Антонин Дворжак
Опера «Русалка» и итоги темы
Дворжак написал довольно много опер, однако самая известная — написанная уже в начале 20 века «Русалка». Познакомимся с ней и вспомним главное о жизни и творчестве чешского композитора.
Про оперу мы в этом уроке не сказали ни слова, потому что приберегли все напоследок. За свою жизнь Дворжак написал достаточно много опер, но самой известной, пожалуй, является «Русалка», написанная в начале 20 века.
📚 Сюжет оперы взят из сказки Ганса Христиана Андерсена и проработан драматургом Ярославом Квапилом. Предыдущая опера Дворжака «Черт и Кача» была очень яркой и комической, она увидела свет в 1898 году и получила бурный успех у публики. После ее премьеры Дворжак начал искать либретто для новой оперы. То, что написал Квапил, ему понравилось, и он взялся за создание «Русалки».
🧜 Опера начинается со сцены, где нимфы танцуют на берегу озера и будят Водяного, тот просыпается и разгоняет их. Слыша музыку и видя, как это представлено в опере, мы понимаем, что изображения воды в музыке всегда достаточно похожи — возьмите «Русалку», «Золото Рейна» Вагнера, «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова, этюд Шопена «Океан» — это то, как изображаются барашки волн в классической музыке. Сходства есть и в оркестровке, а поющие нимфы тоже напоминают играющих, резвящихся в волнах дочерей Рейна. Конечно, отличается колорит, — в опере Дворжака нет ничего мрачного и зловещего, наоборот, чистая радость и веселье, а драматизм, который появляется в увертюре темы Русалки, все равно наполнен внутренним светом.
💔 Когда Водяной просыпается, к нему приходит его дочь Русалка и говорит, что влюбилась в Принца. Она просит получить живую душу, которую, как существо мира сказочного, не имеет. Русалка отправляется за этим к Бабе Яге, и та дает ей душу в обмен на ее прекрасный голос. Когда Русалка оказывается в мире людей, ее видит Принц — и влюбляется. Дальше следует сцена бала и подготовки к свадьбе, но Принц увлекается иноземной княжной, и торжество отменяется. На бал является Водяной, он не может видеть, как страдает его дочь, и забирает ее домой. Теперь она обречена на вечные скитания блуждающим огоньком на болотах. Принц осознает свою ошибку и понимает, что настоящая любовь всей его жизни — это Русалка. Он приходит к ней, Русалка прощает ему все свои страдания, но для Принца ее прикосновение теперь смертельно. Для него нет жизни без возлюбленной, он целует ее и умирает в ее объятиях.
🎹 У Дворжака получается раскрасить эту историю таким количеством интонаций и оттенков, что каждая пропетая фраза приобретает невероятную глубину. Он не создал своего большого оперного стиля, это поствагнерианская история, однако опера «Русалка» чудесна. Давайте послушаем оперу.
→ Антонин Дворжак. Опера «Русалка»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 часа
Дворжака было принято ценить не за его музыкальные открытия или свершения, в Чехии он часть национальной культуры и национальной идеи. Тот, кто становится частью идеи, всегда отрывается от действительности. Действительность в том, что кроме дивной по красоте мелодии в его музыке был великий свет чувства, который не меняет этого качества света, каким бы оно не было.
❤️ Дворжак был исключительно хорошим и порядочным человеком. Конечно, у таких людей жизнь не такая бурная, как у метущихся натур вроде Ференца Листа или героически преодолевающего все невзгоды Бетховена. Тем не менее, мы можем отметить его трудолюбие — достаточно посмотреть на его черновики, чтобы увидеть, как он работал. Композитор постоянно что-то улучшал, создавал новое. Второе качество — это упорство в том, что он делал, в тех идеях, которых придерживался. Композитор не предавал патриотические идеи и свои взгляды на государственное устройство, которые лежали в области демократии конца 19 века. Сейчас бы Дворжак наверняка был либертарианцем — многое из идеологических установок демократии того времени перекочевало в либертарианство.
🙏 Он был человеком очень верующим, и религия составляла важную часть его жизни. Не только какой-то ритуальной стороны, а в большей степени мировоззрения. Дворжак был скромен и не был заносчив. Он сам начинал карьеру обычным артистом и никогда не предавал духа музыкального братства. Сам многое пережив, он всегда с пониманием и состраданием относился к горестям и тяготам окружающих и был очень человечным.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Этот урок мы посвятили творчеству чешского композитора Антонина Дворжака. Он был выдающимся композитором и стал символом и основателем чешской музыкальной школы. Дворжак начал заниматься музыкой еще в детстве, работал альтистом в оркестре, начал писать свои сочинения и со временем стал одним из известнейших композиторов Европы.
👇 Разобрали и послушали:
🎹 Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, который Антонин Дворжак написал в 1875 году. Этот ранний концерт показывает, что он не очень хорошо владел этим инструментом именно в композиторском смысле — не всегда удачно использовал присущие ему средства выразительности.
🔔 Симфония №1, которая называется «Злоницкие колокола». По одной из версий, она была написана 1865 году двадцатичетырехлетним Дворжаком для некоего композиторского конкурса. Партитура существовала в единственном экземпляре и потерялась, поэтому композитор остался без партитуры, но с каким-то количеством набросков, которые разошлись потом по его произведениям.
🗣 Сборник песен «Моравские дуэты», который писался для Яна Неффа и его жены. В него вошли сочинения для тенора и сопрано, а также несколько дуэтов для женских голосов. Некоторое время эта музыка была известна только узкому кругу людей, но после публикации сборник имел колоссальный успех.
👯♀️ Сборник «Славянские танцы», который был написан после оглушительного успеха «Моравских дуэтов». Этот сборник остается одним из самых известных и исполняемых произведений Дворжака. В основном мы их знаем по оркестровому варианту, так как музыка подразумевает такое богатство звучности, для которого, пожалуй, подходит только оркестр.
🎼 Симфония №7 ре минор — заказ для лондонского Филармонического общества. Она содержит две идеи — обращение к прошлому нации и воспоминание о своем прошлом.
🙏 Оратория «Святая Людмила» была написана для Лидского фестиваля. Создавалась она с сентября 1885 года по май 1886 и следовала сразу за симфонией №7. Эта оратория связана с национально-освободительным движением и сохранила свое символическое значение до наших дней.
🎵 Оратория «Stabat Mater», которую Дворжак начал писать в 1876 году, — это латинский гимн, произведение, которое действительно поражает своим масштабом.
📚 Вокальный цикл «Библейские песни» — произведение Дворжака из позднего периода. Это песни для голоса и фортепиано. По сравнению со «Stabat Mater» и «Святой Людмилой» в них слышна удивительная камерность звучания — просто голос, просто фортепиано.
🌎 Симфония №9 «Новый свет», которую Дворжак написал в поездке в Америку. В этой симфонии четыре части, с точки зрения единства и взаимосвязей всех частей она совершенно мастерски сделана. Симфония №9 — последняя симфония Дворжака, является его наивысшим достижением в этом жанре.
🧜 Опера «Русалка» — самая известная из опер Дворжака, была написана в начале 20 века по сказке Ганса Христиана Андерсена и имела огромный успех у публики. Опера о силе настоящей любви.
👉 Дальше предлагаем пройти небольшой тест по теме урока.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день