Экспертиза и реставрация картин
Покушения на картины и их восстановление
Массовый вандализм появился в 20 веке: он затронул картины да Винчи, Рембрандта, Гогена и других художников. Узнаем, как картины восстанавливают после порезов, проколов и кислоты.
Поговорим о вандализме. К сожалению, каждый год в музеях всего мира происходят нападения на картины. Обычно это добавляет много работы реставраторам, а иногда грозит гибелью памятников, которые до этого пережили несколько столетий.
👥 Вандализм как относительно массовое явление появился в 20 веке, когда музеи стали открыты для широкой публики. Почему люди это делают? Существует три главные причины: политический жест, психическая неуравновешенность и хулиганство.
📣 Политический жест. Люди хотят привлечь внимание к какому-то важному для себя вопросу — и выбирают для атаки картину, которая связана с этой темой.
▪️ «Венера с зеркалом» Веласкеса. В 1914 году активистка и суфражистка Мэри Ричардсон пришла в Национальную галерею в Лондоне, подбежала к картине, разбила стекло и нанесла около десяти ударов тесаком. Сама Ричардсон объясняла, что «пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в знак протеста против правительства и в честь миссис Панкхерст (лидер британского движения суфражисток)».
▪️ «Две таитянки» Гогена. Посетительница музея Сюзанна Бернс бросилась на картину, пыталась ее сорвать, но никаких повреждений не нанесла. Когда ее задержали, она объяснила, что ненавидит Гогена, потому что он писал много обнаженной натуры — а это плохо влияет на детей. В двух женщинах на картине она усмотрела пропаганду гомосексуализма.
▪️ «Свобода, ведущая народ» Делакруа. Посетительница филиала Лувра сделала на картине подпись черным маркером: «АЕ911». Это название конспирологического сообщества, которое верит, что атаки на башни-близнецы 11 сентября 2001 года организовало правительство.
🤪 Психическая неуравновешенность. Самая массовая причина. Искусство умеет будоражить чувства, и если в музей пришел человек с проблемами в психике, он может выместить свои эмоции на произведении, которое их вызвало.
▪️ Ханс-Иоахим Больман — настоящий маньяк от искусства. Он систематически посещал музеи и портил картины, чаще всего поливая их кислотой. В 70–80-е годы он нанес ущерб 56 произведениям живописи и графики, в том числе Дюреру и Рембрандту. Несколько раз сидел в тюрьме, но потом продолжал свои нападения. После очередного приговора Больмана надолго отправили в психиатрическую клинику.
🍻 Хулиганство. Часто такие акты вандализма сопровождаются алкогольным опьянением.
▪️ «Мост в Аржантёе» Моне. В 2007 году четверо молодых людей проникли в музей Орсе. Когда зазвучал сигнал тревоги, один из них ударил картину кулаком, из-за чего в полотне образовалась дыра.
▪️ Работы Матисса. В 1998 году в Капитолийском музее в Риме прошла выставка «Анри Матисс и восток». Позже выяснилось, что три работы были повреждены: кто-то истыкал их острым предметом вроде карандаша. Две картины были из американских музеев, одна — из Эрмитажа. Вандала так и не нашли.
🖼 Чаще всего атакуют знаменитые произведения. «Рекордсменами» стали «Ночной дозор» Рембрандта и «Мона Лиза» да Винчи — на них покушались по три раза.
▪️ В 1911 и 1975 годах преступники попытались порезать «Ночной дозор» ножом. В 1990 году в Рейксмузеуме в Амстердаме вандал повредил картину баллончиком с краской.
▪️ В 1956 году боливиец Уго Унгаза Виллегас бросил в «Джоконду» камнем, из-за чего у левого локтя «Моны Лизы» осталась едва заметная отметина. В 1974 году на выставке в Токио посетительница бросила в картину пузырек с красной краской — к счастью, шедевр находился под стеклом. В 2009 году туристка из России бросила в картину кружку, потому что ей «отказали во французском гражданстве».
