angle-down facebook instagram vkontakte warning

Экспертиза и реставрация картин

Материалы для картин: основы, грунты, краски

Реставрация помогает сохранить картину, а иногда даже воссоздать ее. И это процесс начинается с определения материалов картины: основы, грунта и вида краски. Узнаем о них в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Приготовление темперной краски
2. Рентгенограмма картины Пабло Пикассо «Старый гитарист»
3. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, 1490–1491
4. Картина Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» после покушения — видны следы от ударов ножом

Давайте разберемся, почему экспертиза и реставрация картин — важная тема, и как она поможет лучше понять искусство.

👨‍🎨 Произведение живописи — это не только идея, но и ее воплощение. Художник, конечно, одухотворенный творец, но он также находится в постоянном поиске технических решений, позволяющих воплотить его идею в материале. Если художник нарушает отработанную годами технологию живописи, со временем зачастую возникают проблемы, у картин появляются «болезни», затормозить течение которых может лишь правильное хранение и своевременная реставрация. Понимание основных технологических моментов откроет внимательному зрителю новые грани авторского замысла.

🧩 Реставрация долго оставалась тайным, почти мистическим процессом. Сегодня все чаще его выносят на всеобщее обозрение, результаты реставрационных работ показывают на выставках. Написание картины — лишь первый этап ее жизни, самые интересные и порой опасные приключения начинаются позже. И реставрация помогает сохранить картину, а иногда даже воссоздать.

🔎 В искусстве постоянно происходят открытия, находят новые полотна старых мастеров. Вокруг этого часто появляются спекуляции: «Картину признали, потому что кто-то проплатил», и так далее. Но процесс экспертизы намного сложнее и интереснее — и мы его обсудим.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Живопись на дереве

1. Фаюмский портрет молодого египтянина, втор. пол. 1 века нашей эры
2, 3. Сассетта. Алтарь «Снежная мадонна», 1430–1432
3. Панель пределлы: Основание храма Санта Мария Маджоре
4–6. Деревянный алтарь-складень: Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь, 1506–1515
4. Первая развертка
5. Вторая развертка
6. Третья развертка (скульптурная, резчик: Никлас из Хагенау)

Поговорим об основах, на которых пишут картины. Они могут быть различными, но мы рассмотрим два самых распространенных варианта — дерево и холст.

🟫 Дерево. Известно со времен античности, на нем выполнены самые древние из дошедших до нас произведения искусства — например, Фаюмские портреты.

Плюсы

▪️ Очень долговечный и прочный материал. Легко может пережить тысячелетия.

Минусы

▪️У дерева есть свои угрозы — это жучки-короеды и перепады влажности. Когда Екатерина начала собирать эрмитажную коллекцию, картины на дереве разрушались из-за петербургской влаги.

▪️ Подходит не любой сорт дерева — в средней полосе это в основном береза, липа, ольха, клен, дуб.

▪️ Долгая и дорогая подготовка: вымачивание, сушка, шлифовка.

▪️ Доска ограничена в размерах. Можно соединить несколько досок, но это скажется на качестве основы.

▪️ Тяжело перевозить: доски много весят.

▪️ Работать на доске позволяли не всем, а только опытным мастерам.

⛪️ Чтобы добиться от дерева большего масштаба, в России придумали высокие алтари, а в Европе делали полиптихи и складные алтари — часть росписей открывали только по праздникам. Например, у Изенгеймского алтаря было целых три развертки: будничная, праздничная и та, которую раскрывали только раз в год — она сочетала живописные и резные части со сценами из жития Св. Антония.

⬜️ Холст. К середине 16 века в Европе наладили производство ткани и стали выпускать простую крепкую мешковину. Художники быстро приспособили ее для рисования.

Плюсы.

▪️ Дешевый. С появление холста резко выросло количество художников.

▪️ Любых размеров. Холсты позволили создавать грандиозные полотна по 5–7 метров.

▪️ Легкий. Картины начинают «путешествовать» по Европе.

▪️ Фактурный. Художник может полностью загрунтовать зернистость ткани, либо специально подчеркнуть ее.

Минусы.

▪️ Хрупкий и недолговечный. Картина на холсте не может выдержать несколько веков, ткань начинает разрушаться.

1. Джордж Доу. Портрет А.С. Шишкова, 1827
2. Томаса Лоуренса. Портрет Артура Уэлсли, 1829
3. Поль Сезанн. Вид Гарданны, 1886
4. М.А. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова, 1897
5. Эдвард Мунк. У смертного одра (Лихорадка), 1893

6. Пример живописи по темному грунту: Караваджо. Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием, 1609
7. Пример живописи по белому грунту: Рогир ван дер Вейден. Оплакивание Христа, 1460-е

Теперь рассмотрим, каким бывает грунт и зачем он нужен.

〰️ Грунт позволяет добиться однородной поверхности: и дерево, и холст имеют свою фактуру с перепадами высот. Без подготовки писать по ним было бы невозможно.

▪️ Также грунт изолирует краску от основы. Иначе основа может впитать связующую часть краски — масло или яичную эмульсию, и сам слой краски начнет разрушаться.

🖼 В классической живописи грунт всегда скрыт. Если мы его видим, значит, произведение не окончено.

💡 Позже начались эксперименты. Например, Сезанн любил оставлять участки грунта незакрытыми. Это создает легкость, ощущение внутреннего света, грунт в его работах задает камертон общего колорита.

