Концерт может быть не самое удачное произведение фортепианной литературы, и не самое лучшее произведение самого Дворжака, но все же этой очень хорошая музыка. Она дает нам ощутить, каким в начале был тот дух, который потом привел композитора к симфонии №9 «Новый свет», какой громадный в нем был потенциал и как хорошо, что он раскрылся. Давайте послушаем этот концерт.
→ Антонин Дворжак. Концерт для фортепиано с оркестром соль минор
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 38 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день