angle-down facebook instagram vkontakte warning

Экспертиза и реставрация картин

Атрибуция картин

Атрибуция нужна, чтобы определить время создания и подлинность картины. Узнаем, как происходит экспертиза.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Фотофиксация для реставрационного паспорта картины
2. Кракелюр под микроскопом
3. Изучение микрошлифа в отделе химико-биологических исследований Русского музея
4. Микрошлифы иконы под микроскопом — мы видим, что авторский слой находится под позднейшей масляной записью

Поговорим об атрибуции картин. Атрибуция — это определение времени создания работы, ее авторства и подлинности. Для этого используют разные методы, в том числе современные технологии.

Картины можно сравнить с «пациентами», а специалистов — с врачами, которые их диагностируют 👇

🔬 Самый простой метод — изучение живописной поверхности через мощный микроскоп. Он уже многое может рассказать о состоянии красочного слоя, кракелюрах, повреждениях и т.д.

▪️ Если кракелюр поразил грунт и начинает отслаиваться по краям, как кора дерева — это опасный симптом, картина нуждается в уходе и «лечении».

▪️ Также микроскоп может показать, были ли на картине «записи», то есть позднейшие дополнения, или наоборот утраты и повреждения.

📍 У картин берут «анализы» — обычно это тончайший прокол, который называется микрошлиф. Игла тоньше человеческого волоса вытаскивает из картины все слои, как канапе.

🔎 Дальше каждый слой исследуется отдельно. Мы можем определить возраст основы, изучить состав грунта и краски. Если картины якобы старых мастеров написана на доске 19 века, или в составе краски есть пигмент, который этот художник никогда не использовал, это вызывает вопросы в подлинности.

▪️ Например, цинковые белила появились только в 19 веке. Если их нашли на картине 17 века, то либо перед нами подделка, либо это более поздние записи — и тогда надо «копать» дальше.

🗺 Существуют целые карты распространения пигментов: какой, когда и где добывали, какие были недоступны в конкретном регионе. Скажем, дорогой голубой ультрамарин привозили из Афганистана, и позволить его себе могли только крупные мастера вроде Тициана.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Г. К. Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича, 1743 (вид до реставрации)
2. Вид в УФ-лучах: виден необычайно толстый лаковый слой и многочисленные старые реставрационные тонировки
3. Вид в процессе раскрытия авторской живописи от потемневшего лака и старых записей
4. Вид после реставрации

1. Икона «Пророки Иессей и Иосиф» из собрания Псковского музея, 16 век
2. Фрагмент иконы в ИК-лучах, который позволяет увидеть изначальный авторский рисунок
3. Тот же фрагмент до и после раскрытия

4. Доссо Досси. Сивилла, втор. пол. 1520-х
5. Рентгенограмма «Сивиллы» — видно, что художник в ходе работы изменил положение лица

Если изучение в микроскоп и микрошлифы — это «общие анализы», то дальше начинается работа узких специалистов. Для этого используются современные технологии — ультрафиолет, рентгенограмма и инфракрасное излучение.

Посмотрим, для чего они нужны 👇

🖼 Ультрафиолет хорошо подходит для изучения поверхностного слоя лака и краски. В УФ-лучах вся картина светится общим тоном. Но иногда отдельные точки, вкрапления или целые фрагменты выделяются — например, становятся темными. Значит, они сделаны в другое время, другим материалом. Возможно, это следы реставрации, записей или, наоборот, утрат. Все такие участки фиксируются и позже им уделяют особое внимание.

🎨 Рентгенограмма позволяет заглянуть вглубь полотна. Так можно увидеть состояние нижележащих слоев в поновленных иконах или «записанных» картинах. Или отследить изменения в замысле художника: например, он начал писать одну работу, а затем бросил и использовал холст для другого сюжета. Или же в творческом процессе убирал фигуры, изменял наклон головы, нюансы одежды или интерьера и т.д. Все эти правки остаются под слоями краски.

👨‍🎨 Инфракрасное излучение заглядывает еще глубже. Оно позволяет дойти до грунта и увидеть изначальный замысел еще на уровне подмалевка, первого рисунка. ИК-лучи могут рассказать много интересного о появлении замысла, о том, как художник работал над картиной.

📖 Результаты всех исследований тщательно фиксируют в паспорте картины. Туда заносят фотографии всех этапов обследования, все данные об изменениях, записях, потерях, реставрациях. Позже эта информация помогает в атрибуции, реставрации и отслеживании состояния картины.

