angle-down facebook instagram vkontakte warning

Антонин Дворжак

Сборник «Славянские танцы»

Хоть произведения этого самого известного и самого исполняемого у Дворжака сборника и называются танцами, писались они не для танцевания, а для слушания. Познакомимся с каждым из них.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Продолжаем говорить о творчестве Антонина Дворжака и теперь разберем его сборник «Славянские танцы», который был написан после оглушительного успеха «Моравских дуэтов».

💸 Дуэты Дворжака принесли издателю Фрицу Зимроку очень хороший доход, что для композитора почти неизвестного было ситуацией редкой. Практически сразу после этого Зимрок просит Брамса написать еще одну тетрадь «Венгерских танцев», которую изначально композитор писал для камерного музицирования на фортепиано в четыре руки, и которые расходились как горячие пирожки. Но Брамс уходит от ответа и рекомендует издателю обратить внимание на Дворжака. Издатель заказывает Дворжаку сочинить что-то наподобие «Венгерских танцев», композитор соглашается и приступает к работе над сборником «Славянские танцы».

💃 «Славянские танцы» остаются одними из самых известных и исполняемых произведений Дворжака. Он написал их сразу и для фортепиано, и для оркестра. И в том, и в другом варианте они завоевали бешеную популярность. В основном, мы их знаем по оркестровому варианту, так как музыка подразумевает такое богатство звучности, для которого, пожалуй, подходит только оркестр. Примерно, как с «Картинками с выставки» Мусоргского — в них разглядели симфонический потенциал и не факт, что оркестровки, которые существуют, реализовали весь этот потенциал.

🎻 Здесь же Дворжак сделал оркестровку самостоятельно, в последствии он написал еще оркестровку одного из венгерских танцев Брамса, как дань уважения и восхищения. Ведь вместе с Бетховеном и Мендельсоном, Брамс был одним из героев Дворжака, что конечно слышится в той специфической чувственности, которая есть в его музыке.

Славянских танцев всего восемь, и они, конечно, имеют внутренние связи, образуя цикл, — иначе в то время быть не могло.

👯‍♀️ Открывают и закрывают этот цикл фурианты — чешские танцы, очень стремительные и яркие. Первый и восьмой танцы очень похожи, и по большому счету являются вариациями на один и тот же мотив. Восьмой танец более известен, благодаря яркому началу и запоминающемуся чередованию минора и мажора. Такие приемы очень характерны для чешской музыки, они уже были отработаны Дворжаком в «Моравских дуэтах». Давайте послушаем первый и восьмой танцы.

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №1
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №8
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты


🌾 Второй танец — это украинская думка, здесь конечно можно добраться до фольклорной основы, но специфически украинского, пожалуй, не найти, как и специфически чешского в фурианте. Но вместе с тем, есть в этой музыке какой-то славянский дух, славянские интонации — возможно, что-то ближе к Востоку, что-то к Западу. К примеру, во втором танце довольно легко услышать влияние Брамса — и в мелодике, и в оркестровке, звук оркестра будто накрывает слушателя теплым пуховым одеялом. Танец очень уютный, ласковый, нежный, примерно, как третья часть симфонии №4 Брамса, та же красота мелодии, как и там. Давайте послушаем.

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №2
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

Это все сказано не для того, чтобы отказать Дворжаку в какой-то индивидуальности или пожурить его, а для того, чтобы увидеть взаимосвязи, которыми наполнена вся европейская музыка. Больше того, сам Дворжак совершенно открыто восхищался Брамсом и сравнение с ним принял бы за честь. Сейчас «Славянские танцы» известны на одном уровне с «Венгерскими танцами», и никому в голову не придет сказать, что они чем-то хуже брамсовских, что они менее талантливы. А тогда это было открытым вопросом для творения молодого и мало известного композитора.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Когда мы послушаем танцы дальше, внутренние связи станут более очевидны. Второй, четвертый и шестой танцы связаны между собой, как и третий, пятый и седьмой. По структуре мы видим такое обрамление фуриантами, и внутри две группы по три танца.

🩰 Третий танец — это полька. В ней хорошо слышны темы двух народных песен. Если на мелодию фурианта особенно ничего не споешь, а под мелодию думки даже слов подбирать не хочется, хочется просто сидеть и наслаждаться вечерним небом, то здесь мелодия очевидно имеет вокальную природу.

🔀 Четвертый танец связан со вторым, с думкой, называется соуседска — соседский танец. Он нетороплив, размерен, наполнен почтительными интонациями. Давайте послушаем третий и четвертый танцы.

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №3
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №4
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

🥁 Не совсем понятно, что лежит в основе пятого танца. Это может быть краковяк, а может быть скочна, однако музыка абсолютно не танцевальная. В нем довольно живая очаровательная мелодия, из которой появляются еще две темы — это, конечно, влияние Брамса и симфонизма. Ведь можно было взять несколько песен и срастить их, но Дворжак выбирает делать музыку более интеллектуальной. Как раз это в ней хорошо, что, не зная таких подробностей, мы наслаждаемся музыкой. Когда у молодого композитора такой уровень, что не видно, как тяжело он трудится, это очень ценно. Как с балетным артистом — на сцене он вызывает впечатление легкости исполнения, и простой зритель, который не углублялся в устройство балетного мира, не заметит, каким трудом эта легкость добивается. То же самое с музыкой, когда видны швы — это является признаком незрелости или таланта. Как в симфонии №1, которую мы слушали, явно было видно усилие Дворжака дотянуться до большой симфонической формы, но в данном случае это был признак незрелости, потому что таланта там пропасть. Послушаем пятый танец сборника.

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №5
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

👯‍♀️ Шестой танец — это снова соуседска. Столь же очаровательная, как и четвертая, имеющая с ней связи.

🔢 В седьмом танце, скочне, который связан с третьим и пятым, есть мотивы народных песен и они очень удачно вплетены в ткань музыкального повествования, как сверкающие бриллианты в оправе. Давайте послушаем.

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №6
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Антонин Дворжак. «Славянские танцы», танец №7
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

🎵 Все сочинения сборника писались не для танца, а для слушания. Это то, чем, по большому счету, стал танец в романтической музыке, вспомнить хоть вальсы Шопена, под которые вальсировать не так-то просто. Это такое закономерное развитие искусства, которое от прикладной конкретной функции переходит к функции абстрактной.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;