angle-down facebook instagram vkontakte warning

Антонин Дворжак

Симфония №9 «Новый свет»

Симфония №9 — последняя симфония Дворжака и наивысшее его достижение в этом жанре. Узнаем, чем композитор жил в Нью-Йорке, и послушаем вдохновленное визитом в Америку произведение.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Симфонию №9 «Новый свет» Дворжак написал в поездке в Америку, которая длилась с 1893 по 1895 год. Там он работал директором и преподавал композицию в Национальной консерватории в Нью-Йорке.

👏 К тому времени он был уже известным, признанным композитором, одним из самых заметных в Европе — которые были на слуху и много исполнялись. Некоторые из современников Дворжака, имена которых тогда были известны всем, не дошли до нас — история их просто стерла.

🎹 Надо понимать разницу между музыкальным образованием в Европе и Америке тех времен. Если бы Дворжака назначили директором Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца или Королевской академической высшей школы музыки в Берлине, то это была весьма почетная и непростая должность с высоким достатком и очень хорошей базой. Но Америка — молодая страна, с молодой культурой. Дворжака позвали не совсем на пустое место, а на нечто, что только начинает появляться.

👶 Для того чтобы консерватория полноценно функционировала, должны быть не только преподаватели, главное, должны быть ученики, которые знают, что такое заведение есть, с детства играют на инструменте и им прочат музыкальное будущее. Та музыкальная среда, которая в Европе уже была, в Америке только формировалась. Дворжаку пришлось приложить достаточные усилия, чтобы осуществить то, что предполагала его должность. Он с этим достойно справился, но с окончанием контракта покинул Америку и вернулся на родину, где его слава за это время только возросла.

👉 Его симфония «Новый свет» для нас, потомков, является главным и важнейшим результатом поездки в Америку.

В этой симфонии 4 части, с точки зрения единства и взаимосвязей всех частей она совершенно мастерски сделана. Симфония №9 — последняя симфония Дворжака, является его наивысшим достижением в этом жанре.

🎼 Если смотреть по опубликованному симфоническому творчеству композитора, то ее номер — 5. Однако, по факту она девятая, и мы снова сталкиваемся с мистикой числа, которая началась с Бетховена — у многих композиторов-романтиков симфония №9 становится последней.

💭 О смысле, который заложен в это произведение, мы отчасти догадываемся из писем Дворжака и из того, что он говорил, отчасти реконструируем те мысли, которые посещали его во время создания симфонии. Нью-Йорк — очень шумный город, с безумным ритмом жизни, и, естественно, композитору нужно тихое место, чтобы творить. Работает он у себя на небольшой кухне, отдыхать ходит или в доки, или на железнодорожный вокзал. В первой части симфонии слышен именно тот бешеный ритм шумного города.

🌍 Во второй медленной части появляются якобы национальные мотивы. В Америке Дворжак знакомится со спиричуэлс — духовными песнями афроамериканских протестантов и с музыкой индейцев. Они производят на него большое впечатление как целостный, органически выросший феномен. В развитии этой музыке он видит будущее американской классической музыки и оказывается совершенно прав. Как пример — Джорж Гершвин и его опера «Порги и Бесс», которая по настоянию самого Гершвина должна была исполняться только афроамериканцами. Давайте послушаем первые две части симфонии.

→ Антонин Дворжак. Симфония №9
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 26 минут (00:00–25:57)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🎷 Американская классическая музыка, как и предполагал Дворжак, много берет из спиричуэлс, блюза, джаза, в меньшей степени индейской музыки. Мы возвращаемся к тому, что вся народная музыка одинакова. Cам Дворжак пишет, что музыка спиричуэлс очень похожа на шотландские песни. Специфические лады, характерные народной музыке, знаменитые увеличенные секунды. Мы много говорили об этом, когда разбирали творчество Глинки или сочинения самого Дворжака, которые основывались на народной музыке. Как в «Моравских дуэтах», где он взял текст, но отверг музыку, потому что решил, что сможет сделать лучше, и не ошибся.

💃 Третья часть симфонии — скерцо, которое ритмически напоминает фуриант, но как мы знаем от самого Дворжака, связана с «Песнью о Гайавате» американского писателя Генри Лонгфелло. Это хорошо написанный роман о жизни индейских племен, который основывается на мифах и легендах, собранных этнографами. Он не берет за основу какой-то конкретный миф, представляет собой смесь тех легенд и поверий.

Музыка третьей части симфонии Дворжака была вдохновлена сценой пира. Композитор хотел создать какое-то большое произведение как раз на тему из песни, а саму симфонию он воспринимал как набросок. Но написать полноценное произведение по «Песни о Гайавате» ему было не суждено. Давайте послушаем симфонию до конца.

→ Антонин Дворжак. Симфония №9
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 18 минут (25:57–44:32)

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;