Антонин Дворжак
Stabat Mater и библейские песни
Оратория «Stabat Mater» принесла Дворжаку международную славу, а библейские песни он написал после визита в Америку. Узнаем, что подтолкнуло его создать духовные произведения, и послушаем их.
Дворжак начал писать «Stabat Mater» в 1876 году. Давайте несколько вернемся назад и узнаем, как же Дворжак получил заказ от лондонского Филармонического общества.
🙏 У Дворжака умирает дочь, которая только что родилась, это событие и сподвигнет его написать духовное произведение. Потом в течение двух лет у него происходит еще две детские смерти. Об этом у нас сохранились только свидетельства современников со ссылкой на слова самого композитора, но документальных подтверждений нет. Вряд ли кто-то смог бы о таком врать, поэтому сомневаться в достоверности этой истории мы не будем.
🎹 Оратория «Stabat Mater» написана для достаточно большого состава. Сначала она была исполнена в Чехии, потом дошла до Лондона, и после представления в Англии, по большому счету, началась великая европейская слава Дворжака. Это весьма свойственно для отношений провинциальной страны, слава в которой обозначает только локальную славу, и развитой страны, в которой слава становилась международной. Это чем-то может напомнить ситуацию с артистами Советского Союза — те, кто по каким-то причинам не мог попасть за границу, оказывался намного менее известен или вообще не известен в Европе, в отличие от тех, кто мог свободно гастролировать. Причем это никак не было связано с творческими способностями или талантами артистов.
🗣 «Stabat Mater» — это латинский гимн, произведение, которое действительно поражает своим масштабом. Понятно, что в 1870-е и 1880-е годы есть Вагнер, есть Брамс — растут объемы, оркестр, и скачкообразно наращивается звучность. К примеру, в одном из лондонских представлений того времени участвовал хор более 800 солистов и оркестр около 100 человек. Появляется избыточность использования инструментов.
Давайте подробнее обсудим структуру оратории «Stabat Mater» Дворжака.
🎵 Эта оратория написана для четырех солистов, хора, оркестра и органа. Орган в ней обязателен, он звучит весь четвертый номер. Внимание Дворжака к тембру звучания и создание всяких необычностей здесь не для того, чтобы показать себя, а из душевного порыва, как попытка выразить то, что происходит внутри.
🧩 Структура оратории очень интересная. Самая известная среди «Stabat Mater» — это «Stabat Mater» Перголези, которая начинается с интервала в большую секунду, то есть вступает один голос, второй на большую секунду выше, и это создает большое напряжение, сразу слышится очень трагичное тревожное начало. Этот интервал постепенно расширяется, конечно, потом появляется гармония, но мы помним откуда это началось. Это на самом деле глубоко символично. Это великая двойственность — противопоставление земного и небесного, которое и есть корневой конфликт.
💧 У Дворжака начало очень образно и поэтично — мелодия постепенно спускается вниз, как стекающая слеза. В отличие от Перголези в барокко, неизбежно увлеченного всяческим символизмом, которое он захватывал в ткань музыкального текста, у Дворжака здесь аналогия менее математична, но более чувственна. Настроение скорби в начале всеобъемлющее, оно сочетает в себе и свет, и грусть, и целый мир, который воспринят через эту историю матери, оплакивающей свое дитя. Давайте послушаем «Stabat Mater» Перголези.
→ Джованни Баттиста Перголези. «Stabat Mater»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 39 минут
🎹 Этот взгляд подается достаточно строго, Дворжак — композитор-романтик, он не мог не использовать сонатную форму в большом произведении, но тематически пересечения есть только у первой и последней частей, все остальные части — словно цветные эскизы на витражах пражского собора святого Карла. Давайте послушаем.
→ Антонин Дворжак. «Stabat Mater»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 час 30 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вокальный цикл «Библейские песни» — это произведение Дворжака из позднего периода, он был написан уже после возвращения из Америки, после премьеры симфонии «Новый свет».
🗣 Это песни для голоса и фортепиано. По сравнению со «Stabat Mater» и «Святой Людмилой» мы слышим удивительную камерность звучания — просто голос, просто фортепиано. Вспоминаются «Моравские дуэты», которые мы слышали ранее. Но по концентрации духовных переживаний и глубине, по мнение самого Дворжака, это превосходило все, что он до этого создал.
🎼 Это музыка, которая находится уже на грани импрессионизма. Удивительно тонкая работа с переживаниями, с образами, которые Дворжак научился создавать минимальным средствами. Он отходит от колоссальных поздних романтических звучностей, постбрамсовких и поствагнерианских. Это тоже, как ни странно, работает, неким образом отражает, что самый громкий крик — тишина. Для усиления эффекта не всегда нужно увеличивать масштаб.
🏔 Касательно оратории, вспомним «Страсти по Матфею» — колоссальное произведение: что бы ни писали о композиторе, все равно это одна из вершин, которую невозможно превзойти, потому что она находится уже на том уровне, где выше или ниже просто не существует. Все равно, занимаясь сочинением оратории, Дворжак встает в ряд этой большой традиции написания ораторий, где его неизбежно сравнивают с кем-то.
🎵 Камерное высказывание сближает дистанцию между композитором и слушателем, даже если нас отделяет больше века, эта музыка подразумевает обращение к небольшому кругу слушателей. Контакт с тем, что хотел выразить Дворжак в своих религиозных произведениях, здесь получается гораздо ближе. Давайте послушаем.
→ Антонин Дворжак. «Библейские песни»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 29 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день