Экспертиза и реставрация картин
Реставрация графических работ
В графике основа — часть произведения, она хрупка и нуждается в особых методах реставрации и условиях хранения. Разберемся, как реставрируют графические работы, и подведем итоги урока.
1. Карандаши с серебряным наконечником
2. Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины, 1440 — бумага и серебряный карандаш
3. Леонардо да Винчи. Голова ангела, 1483 — бумага и серебряный карандаш
4. Валентин Серов. Портрет художника М. А. Врубеля, 1907 — уголь
5. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы, 1897 — пастель
6. Антуан Ватто. Аллея в парке, 1715 — сангина
7. Рембрандт. Отдыхающий лев, 1652 — тушь
8. Каспар Давид Фридрих. Крест в горах, 1806 — сепия
9. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Шахерезада», 1910
10. Константин Коровин. Декорации для спектакля, 1923 — гуашь
Поговорим о реставрации графических работ. Но прежде разберемся с самой техникой графики — чем она отличается от масла и почему реставрировать ее надо по-другому.
👁 Графика — более камерное искусство. Она не рассчитана на большую аудиторию, лист с графикой держат в руках и рассматривают в деталях.
⬜️ Основа становится частью произведения. Если в живописи она покрыта грунтом и глухим масляным слоем, то в графике основа — это «воздух», плоское пространство, в котором можно создать эффект глубины и объема.
📃 Самая частая основа для графики — это бумага или бумага, наклеенная на картон. Она более хрупкая, чем холст или дерево, и требует особых условий хранения.
⏳ Бумагу начали использовать с 14 века (до этого рисовали на папирусе, пергаменте, бересте) и делали из ветоши: перемалывали в клейкую массу, добавляя разные травы, кору, солому — в разных странах и регионах были разные «рецепты». Поэтому реставраторам графики сначала важно точно определить состав бумаги. С 19 века появилась привычная нам бумага из целлюлозы.
📜 Старинная бумага намного толще современной, с неровной поверхностью — это заметно даже на репродукциях графических работ. Часто у такой бумаги желтоватый оттенок. Поэтому ее грунтовали, выравнивая цвет.
3️⃣ Техники графики делятся на три типа: сухие, мокрые и живописные.
✍️ Сухие техники. Это карандаш, уголь, сангина.
▪️ Графитный карандаш появился довольно поздно. До него использовали серебряный — рисовали кусочком серебра в держателе на грунтованной бумаге. Сначала линия получалась серебристой, со временем окислялась и становилась желтоватого оттенка.
▪️ Сангина похожа на пастель, но более твердая. В нее добавляют оксид железа, что придает приятный красноватый оттенок. Поэтому сангиной особенно любили рисовать человеческое тело.
🖌 Мокрые техники. Перо, кисть — с их помощью рисуют тушью, сепией или чернилами.
🎨 Живописные техники. Акварель, гуашь и пастель — их можно было бы отнести к живописи, но есть свои нюансы.
▪️ Акварель — прозрачная краска, и даже если картина закрашена полностью, мы видим основу. В этой лирической прозрачности и заключен главный эффект акварели.
▪️ Гуашь — плотная краска, под ней не видно основы. Но ее редко используют в чистом виде, в основном в смешанных вариантах. Также гуашью рисуют эскизы, театральные декорации.
▪️ Пастель — спрессованные красящие минералы с минимум связующего, поэтому на бумаге остаются частички. Они интересно преломляют лучи, создавая мягкий, бархатистый эффект.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Экспозиция графики на выставке Валентина Серова, 2015
2. Залы для выставок графического искусства в Третьяковской галерее
3. Хранение графики
Теперь разберемся, как хранить и экспонировать графику. Это намного более хрупкое искусство, чем масло и темпера, и правила здесь намного строже.
На что важно обращать внимание 👇
🌡 Температурно-влажностный режим. Норма для графики — 17–19 градусов Цельсия и влажность 45–55%. Малейшие отклонения могут стать губительными. Если температура выше 24 градусов или недостаточная влажность, листы сохнут. А если влажность высокая, бумага впитывает влагу, разбухает, и могут завестись грибки или плесень.
