Экспертиза и реставрация картин
Реставрация графических работ
В графике основа — часть произведения, она хрупка и нуждается в особых методах реставрации и условиях хранения. Разберемся, как реставрируют графические работы, и подведем итоги урока.
1. Карандаши с серебряным наконечником
2. Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины, 1440 — бумага и серебряный карандаш
3. Леонардо да Винчи. Голова ангела, 1483 — бумага и серебряный карандаш
4. Валентин Серов. Портрет художника М. А. Врубеля, 1907 — уголь
5. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы, 1897 — пастель
6. Антуан Ватто. Аллея в парке, 1715 — сангина
7. Рембрандт. Отдыхающий лев, 1652 — тушь
8. Каспар Давид Фридрих. Крест в горах, 1806 — сепия
9. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Шахерезада», 1910
10. Константин Коровин. Декорации для спектакля, 1923 — гуашь
Поговорим о реставрации графических работ. Но прежде разберемся с самой техникой графики — чем она отличается от масла и почему реставрировать ее надо по-другому.
👁 Графика — более камерное искусство. Она не рассчитана на большую аудиторию, лист с графикой держат в руках и рассматривают в деталях.
⬜️ Основа становится частью произведения. Если в живописи она покрыта грунтом и глухим масляным слоем, то в графике основа — это «воздух», плоское пространство, в котором можно создать эффект глубины и объема.
📃 Самая частая основа для графики — это бумага или бумага, наклеенная на картон. Она более хрупкая, чем холст или дерево, и требует особых условий хранения.
⏳ Бумагу начали использовать с 14 века (до этого рисовали на папирусе, пергаменте, бересте) и делали из ветоши: перемалывали в клейкую массу, добавляя разные травы, кору, солому — в разных странах и регионах были разные «рецепты». Поэтому реставраторам графики сначала важно точно определить состав бумаги. С 19 века появилась привычная нам бумага из целлюлозы.
📜 Старинная бумага намного толще современной, с неровной поверхностью — это заметно даже на репродукциях графических работ. Часто у такой бумаги желтоватый оттенок. Поэтому ее грунтовали, выравнивая цвет.
3️⃣ Техники графики делятся на три типа: сухие, мокрые и живописные.
✍️ Сухие техники. Это карандаш, уголь, сангина.
▪️ Графитный карандаш появился довольно поздно. До него использовали серебряный — рисовали кусочком серебра в держателе на грунтованной бумаге. Сначала линия получалась серебристой, со временем окислялась и становилась желтоватого оттенка.
▪️ Сангина похожа на пастель, но более твердая. В нее добавляют оксид железа, что придает приятный красноватый оттенок. Поэтому сангиной особенно любили рисовать человеческое тело.
🖌 Мокрые техники. Перо, кисть — с их помощью рисуют тушью, сепией или чернилами.
🎨 Живописные техники. Акварель, гуашь и пастель — их можно было бы отнести к живописи, но есть свои нюансы.
▪️ Акварель — прозрачная краска, и даже если картина закрашена полностью, мы видим основу. В этой лирической прозрачности и заключен главный эффект акварели.
▪️ Гуашь — плотная краска, под ней не видно основы. Но ее редко используют в чистом виде, в основном в смешанных вариантах. Также гуашью рисуют эскизы, театральные декорации.
▪️ Пастель — спрессованные красящие минералы с минимум связующего, поэтому на бумаге остаются частички. Они интересно преломляют лучи, создавая мягкий, бархатистый эффект.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь разберемся, как хранить и экспонировать графику. Это намного более хрупкое искусство, чем масло и темпера, и правила здесь намного строже.
На что важно обращать внимание 👇
🌡 Температурно-влажностный режим. Норма для графики — 17–19 градусов Цельсия и влажность 45–55%. Малейшие отклонения могут стать губительными. Если температура выше 24 градусов или недостаточная влажность, листы сохнут. А если влажность высокая, бумага впитывает влагу, разбухает, и могут завестись грибки или плесень.
