Антонин Дворжак
Симфония #7 и оратория «Святая Людмила»
В музыке Дворжака слышны не только личные переживания композитора, но и национально-освободительный пафос. Разберемся, как связаны музыка и политика, и послушаем симфонию #7 и ораторию «Святая Людмила».
Поговорим о симфонии №7 ре минор Антонина Дворжака. К моменту написания этой симфонии композитор становится известен в Чехии и за границей. Его произведения исполняются в театрах, многие издатели заказывают у него сочинения. Одним из заказов стала симфония для лондонского Филармонического общества.
🤝 Симфония №7 Дворжака тоже связана с Брамсом. Может показаться, что мы ставим Дворжака ниже, но дело в том, что он был младше и воспринимал Брамса, как учителя и не стеснялся этого. История создания симфонии началась 2 декабря 1884 года, когда Дворжак посетил премьеру третьей симфонии Брамса — она его так поразила и вдохновила, что он сам решил написать симфонию. Примерно в это же время лондонское Филармоническое общество сделало свой заказ. Звезды сошлись, композитор начал работу над своей симфонией уже через 11 дней после премьеры брамсовской и достаточно быстро закончил ее. Он словно стал одержим этой мыслью и все, что происходило в это время в действительности стало материалом для его симфонии.
🚀 Первая часть не имеет вступления и начинается сразу с главной темы. В ней закладывается то количество энергии, которое будет дальше двигать всю симфонию, это количество просто огромное, и словно бензин для автомобиля, будет двигать произведение весь долгий путь.
🚂 Первое действие подразумевает прибытие поезда с крестьянами из Пешта, которые были приглашены на музыкальный вечер в поддержку политической борьбы чехов за свою государственность. Чехия против своей воли вошла в состав Австро-Венгрии, и хоть практически никто не насаждал немецкий язык, не проводил репрессии, однако вся государственная жизнь была сосредоточена в руках чешских немцев, а этнические чехи долго не могли занимать высокие посты. К 1880-м ситуация уже достаточно сильно изменилась и это была борьба за то, чтобы, формально находясь в составе Австро-Венгрии, иметь политическую и экономическую самостоятельность, в той степени, в которой это было возможно.
⛓ Второй момент, почему Дворжак выбрал вокзал и поезд — он с самого детства обожал поезда. В Нью-Йорке, куда он отправится в следующем десятилетии, у него было два излюбленных места для отдыха — это вокзал и корабельные доки. Там он отдыхал, глядя на работу этих огромных механизмов, которые его завораживали. Давайте послушаем первую часть симфонии.
→ Антонин Дворжак. Симфония №7
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:00–11:41 (12 минут)
🎹 Вторая часть — медленное адажио, которое посвящено событиям прошлого. Учитывая достаточно сильно связанную с социальной обстановкой идею симфонии, тут мы слышим о страданиях и горести. Говоря о каких-то общественных пертурбациях, нужно всегда помнить, что в творчестве композиторов не бывает только общественного или только личного. Даже романтики, которые были одержимы воплотить дух нации в музыке, все равно давали свое понимание и свое чувство.
💭 Переживания обычно не могут быть об абстрактных вещах, они связаны с более земным и универсальным для всего человечества событиями. Вне зависимости от нации и политических взглядов, человек будет скорбеть о смерти матери или потере ребенка. У Дворжака умирает мать, умирает дочь, и это тоже отражается в адажио. Оно содержит две идеи — обращение к прошлому нации и воспоминание о своем прошлом.
🎵 Эта двойственность — присутствие двух тем, прослеживается во многих произведениях Дворжака. В позднем творчестве, она придает музыке дополнительное очарование и оставляет такое чувство, будто мы слышим какую-то фразу, считываем эмоцию и то чувство, которое в ней заключено, но все время кажется, что есть что-то еще — хочется завернуть за угол и посмотреть. Его музыка как драгоценный камень, на котором играет свет и, в зависимости от угла падения, он играет всегда по-разному. Давайте послушаем симфонию до конца.
→ Антонин Дворжак. Симфония №7
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 11:41–37:58 (26 минут)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Оратория «Святая Людмила» была написана для Лидского фестиваля. Создавалась она с сентября 1885 года по май 1886 и следовала сразу за симфонией №7.
🙌 Оратория «Святая Людмила» связана с национально-освободительным движением даже больше, чем симфония №7. Свое символическое значение она сохранила до наших дней. К примеру, дирижер — Рафаэль Кубелик, под руководством которого мы услышим эту ораторию, был вынужден эмигрировать из Чехии в конце 1940-х, и это было последним произведением, которым он на тот момент продирижировал в родной стране. Вернуться он смог только после падения коммунистического режима. Действительно, эти смыслы были заложены в ораторию и не теряли своей актуальности на протяжении всего 20 века.
💫 Святая Людмила — это покровительница всего чешского государства, реальный исторический персонаж, покровительница Вацлава Святого. Естественно, ее жизнь, как и жизни многих святых, была обработана по определенному канону, она почитается, как мученица. Людмила, бывшая регентша Вацлава Святого, приняла христианство и пыталась направить государство по пути новой религии, что вызывало некоторое недовольство. К ней были подосланы убийцы из числа язычников, Людмила была задушена собственной вуалью и канонизирована в течение века, как мученица. История не в том, что она молилась, постилась, совершала чудеса, а в ее идее о сплочении нации, которого скорее всего и не произошло бы без христианства.
🗣 В оратории Дворжак использовал текст своего современника — поэта Ярослава Врхлицкого. Может сначала показаться странным, что для Лидского фестиваля была написана музыка на чешском, языке, которого там никто не знал. Во-первых, к тому времени появился некий вкус к экзотике, в том числе славянской, а во-вторых, Дворжак не мог исполнить эту ораторию у себя дома — в Праге. Дело в том, что борьба чехов за свою государственность не могла не встречать сопротивления с другой стороны, поэтому было запрещено исполнять национальную музыку, и творчество Дворжака носило характер борьбы не только эмоциональной, но и фактической. Также, эта оратория действительно сложна и рассчитана на исполнение очень профессиональными певцами и музыкантами. Хор, который справится с исполнением этого произведения, намного проще было найти в Англии, чем в Чехии.
🎹 В отличие от симфонии №7, оратория «Святая Людмила» не имела большого успеха. Это была третья по счету оратория Дворжака, но первая на чешском языке. В ней нашли мало индивидуального, критикам показалось, что в ней сплошное подражание то Генделю, то Мендельсону, то Бетховену. Ее критиковали за то, что она слишком затянута, и Дворжак действительно несколько сократит ее после первого представления.
👏 Когда был снят запрет на исполнение чешской музыки, было устроено второе представление оратории — тогда она уже всем полюбилась. Интересный момент, почему критики того времени нашли мало индивидуального в этой оратории, а мы ей восхищаемся? Дворжак действительно не был опытен в ораториальном стиле и стремился придерживаться формальных стилистических правил, потому что, по всей видимости, не ощущал достаточной свободы в обращении с таким видом музыки. Давайте послушаем ораторию.
→ Антонин Дворжак. Оратория «Святая Людмила»
Виодеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 час 30 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день