🪓 Вандалы действуют разными способами.
▪️ Пишут что-то поверх. Обычно краской из баллончика или маркером. Дальше слоя лака краска не проходит, картину легко реставрировать.
▪️ Наносят механические повреждения: протыкают карандашом, отверткой, режут ножом, вплоть до тесака. Иногда в картины даже стреляли.
▪️ Обливают кислотой. Это самый травматичный способ, который грозит реальной потерей картины. К счастью, такое происходит не так часто.
1. Диего Веласкес. Венера с зеркалом, ок. 1647–1651
2. Следы ударов тесаком, нанесенных Венере в 1914 году суфражисткой Мэри Ричардсон
3. Поль Гоген. Две таитянки, 1899
4. Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ, 1830
5. Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров, ок. 1503 — триптих был облит кислотой, на реставрацию ушло 10 лет: 1988–1998
6. Клод Моне. Мост в Аржантёе, 1874
7. Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, 1503–1519
8. Рембрандт. Ночной дозор, 1642
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте рассмотрим два покушения на одну работу, которые произошли с разницей в сто лет. Речь идет о картине Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
🔪 Первое нападение произошло в 1913 году. Вандалом был молодой человек Абрам Балашов, старообрядец из обеспеченной семьи, который сам занимался иконописью.
⚡️ Балашов часто ходил в Третьяковскую галерею. Однажды он подошел к картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова», что-то прошептал, потом кинулся к картине с Иваном Грозным и нанес три удара ножом, оставив на лицах длинные параллельные полосы. Балашова задержали и отправили в клинику для душевнобольных.
📰 Историю активно обсуждали в прессе. Публика моментально раскупила репродукции и открытки, которые стали продавать в несколько раз дороже, чем обычно.
🤦♂️ В Третьяковке событие вызвало настоящий шок. Главный попечитель галереи Илья Остроухов ушел в отставку, его сменил Игорь Грабарь. Хранитель музея Егор Хруслов так переживал из-за случившегося, что покончил с собой.
🔨 Срочно вызвали реставраторов. Главный реставратор Дмитрий Богословский решил технические проблемы: восстановил прорывы, дублировал холст.
👨🎨 Для реставрации живописной части пригласили самого Репина. Художник приехал без согласования с Грабарем, который был в шоке: он знал, что Репин часто переписывает свои картины, меняет цвета, и часто не в лучшую сторону. Так вышло и с «Иваном Грозным».
🎨 Когда Репин уехал, Грабарь принял волевое решение. Сам талантливый реставратор, он смыл все «записи» художника и тонировал утраты не маслом, а акварелью. Позже Репин увидел этот вариант и не мог понять, что случилось с красками, но ничего не заподозрил.
❌ Ситуация усугубляется тем, что картина имеет тяжелую «хроническую болезнь» — отслоение красочного слоя. В связи с этим на протяжении 100 лет пребывания в галерее полотно не покидало стен музея (за исключением его вывоза в эвакуацию в 1941 году) и постоянно находится под пристальным наблюдением реставраторов и хранителей.
🍷 Второй раз картину повредили в 2018 году. Приезжий мужчина 37 лет выпил в буфете и пошел смотреть картины. Когда он подошел к картине Репина, его, по собственным словам, «что-то накрыло»: он схватил столбик и начал бить по картине. Разбил стекло и прорвал полотно — к счастью, не в районе лиц.
🌡 В Третьяковской галерее была создана новая реставрационная мастерская, оборудованная всем необходимым для работы с этой картиной. В ней поддерживаются требуемые климатические условия и обеспечивается особый световой режим. Например, по спецпроекту был специально создан крупноформатный реставрационный стол-трансформер. Сегодня полотно все еще находится на реставрации.