💡 Освещенность. Графика не терпит естественного света. На выставках графические работы размещают в помещении без окон или создают кулуарные пространства с загородками. Освещают специальными лампами. Допустимый уровень освещения — 30–50 люкс, что сопоставимо со светом луны или подвальным тусклым светом. Особенно важно минимизировать ультрафиолетовое излучение.
😠 Часто на выставках графики люди возмущаются, что в галерее тусклое освещение и очень холодно. Это не прихоть музейщиков, а единственно возможные условия для безопасности работ.
📅 Графику можно экспонировать не больше трех месяцев. Затем ее убирают «отдохнуть» в хранилище на такой же срок — а лучше подольше.
🗄 Для хранения графики тоже есть свои правила. Ее хранят в горизонтальном положении в специальных шкафах с тонкими выдвижными ящиками. Эти шкафы — что-то вроде холодильников, внутри поддерживаются все нужные параметры.
〰️ У разных видов графики свои особенности. Например, пастель более устойчива к свету, но ей может повредить механическое воздействие: ее частицы легко осыпаются, если работу встряхивать.
Мы выяснили, какой бывает графика и что может ей повредить. Пора разобраться с тем, как ее реставрируют. Для этого возьмем конкретный пример — реставрацию графической работы Павла Филонова.
🔎 Реставрацией графики занимаются в отдельных мастерских. Хотя проблемы во многом схожи с теми, что возникают с живописными произведениями.
💨 В работе Филонова мы видим, что бумага пожелтела. Грязь и пыль налипают на бумагу быстро. К тому же это хрупкий материал, часто появляются заломы, трещины. На местах сгибов или просто под механическим воздействием образуются разрывы. Часто у графических работ обрываются уголки.
Как реставрируют графическую работу 👇
💦 Промывают. Могут погрузить в чистую дистиллированную воду, а если делать этого нельзя — помещают между слоев влажной бумаги, которая понемногу забирает грязь. Эту процедуру повторяют многократно.
⚗️ Производят химическую обработку. Составы подбирают индивидуально, после чего работу промывают, чтобы удалить остатки химии.
🗜 Разравнивают под прессом. Подклеивают разрывы, укрепляют изломы, дублируют основу. В местах утрат делают тонировки.
📜 Если нужно, восстанавливают основу. Для этого разработана интересная технология.
▪️ Проводят химический анализ состава бумаги, подбирают подходящие материалы.
▪️ Перемалывают с клеями, крахмалом — в зависимости от первоначального рецепта. Получается жидкая масса, близкая по составу к той, из которой когда-то сделали бумагу.
▪️ Эту жидкость заливают в места утрат, она высыхает и становится частью основы графического листа.
Загадка и кинокарьера «Портрета молодого человека с кружевным воротником» Рембрандта
Рембрандт. Портрет молодого человека с кружевным воротником, 1634
1. Портрет до реставрации
2. Портрет после реставрации и удаления позднейших записей
3. Кадр из фильма «Старики-разбойники» (реж. Эльдар Рязанов, 1971)
В этом уроке мы говорили об атрибуции и реставрации произведений искусства. Давайте еще раз вспомним самое главное.
🖼 Из чего состоит картина
▪️ Основа. Дерево — долговечное, но много времени на подготовку, дорогое, тяжелое, ограничено в размерах. Холст — дешевый, легкий, фактурный, любого размера, но хрупкий и недолговечный.
▪️ Грунт. Классический — серый, но бывает разных цветов. Со временем темные грунты проступают сквозь краску.
▪️ Красочный слой. Темпера, масло или акрил.
▪️ Защитный лак. Защищает красочный слой.
🔬 Инструменты для исследования картин
▪️ Традиционные: изучение в микроскоп, фотофиксация.
▪️ Современные: микрошлиф, ультрафиолет, рентгенограмма, инфракрасное излучение (каждое позволяет заглянуть еще глубже вплоть до грунта и основы).
🔎 Как происходит атрибуция картин
▪️ Раньше —«знаточество», специалист досконально разбирался в конкретном художнике, школе или направлении.
▪️ Теперь — фактологические знания сочетают с современными методами исследований.
