angle-down facebook instagram vkontakte warning

Экспертиза и реставрация картин

Современная музейная реставрация

В современной реставрации придерживаются принципов коллективного обсуждения, обратимости работы и индивидуального подхода. Посмотрим, как это происходит.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880
2. Фрегат «Герцог Эдинбургский», на котором картина «Лунная ночь» совершила морское путешествие в 1880–1882 годах, после чего сильно потемнела от воздействия морского воздуха и света
3. Михаил Врубель. Девочка на фоне персидского ковра, 1886 — картина сильно потемнела из-за использования лаков и добавок, которые были призваны быстрее просушивать красочные слои
4. Джошуа Рейнолдс. Младенец Геракл, удушающий змей, 1786 — это полотно также сильно потемнело из-за использования битума и сиккативов, присутствует характерный для асфальтовой болезни кракелюр

Обсудим современную музейную реставрацию. И для начала определим три причины, по которым сегодня приходится реставрировать произведения искусства.

Время. Оно неумолимо приводит к разрушению. Особенно если к этому добавляются воздействия внешней среды: нарушение условий хранения и транспортировки, перепады температур, влажность, агрессивный свет.

🌕 Яркие пример — судьба пейзажа Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Ее за большие деньги купил великий князь Константин Константинович. Он любил морские путешествия и часто брал любимую картину с собой. Морской воздух неблагоприятен для живописи, и за два года поездок по Средиземному морю картина сильно потемнела — до сих пор не удалось восстановить ее изначальное состояние.

🔨 Нарушение технологии. Это «бомба замедленного действия», заложенная самим художником. Например, Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю» не по сырой штукатурке, как обычные фрески, а по сухой, рецепт для которой придумал сам. В итоге работа начала разрушаться почти сразу, и уже через несколько десятилетий о ней писали как об очень поврежденной.

Эксперименты художников могут привести к неизлечимой «асфальтовой болезни» (хотя современные технологии позволяют поддерживать картину в стабильном состоянии). Она возникает из-за битума в краске — добавлять его было популярно в 18 и особенно 19 веке. Битум дает цвету глубину, бархатистость, но со временем начинаются проблемы. Он проступает наружу, ухудшая колорит, а при температуре всего 35 градусов Цельсия может потечь, приводя к подтеканию краски. Этим «грешат» картины и Врубеля, и Ге, и Куинджи, и многих других художников.

🤦‍♂️ Неудачные реставрации прошлого. Агрессивные растворители и варварские пересадки с одной основы на другую повреждали красочные слои, а художники-реставраторы «записывали» картины, вмешиваясь в авторский замысел. Современным реставратором приходится разбираться с этими проблемами и «лечить» картины.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пример коммерческой реставрации иконы «Спас Вседержитель» — изначально икона была подокладной, и на ней были прописаны только лик и руки Христа. Реставратор фактически сам написал недостающие фон и «доличное»

Существует два основных современных подхода к реставрации: коммерческий и научный, или музейный. Рассмотрим их подробнее.

🖼 Главная цель коммерческой реставрации — вернуть предмету его функционал. Если это картина, то она должна выглядеть красивой и законченной, чтобы украшать кабинет. Если статуэтка — у нее не может быть отбитых рук. На икону надо молиться, так что должно быть понятно, кто на ней изображен.

💰 Коммерческую реставрацию заказывают частные владельцы. Обычно это работы 19 или начала 20 века. Качество работы зависит от заказчика, его желаний, найденного реставратора, их договоренностей. Заказчик может даже попросить дорисовать то, чего автор не задумывал.

🎓 Музейная реставрация основана на научном подходе. Главная цель — сохранить произведение в том виде, в котором оно дошло, каким бы этот вид не был. Чтобы этого добиться, реставраторы следуют строгому кодексу и принципам.