▪️ Врубель на портрете Мамонтова оставляет незакрашенной манишку— получается плоский участок посреди сложных объемных форм. Мамонтов будто хочет вскочить, но манишка не дает этого сделать — возникает ощущение сдержанного порыва.

🎨 Грунт бывает разных цветов. Классический грунт серый, нейтральный — он подходит для всех. Но художник может добавить краситель.

⬜️ Белый — гипс, белила, белая глина. Картины с таким грунтом светоносные. Мы его не видим, но лучи света преломляются о разные слои, в том числе доходят до грунта. Краски приобретают большую яркость. Но также белый слой уплощает формы.

🟨 Желтый — часто используется в академической живописи. Благодаря нему она вся немного коричневатая.

🟦 Голубой — если нужно написать море или небо.

⬛️ Темный, доходящий до черного — его любили Караваджо и караваджисты, добиваясь глубоких теней, обволакивающей тьмы.

▪️ Со временем темные грунты проступают сквозь краску, меняя впечатление от полотна. Поэтому сегодня караваджисты кажутся очень темными, хотя изначально они были светлее.

Темперная краска

1. Сухие пигменты для красок
2. Приготовление темперной краски
3. Фра Беато Анджелико. Мадонна смирения, 1430
4. Пьеро делла Франческа. Портрет мальчика, 1483
5. Тайная вечеря, нач. 16 века
6. В. А. Серов. Похищение Европы (один из вариантов), 1910
7. В. Э. Борисов-Мусатов. Весна, 1898–1901

Масляная краска

1. Ян ван Эйк. Мадонна каноника Георга ван дер Пале, 1436 (масло на дереве)
2. Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, 1503–1519 (масло на дереве)
3. Паоло Веронезе. Благовещение, 1585
4. Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле, 1888
5. Пабло Пикассо. Девочка на шаре, 1905

В завершение части поговорим о красках.

💎 Основа краски — сухой пигмент. В прошлом, как правило, они были натуральными — измельченные камни, минералы, жучки. Сегодня много синтезированных. Но тип краски определяют не пигменты, а то, на чем их замешивают.

Тут есть три основных варианта 👇

🥚 Темпера. Пигмент замешивают на яичной основе. Краска очень качественная, веками сохраняет яркость и чистоту. Это видно по фаюмским портретам (часть из которых написана темперой) или старинным иконам.

▪️ Темпера быстро сохнет, поэтому скорректировать мазок не получится. К тому же краска плохо смешивается, с ней не получится сделать плавные переходы или полутона.

▪️ До конца 15 века все писали темперой, да еще и на дереве — поэтому мастеров было немного. Учиться было долго и дорого, а работать сложно.

▪️ Была версия, что первым от темперы отказался Ван Эйк — и придумал масляную краску. Но теперь считается, что он просто усовершенствовал технику масляной живописи. В Италию масло пришло чуть позже. Художники Высокого Возрождения писали в переходной технике — уже маслом, но еще на дереве.

▪️ Появление холстов и распространение масляной краски стали одной из причин, почему с 16 века художников стало намного больше. К темпере вернулись символисты в конце 19 века уже в качестве эксперимента.

🍯 Масло. Прекрасный материал: удобно работать, легко корректировать. Можно создавать самые разные оттенки и сложные переходы. Еще у Леонардо эффект сфумато появился благодаря работе с маслом.

▪️ Масло можно накладывать пастозно, корпусными мазками, как Ван Гог — или сильно разбавлять и добиваться эффекта полупрозрачности и легкости, сходства с фреской, как Пикассо в «Девочке на шаре».

▪️ У масла есть минусы. Оно не такое долговечное и устойчивое, со временем цвета меняются. Очень долго сохнет.

▪️ Старые мастера сами натягивали холсты, грунтовали основу, использовали правильно замешанную краску по секретным рецептам. Художник работал тоненькими прозрачными мазками — лессировками. Получалось много слоев, в которых отражается свет, создавая удивительное впечатление. Конечно, это был очень долгий процесс.

▪️ Такая техника называется фламандской, в ней работали мастера 15 и первой половины 16 века — Леонардо, Ван Эйк, Брейгель. На смену ей пришла упрощенная итальянская техника — это Тициан, Рубенс, Тинторетто и все мастера, работавшие в академической манере — в ней уже не так много лессировочных слоев.

▪️ Художники второй половины 19 века были нетерпеливыми. Они сознательно нарушали технологию, чтобы краска сохла быстрее, добавляли в нее сиккативы и другие вещества. Поэтому работы старых мастеров зачастую имеют лучшую сохранность. Импрессионисты работали «a-la prima» — в один присест, наносили один-два слоя, а всю работу заканчивали за несколько часов.

▪️ При высыхании масло часто дает кракелюры — трещинки, которыми покрыты многие картины. Они могут появиться и у совсем свежих работ. Обычно «хорошие» кракелюры не опасны, но реставраторы отслеживают, когда появляются «плохие», и принимают меры.

️ Акрил. О нем подробнее расскажем в видео.

Акриловые краски — изобретение 20 века

Акриловые краски

1. Марк Ротко. № 13. Белый и красный на желтом, 1958
2. Энди Уорхолл. Пряжа, 1983
3. Жан-Мишель Баския. Верхом на смерти, 1988
4. Дэвид Хокни. Большой всплеск, 196
7

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;