🎨 Зачем нужна реставрация
▪️ Потемнение лака
▪️ Повреждение красочного слоя
▪️ Разрушение основы
▪️ Нарушение технологии художником
▪️ Неудачные реставрации прошлого
👨🎨 Как реставрировали раньше
▪️ «Пересаживали» картины с дерева или холста на новую основу.
▪️ Подновляли картину, как считали нужным, добавляли от себя.
👨🔬 Как реставрируют теперь
▪️ Коммерческая реставрация — частный владелец хочет, чтобы работа приобрела функциональный вид.
▪️ Музейная, или научная реставрация — специалисты хотят сохранить работу в первоначальном виде.
✅ Главные принципы современного научного подхода к реставрации
▪️ Все решается коллективно
▪️ Все должно быть обратимо
▪️ Нельзя ничего добавлять от себя
▪️ Индивидуальный подход
▪️ «Не навреди»
▪️ Правильные условия хранения
🔲 Основные операции современных реставраторов
▪️ Удаляют грязь и потемневший слой лака
▪️ Определяют «записи» и удаляют их
▪️ Работают с красочным слоем и грунтом: укладывают кракелюр, укрепляют грунт, восстанавливают утраты
▪️ Дублируют холст (вакуумным методом)
🪓 Вандализм — появился в 20 веке, когда музеи стали открыты для широкой публики. Самые частые причины:
▪️ Политический жест
▪️ Психическая неуравновешенность
▪️ Хулиганство
🔪 Как действуют вандалы
▪️ Пишут что-то поверх (легче всего устранить)
▪️ Наносят механические повреждения (требуется серьезное восстановление)
▪️ Обливают кислотой (самые губительные последствия)
✍️ Графика — более камерное искусство. Основа — часть произведения.
📜 Основа для графики
▪️ Сначала рисовали на папирусе, пергаменте, бересте.
▪️ С 14 века стали делать бумагу из ветоши (более толстую и неровную, чем современная).
▪️ В 19 веке появилась бумага из целлюлозы.
🖌 Техники графики
▪️ Сухие. Карандаш, уголь, сангина.
▪️ Мокрые. Перо, кисть — рисуют тушью, сепией, чернилами.
▪️ Живописные. Акварель, пастель, гуашь.
🌡 Как экспонировать графику
▪️ Не дольше трех месяцев подряд
▪️ Температура 17–19 градусов Цельсия
▪️ Влажность 45–55%
▪️ Освещение 30–50 люкс (лунный или полуподвальный свет)
🗄 Как хранить графику
▪️ Горизонтально
▪️ В специальных шкафах
⏳ Что происходит с графикой
▪️ Бумага желтеет
▪️ Появляются заломы, трещины, разрывы
▪️ Возникают утраты
💦 Как реставрируют графическую работу
▪️ Промывают
▪️ Производят химическую обработку
▪️ Разравнивают под прессом
▪️ Если нужно, восстанавливают основу
Советуем книги и фильмы, которые помогут лучше погрузиться в тему реставрации произведений искусства — и даже увидеть процесс своими глазами.
Что почитать?
📕 Галина Чурак. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»: история одного шедевра.
Подробная история создания, бытования и реставраций знаменитого полотна Репина.
📘 Анатолий Алешин. Реставрация станковой масляной живописи в России.
Интересная и доступная книга о развитии реставрационного дела в России с 18 века до середина 20 века.
Что посмотреть?
🎞 Третьяковская галерея. Реставрация картин.
Небольшой фильм о реставрационных мастерских Третьяковской галереи. В нем достаточно подробно, интересно и наглядно показаны те реставрационные процессы, которые мы обсуждали. Надеемся, будет интересно заглянуть в реставрационную мастерскую и увидеть все своими глазами!
🎞 Спасенные шедевры России. Графика. Документальный фильм.
Экскурсия в реставрационные мастерские графики с рассказом о приемах реставрации графики.
🎞 Покушение на Данаю (реж. Ника Стрижак, 2006).
Захватывающий документальный фильм с рассказами очевидцев о покушении на «Данаю» Рембрандта и спасении шедевра.
🎞 Реставрационные проекты Эрмитажа.
Плейлист с подробными рассказами о различных реставрационных проектах Эрмитажа последних лет — от живописи до часов.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день