Реставрация Портрета императора Николая I, написанного художником Вильгельмом Августом (Василием Александровичем) Голике в 1843:

1. Общий вид до начала реставрации. Сильно пожелтевший лак значительно искажает авторский колорит
2. Пробный участок расчистки — видны следы проб разных составов для расчистки
3. Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от слоев пожелтевшего лака — видно, как сильно меняется колорит картины
4. Художник-реставратор за работой
5. Общий вид после реставрации

Реставрация иконы Архистратига Михаила, которая была создана Григорием Угрюмовым в 1810 году для Собора Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге:

1. Общий вид до реставрации — лаковый слой загрязнен и сильно пожелтел. Отдельные участки покрыты профилактическими заклейками (чтобы избежать отслоения краски на аварийных участках)
2. Фрагмент до реставрации. Видны аварийные участки кракелюра с приподнятыми краями и полыми вздутиями красочного слоя.
3. В процессе утоньшения лаковых наслоений, поновительских реставрационных записей и перегрунтовок
4. Авторский слой — убраны все «поновления» и позднейшие записи
5. Общий вид после завершения реставрационных работ

Организация хранения картин в музеях на выдвижных ширмах

Давайте обсудим главные принципы современного научного подхода к реставрации.

👥 Все решается коллективно. При каждом музее работает реставрационный совет. В особенно сложных случаях приглашают экспертов из других музеев. Они делятся опытом, обмениваются идеями и вместе решают, что нужно делать с работой и нужно ли вообще.

🔄 Все должно быть обратимо. Постоянно появляются новые методы, поэтому в любой момент должна быть возможность «отменить» прошлые реставрации и вернуться к оригинальному состоянию.

▪️ Если нужно что-то подновить, реставратор делает лаковое перекрытие, чтобы потом его правки легко можно было убрать. По этой же причине новый слой всегда немного отличается по оттенку от оригинала — обычному глазу незаметно, а специалист сразу найдет.

🙅‍♂️ Нельзя ничего добавлять от себя. Если надо подправить кусочек неба, платья — это допустимо. Но если утраты серьезные, их не трогают. Например, могут оставить портрет без лица — реставратор не будет додумывать за художника. Экспонироваться, конечно, работа не будет, но сохранится в фондах в историческом виде.

💡 Индивидуальный подход. В реставрации нет стандартных схем — и здесь начинается настоящее творчество. Любой мастер, любая работа индивидуальна — и для каждой разрабатывают свой алгоритм, индивидуально подбираются материалы, работы ведутся на маленьких пробных участках.

«Не навреди». Бывают ситуации, когда пока никакая реставрация невозможна. Например, портрет М. К. Тенишевой кисти Ильи Репина дважды поступал на реставрацию в мастерские Третьяковки — в 1970-е и в 2000-е. И оба раза было принято решение пока ничего не предпринимать, потому что технологии еще не позволяют качественно решить проблемы этой вещи. Работу поддерживают в стабильном состоянии в надежде, что в будущем ей можно будет помочь.

🌡 Условия хранения. Крайне важно поддерживать правильный температурный режим, уровень влаги. Некоторые картины нельзя транспортировать — любое механическое воздействие может их повредить. Например, «Троица» Рублева нетранспортабельна из-за трещины в доске. А «Красные виноградники в Арле» Ван Гога из-за проблем с красочным слоем.

Удивительная история реставрации картины Алексея Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»

Алексей Венецианов. «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга», 1838
1. Изначальный вид полотна
2. Вид картины в ходе удаление поздней записи
3. Реставрация полотна
4. Вид картины после реставрации

Реставрация работы Иоганна Лампи «Портрет императрицы Екатерины II», 1790-е

1. Общий вид лицевой поверхности до начала реставрационных работ
2. Фрагмент до начала реставрационных работ — видна грубая «запись» на лбу
3. Послойное утоньшение старого желтого лака — видно, насколько потемневший лак искажал изначальный колорит картины
4. Удаление поздних записей со лба
5. Общий вид после реставрации. Авторская живопись полностью раскрыта

Процесс дублирования холста у картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи», 1830–1833

1. Картина в залах Русского музея в постоянной экспозиции
2. Процесс дублирования на новый холст. Авторский холст растянут на отшлифованном мраморном полу лицевой стороной вниз. Дублировочный холст подвешен на рабочем подрамнике
3. Процесс удаления остатков укрепительной заклейки после дублирования на новый холст

Давайте рассмотрим основные операции, которые проводят современные реставраторы.