💡 Освещенность. Графика не терпит естественного света. На выставках графические работы размещают в помещении без окон или создают кулуарные пространства с загородками. Освещают специальными лампами. Допустимый уровень освещения — 30–50 люкс, что сопоставимо со светом луны или подвальным тусклым светом. Особенно важно минимизировать ультрафиолетовое излучение.
😠 Часто на выставках графики люди возмущаются, что в галерее тусклое освещение и очень холодно. Это не прихоть музейщиков, а единственно возможные условия для безопасности работ.
📅 Графику можно экспонировать не больше трех месяцев. Затем ее убирают «отдохнуть» в хранилище на такой же срок — а лучше подольше.
🗄 Для хранения графики тоже есть свои правила. Ее хранят в горизонтальном положении в специальных шкафах с тонкими выдвижными ящиками. Эти шкафы — что-то вроде холодильников, внутри поддерживаются все нужные параметры.
〰️ У разных видов графики свои особенности. Например, пастель более устойчива к свету, но ей может повредить механическое воздействие: ее частицы легко осыпаются, если работу встряхивать.
Реставрация графической работы Павла Филонова «Без названия» (бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, кисть, перо), 1913
1. Общий вид до реставрации
2. Общий вид тыльной стороны до реставрации
3, 4. Отдельные фрагменты до реставрации
5. Обсуждение хода реставрации
6. Общий вид после реставрации
Мы выяснили, какой бывает графика и что может ей повредить. Пора разобраться с тем, как ее реставрируют. Для этого возьмем конкретный пример — реставрацию графической работы Павла Филонова.
🔎 Реставрацией графики занимаются в отдельных мастерских. Хотя проблемы во многом схожи с теми, что возникают с живописными произведениями.
💨 В работе Филонова мы видим, что бумага пожелтела. Грязь и пыль налипают на бумагу быстро. К тому же это хрупкий материал, часто появляются заломы, трещины. На местах сгибов или просто под механическим воздействием образуются разрывы. Часто у графических работ обрываются уголки.
Как реставрируют графическую работу 👇
💦 Промывают. Могут погрузить в чистую дистиллированную воду, а если делать этого нельзя — помещают между слоев влажной бумаги, которая понемногу забирает грязь. Эту процедуру повторяют многократно.
⚗️ Производят химическую обработку. Составы подбирают индивидуально, после чего работу промывают, чтобы удалить остатки химии.
🗜 Разравнивают под прессом. Подклеивают разрывы, укрепляют изломы, дублируют основу. В местах утрат делают тонировки.
📜 Если нужно, восстанавливают основу. Для этого разработана интересная технология.
▪️ Проводят химический анализ состава бумаги, подбирают подходящие материалы.
▪️ Перемалывают с клеями, крахмалом — в зависимости от первоначального рецепта. Получается жидкая масса, близкая по составу к той, из которой когда-то сделали бумагу.
▪️ Эту жидкость заливают в места утрат, она высыхает и становится частью основы графического листа.
Загадка и кинокарьера «Портрета молодого человека с кружевным воротником» Рембрандта
Рембрандт. Портрет молодого человека с кружевным воротником, 1634
1. Портрет до реставрации
2. Портрет после реставрации и удаления позднейших записей
3. Кадр из фильма «Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)
В этом уроке мы говорили об атрибуции и реставрации произведений искусства. Давайте еще раз вспомним самое главное.
🖼 Из чего состоит картина
▪️ Основа. Дерево — долговечное, но много времени на подготовку, дорогое, тяжелое, ограничено в размерах. Холст — дешевый, легкий, фактурный, любого размера, но хрупкий и недолговечный.
▪️ Грунт. Классический — серый, но бывает разных цветов. Со временем темные грунты проступают сквозь краску.
▪️ Красочный слой. Темпера, масло или акрил.
▪️ Защитный лак. Защищает красочный слой.
🔬 Инструменты для исследования картин
▪️ Традиционные: изучение в микроскоп, фотофиксация.
▪️ Современные: микрошлиф, ультрафиолет, рентгенограмма, инфракрасное излучение (каждое позволяет заглянуть еще глубже вплоть до грунта и основы).
🔎 Как происходит атрибуция картин
▪️ Раньше —«знаточество», специалист досконально разбирался в конкретном художнике, школе или направлении.
▪️ Теперь — фактологические знания сочетают с современными методами исследований.
