Антонин Дворжак
Симфонии #1 и цикл «Моравские дуэты»
Симфонии #1 — единственная в наследии Дворжака, которая не была исполнена при жизни композитора. Узнаем, почему так случилось, а также познакомимся с циклом «Моравские дуэты».
Начинаем разговор о симфонии №1 Антонина Дворжака «Зло́ницкие колокола». С этой симфонией много чего непонятно, в ее истории есть темные пятна, на которые уже невозможно пролить свет.
📃 По одной из версий, она была написана в 1865 году двадцатичетырехлетним Дворжаком для композиторского конкурса. Партитура существовала в единственном экземпляре и то ли потерялась по пути, то ли еще что-то с ней случилось — Дворжак остался без партитуры, но с каким-то количеством набросков, которые разошлись потом по его произведениям.
💪 Дворжак довольно сурово себя оценивал и предъявлял к своим композиторским работам высокие требования, поэтому то, что с его точки зрения не носило каких-то сильных признаков индивидуальности, он без сожаления уничтожал или не выпускал в свет.
✨ Эту симфонию композитор считал утерянной. Была ли правдива эта история с конкурсом или она была утеряна специально, не совсем понятно. Но здесь случается череда чудесных событий. В 1882 году другой человек по фамилии Дворжак, профессор Карлового университета, натыкается на эту рукопись в букинистической лавке и покупает ее. Тогда Дворжак еще не имел широкой славы, поэтому человеку, который не вращался в музыкальный кругах, его имя ничего не говорило. Партитура пролежит у профессора до самой его смерти. Остается загадкой, почему он не вывел в свет эту рукопись, когда Дворжак уже стал известным. Возможно, он просто забыл о ней.
🌤 Впервые вывел в свет эту симфонию сын того Дворжака в 1923 году, когда Антонина Дворжака на свете уже не было. Общественность восприняла это с энтузиазмом, но исполнение долго затягивалось, потому что нужно было удостовериться в подлинности рукописи, найти состав оркестра и прочее. Впервые она была исполнена в 1936 году в очень сокращенном виде. По поводу названия тоже не совсем ясно, откуда оно появилось, придумал ли его Дворжак или оно было приписано симфонии кем-то другим.
Симфония №1 написана так же, как симфония №5 Бетховена. В отношении темпов частей, в отношении тональности — и это совершенно нормально.
🧑🦱 Молодому композитору, у которого есть страсть к музыке, но не так много времени на занятия теоретическими штудиями и который вынужден зарабатывать на хлеб игрой на альте в оркестре, остается учится на практике. Шостакович на вопрос: «как лучше всего научиться писать музыку?», отвечал: «пишите вариации». То есть имейте что-нибудь за образец, попытайтесь его сначала повторить, потом превзойти. Это краеугольный камень музыкального искусства. Почему так много студентов сидят в музеях и рисуют работы великих мастеров — они учатся.
🎭 В этой симфонии слышен мендельсоновский романтический дух, темперамент, как в первом концерте — очень яркий и горячий, но вместе с тем с какой-то суровостью, но суровость эта не бетховенского толка. Нечто такое трудно уловимое пражское. Если вы когда-нибудь были в этом городе, вы, наверное, чувствовали атмосферу Праги — что-то в ней такое витает, что удивительным образом перекочевало в музыку Дворжака и романы Кафки, хотя это две совершенно разных вселенных.
🎶 В музыке слышен своеобразный мелодический ритм, который отличается от всего того, что существует на тот момент в мире. Молодой композитор пытается справиться с большой формой, используя бетховенскую структуру и мендельсоновскую оркестровку, как опоры для себя. Тем не менее, видно, что большая форма дается ему довольно нелегко, с огромным усилием, но в итоге он ее все равно осилит. Давайте послушаем симфонию №1.
→ Антонин Дворжак. Симфония №1 «Злоницкие колокола»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 54 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Перенесемся почти на десятилетие вперед и поговорим о «Моравских дуэтах». В других уроках у нас был разговор о «Зимнем сне» Шуберта и об искусстве lied, в которых певец всегда был один, и пару ему составлял только аккомпаниатор. А здесь мы видим дуэты, что было тогда весьма необычно, но оказалось очень к месту и ко времени.
📚 Дворжак обучал музыке детей книготорговца, довольно состоятельного человека, Яна Неффа. Он не только занимался преподаванием в этой семье, но и имел с ними довольно хорошие приятельские отношения. Часто они собирались у Неффа дома, устраивали музыкальные вечера, на которых бывали композитор Леош Яначек, ученый-биолог Йозеф Клваня, юрист Эмил Козанк. Сам Ян пел тенором, его жена Мария пела сопрано, они часто исполняли романтиков, но не забывали и о чешской народной музыке. Нефф подал идею Дворжаку обработать фольклорные песни из сборника, который составил за некоторое время до того Франтишек Сушил.
🗣 Говоря о таких сборниках, надо понимать, что они имели свойство весьма и весьма отличаться от подлинно народных песен. Во-первых, некоторые из них было невозможно записать в равномерно темперированном строе, в ограниченной нотации. Во-вторых, это не всегда было представимо для композиторов, они всегда дорабатывали и улучшали произведения, глядя на них с точки зрения современной им академической музыки и модифицируя их в соответствии со своим вкусом и представлениями о прекрасном.
🎹 Дворжака не устроили песни из сборника Сушилы, и он решил написать несколько дуэтов именно на тексты. Поскольку сборник «Моравские дуэты» писался для Яна Неффа и его жены Марии, в него вошли сочинения для тенора и сопрано, а также несколько дуэтов для женских голосов, потому что Мария пела не только с мужем, но и с няней их детей. Некоторое время эта музыка была известна только узкому кругу людей, тем, кто слышал ее непосредственно в салоне.
💫 Музыка была превосходного качества, и Дворжак как-то сказал, что хорошо было бы эти дуэты издать. Тогда Ян Нефф подделал подпись композитора и отправил письма всем значительным фигурам из мира музыки, в частности, композитору Иоганнесу Брамсу и Эдуарду Ганслику — известнейшему музыкальному теоретику. Эти работы встретили восторженные отзывы и были изданы в Берлине в 1878 году, где сразу же нашли отклик у публики. В то время было очень модно музицировать дома в дружеской компании, и хорошие произведения, которые были написаны для этих задач, пользовались огромной популярностью, поскольку многое из того, что исполнялось на сцене, было слишком сложным.
🌾 В «Моравских дуэтах» нет специфически народных тем, но есть нечто более тонкое — интонации, тонко подмеченные переходы из минора в мажор и обратно. В этих дуэтах есть поэтичность, но не та, что подразумевает бурю и натиск, а та, что дарит ощущение почти домашнего уюта, несмотря на то, что это серьезная академическая музыка. Давайте послушаем их.
→ Антонин Дворжак. «Моравские дуэты»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 28 минут
Мы послушали 13 сочинений из сборника «Моравские дуэты» и предлагаем подумать над впечатлениями о тех, которые уже разобрали.
Какой дуэт понравился вам больше всего и почему?
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день