angle-down facebook instagram vkontakte warning

Экспертиза и реставрация картин

Историческая реставрация

К 17–18 веку у многих старых картин потемнел лак, разрушались основы и холсты, поэтому именно в это время начались эксперименты с реставрацией. Посмотрим, как это было.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

В этой части поговорим об исторической реставрации: узнаем, зачем она была нужна и на конкретных примерах разберем, как ее делали специалисты 17–19 веков.

Для начала выясним, почему вообще картины со временем нуждаются в поддерживающих мероприятиях и реставрации 👇

🟫 Потемнение лака. Это неизбежная проблема. В отличие от олифы на иконах, лак на картинах не столько темнеет, сколько желтеет, придавая картине коричневый колорит. Из-за этого многие думают, что старые мастера и писали в таких тусклых тонах — это далеко не так.

▪️ Лак периодически надо снимать и заменять. Но чтобы сделать это правильно, нужна технология — растворители, пробы. Когда реставраторы только начали заниматься расчисткой, они часто повреждали красочный слой.

🎨 Повреждение красочного слоя. Это происходило из-за времени, транспортировки, механических воздействий.

▪️ Раньше для реставраторов главным было сохранить цельность, эстетику картины — и они писали заново поверх красочного слоя. Кто-то делал это с уважением к первоисточнику, кто-то совсем нет. Могли дописать небольшой фрагмент вроде кусочка неба — или целиком переписать платье, заменить пейзажный фон однотонным, чтобы облегчить себе работу и не вносить много мелких правок.

⚡ Разрушение основы. К 17–18 веку деревянные основы средневековых картин начали подгнивать, отсыревать или, наоборот, иссыхать.

▪️ Холсты вовсе не были предназначены для многовекового хранения. Они разрушались, ослабевали, не могли удерживать красочный слой.

🔨 Реставрационные мастерские в 18–19 веках были редкостью — их могли позволить себе только крупные музеи вроде Лувра или Эрмитажа.

👥 Реставраторы делились на две группы. Первые занимались техническими моментами: перенатянуть холст, где-то заклеить, что-то подправить. Вторые были художниками, которые поновляли картины — и часто в порыве вдохновения позволяли себе лишнее.

▪️ Если чистку лака и поновления делали кто во что горазд, то работа с основой была самой необычной.

1. Лукас Кранах Младший. Христос и блудница, после 1532 года
2. Надпись реставратора Л.К. Пфандцельта на оборотной стороне: «Эту картину, написанную на дереве в 1516 году знаменитым художником Альбрехтом Дюрером, Нюренбергским Рафаэлем и от ветхости расколовшуюся на три части, вновь затем склеенную и покоробившуюся от времени настолько, что краски едва держались на дереве, Лука Фанцельт от близкой гибели спас и посредством искусного снятия живописи с дерева и переводом картины на медную доску вернул ее прежнюю красоту и блеск, и получив от Академии художеств деревянную покоробленную, взамен он возвратил медную долговечную картину».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Процесс перевода с дерева на холст
1, 2. Реставратор И. И. Васильев послойно удаляет авторскую деревянную основу с картины
3. На нанесенный новый переводной грунт наклеивается марля

4. Рафаэль. Мадонна Макинтоша (Мадонна с башней), холст (перевод с дерева), масло ок. 1509–1511 — одна из «жертв» неудачной операции перевода с дерева на холст, практически полностью переписана в 18 веке. Находится в Лондонской национальной галерее

5. Рафаэль. Святое семейство («Мадонна с безбородым Иосифом»), 1506–1507 — была переведена с дерева на холст в начале 19 века.

Перевод картины Рафаэля «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом») даже нашел отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Возрождение» (1819):

«Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней».

Посмотрим, как реставраторы прошлого заменяли основы картин. Эксперименты начались в первой половине 18 века по всей Европе — и Петербург здесь оказался одним из первых.

👤 В 1743 году в Петербург приехал мастер Лукас Конрад Пфандцельт. Он занял должность контрафагера — смотрителя за императорской коллекцией живописи, который должен был в том числе реставрировать картины.

⤵️ Пфандцельт одним из первых «пересадил» картину с одной основы на другую. Он проделал это с работой Лукаса Кранаха Младшего «Христос и блудница» (во времена Пфандцельта ее приписывали Дюреру), перенеся с дерева на медь. Неизвестно, видел ли мастер нечто подобное в Европе или придумал сам, но работу сделал качественно, картина до сих пор находится на этой основе. Хотя сегодня метод считается варварским.

🟫 С деревянными основами работали так: на красочный слой наклеивали тонкую бумагу, закрепляя его. Потом переворачивали краской вниз и слой за слоем снимали дерево — сначала рубанком, потом все более тонкими инструментами. В итоге счищали полностью все дерево и доходили до грунта. Выровняв его, наклеивали новый холст. Переворачивали, снимали защитную пленку — и картина оказывалась на новой основе.