🤔 Если специалист видит идеальную картину, где основа, грунт, подмалевок, все слои краски написаны начисто, без правок, это с большой долей вероятности указывает на подделку. Мало кто из художников писал картину сразу так, как задумал в голове — в творческом процессе постоянно происходили изменения.

Теперь посмотрим, как в разные времена атрибутировали работы.

🧐 До середины 20 века главным методом классической атрибуции было «знаточество». Эксперты, музейщики, галеристы могли разбираться в творчестве только одного-двух художников, в конкретной школе или направлении — зато разбирались досконально.

🧠 Знатоки работали с произведениями напрямую, видели и помнили каждый мазок, различали оттенки цвета и даже запаха картин «своего» художника. Также они знали его биографию вплоть до недели или дня: куда ездил, какие заказы принимал и от кого.

🔎 Эксперты внимательно изучали картину, искали в ней черты, присущие художнику. Затем сопоставляли с биографией: кто мог заказать эту картину, где и когда, в каких коллекциях она находилась позже и как попала в руки самому эксперту.

Метод может показаться наивным, но по-настоящему увлеченный человек способен на многое. Зачастую эксперты правильно определяли подлинник или подделку. Хотя, конечно, и их можно было ввести в заблуждение, купить или запугать.

🔬 С современными методами исследований точность атрибуции намного выше. Наиболее эффективно технологии работают в связке с классическим знанием биографии и стиля художника.

📚 Для атрибуции произведения нужна хорошая фактологическая база. Художник может менять манеру, экспериментировать, но технические моменты обычно остаются неизменными — какие холсты и пигменты он использует, как накладывает грунт и краску.

Поэтому, например, возникают проблемы с иконами и парсунами: мы знаем отдельные имена, но неизвестно, что именно они писали, либо известны одна-две работы — а этого очень мало, чтобы по ним найти остальные.

👥 Отдельная сложность с мастерскими. Там трудились целые команды, и все использовали одинаковые материалы, пигменты, приемы. Автором может быть главный художник — владелец мастерской, или его подмастерье.

🖼 Перед исследователями еще много работы. Далеко не все картины даже знаменитых мастеров прошли все стадии высокотехнологичных исследований, так что эта сфера принесет искусствоведению еще немало сюрпризов.

1. Портрет Пугачева, выполненный в Бердах (мистификация)
2. Рентгенограмма портрета: виден первый живописный слой — портрет дамы 18 века

В завершение части познакомимся с интересной историей портрета Емельяна Пугачева, который долгое время считался его единственным прижизненным портретом.

👤 Мужской портрет напоминает парсуну. Стилистика слишком примитивная для второй половины 18 века, поэтому считалось, что портрет был создан безымянным мастером-иконописцем.

👑 С портретом была связана необычная легенда. Когда бунтовщики под руководством Пугачева захватили Оренбург, казаки увидели портрет Екатерины II и изрубили его шашками. А потом решили написать поверх портрет нового государя — Пугачева.

🗡 Сам портрет вроде подтверждал историю. На обороной стороне были видны следы зарубок. А из-под портрета Пугачева виден другой портрет, женский.

✅ Долгое время никто не сомневался. Портрет Пугачева публиковали в учебниках истории как изображение его реальной внешности, он висел на почетном месте в Историческом музее в Москве, куда постоянно водили экскурсии.

🔬 А потом портрет исследовали современными методами. Выяснилось несколько фактов, которые поставили подлинность истории под сомнение.

▪️ Холст картины, как и портрет неизвестной дамы, поверх которой написали новый, действительно относятся к 18 веку. А вот сам портрет Пугачева, судя по химическому анализу пигментов, написан позже.

▪️ Поверх портрета дамы нанесено несколько слоев лака, то есть его неоднократно поновляли. Екатерина II была современницей Пугачева, так что ее портрет не успели бы поновить столько раз.

🎨 Фальсификация создана в начале 19 века. В этот период возникла мода на личность Пугачева, и поэтому легенда сработала.

Атрибуция двух полотен Ван Гога

1. Ван Гог. Натюрморт с полевыми цветами и розами, 1887
2. Рентгенограмма картины Ван Гога — видно, что натюрморт написан поверх двух борющихся полуобнаженных мужчин.
3. Ван Гог. Лоскут травы, 1887
4. Рентгенограмма картины Ван Гога — видно, что пейзаж написан поверх женского портрета

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;