🧹 С картины удаляют грязь, которая скапливается в рельефной поверхности, и верхний потемневший слой лака. На примере портрета Екатерины видно, насколько сильно меняется колорит до и после расчистки.

↩️ Определяют «записи» и удаляют их. Цель — вернуться к изначальному авторскому живописному слою, даже если из-за этого обнажатся записанные ранее утраты. Часто реставраторы прошлого записывали намного больший участок, чем занимает сама утрата.

🎨 Работают с красочным слоем и грунтом. В прошлом реставраторы не умели решать такие проблемы.

▪️ Кракелюр аккуратно укладывают на место. Для этого участки краски размягчаются различными составами, немного нагреваются и разглаживаются приборами вроде утюжка.

▪️При необходимости укрепляют грунт. Для этого внутрь вводят субстанцию, которая, застывая, сцепляется с существующим грунтом, и картина обретает прочную основу.

▪️ Восстанавливают утраты. При этом обязательно делают тонировки — на один тон ярче или темнее оригинала, чтобы потом можно было легко отделить реставрационный слой.

🟫 Решают проблемы с основой — холстом или грунтом. Сегодня уже не делают «варварские» переносы на новую основу, а стараются по возможности сохранить и укрепить старую.

▪️ У картин на холстах делают дублирование холста. Для временного «закрепления» красочного слоя на поверхность наклеивают тонкую бумагу и переворачивают картину. Перетягивают картину на подрамнике, потому что оригинальный холст часто бывает смят, провисает в некоторых местах. Затем поверх старого наклеивают дублировочный холст. Позже его по мере необходимости легко будет заменить на новый.

▪️ Если раньше новый холст просто подклеивали, используя мягкий, неагрессивный клей, то теперь появилась технология вакуумного дубляжа. Специальный прибор стыкует дублировочный холст с основным под вакуумом — и не нужно никакого клея. Потом его так же легко разъединить.

🌋 Холсты картин большого формата требуют еще больше ухода. Например, замену холста у «Последнего дня Помпеи» проводили прямо в зале на полу — потому что такую картину трудно вынести и разместить в мастерской. Для растяжки дублировочного холста был разработан и создан облегченный сверхпрочный дюралевый рабочий подрамник с системой специальных креплений.

Реставрация картины Вильгельма Котарбинского «Оргия», сер. 1890-х

1. Картину сняли с вала, и реставраторы удаляют бумажную заклейку, нанесенную еще в 1926 году
2. Удаление бумажной заклейки
3. Плачевное состояние красочного слоя после удаления бумажной заклейки — многочисленные участки утрат и расслоений красочного слоя
4. Общий вид после удаления оберточной бумаги
5. Фрагмент в процессе снятия пожелтевших лаковых слоев
6. Тонирование утрат красочного слоя
7. Общий вид после реставрации

Рассмотрим пример картины, до реставрации которой долгие годы не доходили руки. Это «Оргия» Вильгельма Котарбинского — большая работа 3 на 5 метров.

Картина попала к реставраторам в 2017 году в ужасном состоянии. Она хранилась накатанной на вал с конца 1920-х годов. Из-за столь длительного хранения на валу у полотен возникают заломы и другие проблемы. Однако такое хранение — частая проблема музеев, вызванная нехваткой места и сложной историей 20 века с эвакуациями, переходом картин из одного собрания в другое и так далее.

▪️ С лицевой стороны картина была заклеена пожелтевшей и окислившейся от времени оберточной бумагой — настолько плотной, что оценить состояние картины было невозможно.

▪️ Из фондовых документов выяснилось, что у работы были большие проблемы с сохранностью красочного слоя, поэтому в 1926 году ее в качестве простейшей профилактики заклеили бумагой. Вместо специальной тонкой взяли плотную бумагу, так что осыпание продолжилось, краска отходила от грунта и впечатывалась в бумагу.