▪️ Грунт тоже часто разрушался. В 19 веке придумали вместе с основой счищать и его, оставляя только красочный слой. Его переносили на новую загрунтованную основу.

⬜️ Картины на холстах тоже переносили. Иногда размачивали и убирали старый холст, могли даже выдирать его по ниточке — или просто клеили картину с обветшалым холстом на новую.

🧙 Долгое время реставрация была окутана тайной, а к реставраторам относились немного как к колдунам. Они сами подкрепляли этот статус, не разглашая свои рецепты и приемы, многие не брали учеников. Из-за этого не создавалось общей базы знаний, не было обмена между разными мастерскими. Даже технологию Пфандцельта мы не знаем до конца.

⚙️ Перенос картин на новую основу не был штучной операцией — это поставили на поток. По данным Эрмитажа, только здесь проводились сотни таких операций, причем из-за петербургских перепадов температуры и влажности перенос живописи на холст считался очень благотворным.

Шли подобные операции и по всей Европе. Разумеется, были жертвы — как «Мадонна Макинтоша» (по имени последнего владельца) кисти Рафаэля. При переносе картина настолько пострадала, что ее почти полностью переписали.

1. Реставраторы братья Николай, Александр и Михаил Сидоровы
2. Рафаль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле), 1504 — холст (переведена с дерева), темпера
3. Изначально рама и живопись были выполнены на единой доске. Затем изображение выпилили, перенесли на холст, а уже холст вернули обратно внутрь исходной рамы

В завершение части познакомимся с живым свидетельством того, как происходила реставрация картины. Его оставил Владимир Стасов — художественный критик, историк искусств, общественный деятель и неравнодушный человек.

🤱 Стасов присутствовал при переносе с дерева на холст одного из шедевров Рафаэля — «Мадонны с младенцем». Операцию проводили реставраторы мастерской Эрмитажа — братья Сидоровы.

️ Вот как Стасов описывает процесс в статье «Художественная хирургия»:

«Началось дело с того, что маленькую эту картину выпилили (23 мая) из довольно большой доски; на которой налеплена кругом нее раззолоченная и раскрашенная нарядная рамка, сделанная из алебастра еще в 16 веке. Эту первую операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки, вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Только эту пилку приводила в движение не рука, а станок, нажимаемый ногою, как швейная машина: продели же пилку внутрь доски сквозь одну из ее трещин.

Дали потом картине отдохнуть день, а потом взяли и стянули ее в тисках, словно в корсете: это было произведено так нежно и осторожно, что ничего дурного не случилось, — и трещины, сближенные и склеенные, так крепко и хорошо срослись, точно их не бывало.

Несколько дней спустя наклеили на живопись несколько рядов бумаги, а сверх бумаги холст: значит краска была крепко пришпилена к своему месту и не могла сдвинуться во время того, что дальше должно было случиться с картиной. А случилось следующее: повернули картину спиной кверху и принялись строгать дерево доски прочь, точно будто бы дело шло о самом простом куске дерева.

Строгали, строгали, наконец дострогались до такого тоненького слоя дерева, как паутина: эти флеровые остатки мало-помалу и с бесконечной осторожностью соскоблили кусочками ломаного стекла и мелкими ножичками. Тогда оказался грунт, по которому, собственно, и ходила кисть Рафаэлева: этот грунт, по обычаю итальянских живописцев, был довольно толст и составлен из мела и клея; его стали смачивать и понемногу стирать растушками и сырыми тряпочками.

Когда же и это дело было кончено, что тогда осталось на лицо — одна краска, голая краска, но только с изнанки. И что особенно при этом вышло курьезно, это то, что Рафаэль сначала несколько иначе написал свою картину, чем теперь она стоит перед глазами зрителя.

Например, в руке младенца не книга, шар земной и к нему тянется ручкой младенец Иисус. И что же теперь вот, когда обнажилась изнанка краски, т.е. когда вышли наружу все секреты живописной процедуры художника, оказывается, что Рафаэль задумывал многое иначе, и уже только во время самой работы переменил многое. Однако же нечего было останавливаться на переменах и передумываниях Рафаэля: теперь речь шла о том, чтобы закрепить на новом фундаменте то, что осталось от его картины, — краски, и вот началась вторая и самая продолжительная половина работы: на нее пошло целых два месяца, тогда как на первую — всего только недели две, не больше.

Эта работа состояла в том, что наложили на письмо Рафаэля новый грунт, потом несколько слоев чистейшего клея, для крепости и цепкости переложив его тюлем; наконец, когда все это просохло и получило совершенную твердость, наложили последний слой клея, а сверх него холст. После этого, когда и холст просох, осталось только отмыть бумагу с передней стороны краски. И картина, переехавшая навеки с дерева на холст, была готова».

Петербургская школа реставрации

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;