🎨 Зачем нужна реставрация
▪️ Потемнение лака
▪️ Повреждение красочного слоя
▪️ Разрушение основы
▪️ Нарушение технологии художником
▪️ Неудачные реставрации прошлого
👨🎨 Как реставрировали раньше
▪️ «Пересаживали» картины с дерева или холста на новую основу.
▪️ Подновляли картину, как считали нужным, добавляли от себя.
👨🔬 Как реставрируют теперь
▪️ Коммерческая реставрация — частный владелец хочет, чтобы работа приобрела функциональный вид.
▪️ Музейная, или научная реставрация — специалисты хотят сохранить работу в первоначальном виде.
✅ Главные принципы современного научного подхода к реставрации
▪️ Все решается коллективно
▪️ Все должно быть обратимо
▪️ Нельзя ничего добавлять от себя
▪️ Индивидуальный подход
▪️ «Не навреди»
▪️ Правильные условия хранения
🔲 Основные операции современных реставраторов
▪️ Удаляют грязь и потемневший слой лака
▪️ Определяют «записи» и удаляют их
▪️ Работают с красочным слоем и грунтом: укладывают кракелюр, укрепляют грунт, восстанавливают утраты
▪️ Дублируют холст (вакуумным методом)
🪓 Вандализм — появился в 20 веке, когда музеи стали открыты для широкой публики. Самые частые причины:
▪️ Политический жест
▪️ Психическая неуравновешенность
▪️ Хулиганство
🔪 Как действуют вандалы
▪️ Пишут что-то поверх (легче всего устранить)
▪️ Наносят механические повреждения (требуется серьезное восстановление)
▪️ Обливают кислотой (самые губительные последствия)
✍️ Графика — более камерное искусство. Основа — часть произведения.
📜 Основа для графики
▪️ Сначала рисовали на папирусе, пергаменте, бересте.
▪️ С 14 века стали делать бумагу из ветоши (более толстую и неровную, чем современная).
▪️ В 19 веке появилась бумага из целлюлозы.
🖌 Техники графики
▪️ Сухие. Карандаш, уголь, сангина.
▪️ Мокрые. Перо, кисть — рисуют тушью, сепией, чернилами.
▪️ Живописные. Акварель, пастель, гуашь.
🌡 Как экспонировать графику
▪️ Не дольше трех месяцев подряд
▪️ Температура 17–19 градусов Цельсия
▪️ Влажность 45–55%
▪️ Освещение 30–50 люкс (лунный или полуподвальный свет)
🗄 Как хранить графику
▪️ Горизонтально
▪️ В специальных шкафах
⏳ Что происходит с графикой
▪️ Бумага желтеет
▪️ Появляются заломы, трещины, разрывы
▪️ Возникают утраты
💦 Как реставрируют графическую работу
▪️ Промывают
▪️ Производят химическую обработку
▪️ Разравнивают под прессом
▪️ Если нужно, восстанавливают основу
Советуем книги и фильмы, которые помогут лучше погрузиться в тему реставрации произведений искусства — и даже увидеть процесс своими глазами.
Что почитать?
📕 Галина Чурак. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»: история одного шедевра.
Подробная история создания, бытования и реставраций знаменитого полотна Репина.
📘 Анатолий Алешин. Реставрация станковой масляной живописи в России.
Интересная и доступная книга о развитии реставрационного дела в России с 18 века до середина 20 века.
Что посмотреть?
🎞 Третьяковская галерея. Реставрация картин.
Небольшой фильм о реставрационных мастерских Третьяковской галереи. В нем достаточно подробно, интересно и наглядно показаны те реставрационные процессы, которые мы обсуждали. Надеемся, будет интересно заглянуть в реставрационную мастерскую и увидеть все своими глазами!
🎞 Спасенные шедевры России. Графика. Документальный фильм.
Экскурсия в реставрационные мастерские графики с рассказом о приемах реставрации графики.
🎞 Покушение на Данаю (реж. Ника Стрижак, 2006).
Захватывающий документальный фильм с рассказами очевидцев о покушении на «Данаю» Рембрандта и спасении шедевра.
🎞 Реставрационные проекты Эрмитажа.
Плейлист с подробными рассказами о различных реставрационных проектах Эрмитажа последних лет — от живописи до часов.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день