🔎 Началась реставрация. Бумагу сняли специально разработанным методом — не удаляя полностью, а постепенно размачивая и скатывая отдельными слоями. Последний полупрозрачный слой бумаги оставили, чтобы можно было видеть состояние краски на поверхности.

▪️ На первом этапе работали прямо через бумагу. Красочный слой укрепили разными способами — распариванием, глубинными пропитками, подвели новый грунт в местах утрат инъекциями через шприц. Где-то краска отвалилась от грунта и не приклеилась к бумаге — ее укладывали, как мозаику, и фиксировали.

▪️ Удалили остатки бумаги и провели глубинное укрепление красочного слоя. Новые технологии позволили починить старые прорывы, устранить следы от заделок. Выяснилось, что поверхность в плохом состоянии, многие фрагменты не читались, было много утрат.

▪️ Удалили пожелтевший лаковый слой, «записи» и слои лака от предыдущих поновлений. В местах утрат сделали тонировки.

Реставрация была успешно завершена, полотно снова можно было экспонировать. Эта работа стала соискателем на ежегодную премию «Реставрация года».

Николай Ге. Суд Синедриона. «Повинен смерти!», 1892

Теперь поговорим о реставрации картины Николая Ге «Суд Синедриона. „Повинен смерти“».

🗣 Картину критиковали за излишнюю экспрессивность и необычность: Христос на ней показан маленьким тщедушным человеком, словно бы загнанным в угол, много внимания уделено шествию еврейского духовенства.

▪️ Император Александр III: «Ну какой же это Христос, это больной Миклухо-Маклай».

▪️ Государственный деятель консервативных взглядов Константин Победоносцев (в письме Александру III): «Христос написан в самом отвратительном виде. Истинно нельзя думать без негодования об этом художнике, который употребляет свой талант на вульгаризацию Евангельской истории».

▪️ Николай Ге: «Я заставлю их рыдать, а не умиляться».

▪️ Ге создал целый ряд работ на евангельские темы, и все они подвергались схожей критике.

✍️ После смерти Ге его сын решил подарить «Суд Синедриона» Льву Толстому. Лев Николаевич дружил с Ге, поддерживал его искусство. Художник также высоко ценил идеи великого писателя — образ Христа-человека, слабого во плоти, но сильного духом, во многом навеян идеологией толстовства.

🗞 Холст завернули в свежие газеты. Когда в Ясной Поляне газеты сняли, то увидели, что типографская краска прилипла к маслу, и на картине отпечатались буквы. Часть шрифта у левой рамы не смогли убрать даже современные реставраторы.

🖼 Толстой передал картину Третьякову. После смерти галериста все работы Ге убрали в запасник.

🟫 Состояние «Суда Синедриона» было удручающим: кракелюры, потеки, ничего не разобрать. Картина хранилась на отдельной стойке, чтобы лишний раз ее не тревожить.

👥 Реставрацию постоянно откладывали, и только в конце 20 века несколько молодых реставраторов взялись за работу.

▪️ Сначала реставраторы решили, что перед ними тяжелая форма «асфальтовой болезни» — уже в Ясной поляне краска стала темнеть, пузыриться и подтекать.

▪️ Но потом выяснили другую причину: в последние годы Ге очень бедствовал и использовал холсты плохого качества, замешивал краски на прогорклом масле, которое быстро темнело. К тому же он нарушал технологию: не дожидался, пока просохнут красочные слои, и накладывал новые.

🎨 Реставраторы проделали полный комплекс работ: сняли старый лак и загрязнения, укрепили поверхность красочного слоя и грунта, нанесли реставрационные тонировки, сделали новый подрамник.

👁 С конца 2008 года картина находится в зале Ге в постоянной экспозиции. Удивительный пример, как всеми отвергнутое полотно смогло «воскреснуть» и найти своего ценителя.

Загадка «Неизвестного в треуголке» — кто это?

1. Федор Рокотов. Портрет неизвестного в треуголке, кон. 1760 — нач. 1770-х
2. Рентгенограмма портрета
3. Федор Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской (второй жены Струйского), 1772
4. Федор Рокотов. Портрет Николая Еремеевича Струйского, 1772

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;