✍️ Вот, что об инциденте писал сам Игорь Грабарь:
«16 января 1913 года молодой человек, по профессии иконописец из старообрядцев, Абрам Балашев изрезал картину ножом. Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного — от середины виска, пересекая ухо, до плеча, — второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, наконец, третий повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного. Картина, написанная на холсте, была наклеена на другой холст. Для реставрации были приглашены из Эрмитажа Д. Ф. Богословский и И. И. Васильев. Когда техническая часть ее была под общим руководством первого закончена, из Куоккалы был вызван Репин, вскоре приехавший в Москву.
И. С. Остроухов, возглавлявший до того галерею, тотчас же после печального инцидента вышел в отставку. Московская городская дума, которая была хозяином галереи, избрала на его место меня.
Когда приехал Репин, я, не извещенный им заранее, случайно был за городом и попал в галерею только к концу дня. Каково же было мое удивление, когда мой помощник по галерее Н. Н. Черногубов сказал мне спокойным голосом: «Илья Ефимович был сегодня, реставрировал «Ивана Грозного» и очень жалел, что вас не застал, так как он сегодня же уезжает». Я света невзвидел, ибо надо было сперва условиться о наиболее безболезненном способе восстановления утраченных частей и о чисто технической стороне реставрации: производить ли ее масляными, лаковыми или акварельными красками и т.п. Хорошо зная страсть Репина к переписыванию своих картин — он как раз в это время переписывал к худшему свою прекрасную вещь «Явленная икона» — я имел все основания опасаться за целость обоих голов израненной картины, все еще прекрасных, несмотря на зиявшие белой меловой подготовкой места ранения.
Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, и увидел ее, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеженаписанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя — краски могли к утру значительно затвердеть. Узнав, что Репин писал на керосине — он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, — я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года...
Мы с Д. Ф. Богословским остановились... именно на восстановлении при посредстве акварельных красок, что и произвели в течение недели. На самом опасном месте — на голове царевича, я работал сам, остальное сделал Богословский. Великое счастье, что на них вовсе не пострадали глаза и рот. Самое опасное и сложное место реставрации был нос царевича, по контуру совсем отсутствовавший. Восстановить его удалось только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей, снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала.
Но счастье было и то, что Репин так же внезапно уехал, как и приехал. Если бы он был тут, едва ли удалось бы его убедить в необходимости смыть его новую голову и восстановить старую; он, видимо, так давно уже порывался ее исправить в соответствии со своими новыми взглядами на живопись, что несказанно обрадовался случаю, дававшему ему эту возможность. В то время у него было уже пристрастие к лиловой гамме, в которой выдержаны его картины 1900-х годов.
Когда несколько месяцев спустя Репин опять приехал в Москву и зашел вместе с К. И. Чуковским в галерею посмотреть новую развеску, он долго стоял перед своей картиной, видимо, не совсем понимая, изменились ли краски, снова пожалев несколько, или сам он тогда не взял их во всю силу, как хотел. Он ничего не сказал, но, не найдя никаких следов заправок, остался в общем удовлетворенным состоянием картины. За 20 лет, протекших с того времени, заправленные места ничуть не изменились, и я и сам не найду их сейчас».
1. Рембрандт. Даная, 1636–1647
2. «Даная» после покушения в 1985 году — картина была облита серной кислотой и дважды проткнута ножом
3–4. Процесс реставрации полотна
Фрагменты:
1. Рыдающий ангел
2. Рентгенограмма — видно изменение положения руки в окончательном варианте
3. Рука с обручальным кольцом
Завершим часть историей о знаменитом покушении на «Данаю» Рембрандта в 1985 году в Эрмитаже.
❓ «Даная» Рембрандта — сама по себе необычная картина. К этому образу часто обращались в живописи, но рембрандтовская интерпретация выпадает из общего ряда.
👩 Некоторые даже думали, что это не Даная: над обнаженной женщиной на постели нет главной детали сюжета — золотого дождя. Однако современная рентгенография показала, что изначально дождь был, но художник переписал картину.
❤️ В образе Данаи Рембрандт объединил двух возлюбленных. Сначала он написал «Данаю» с любимой жены Саскии. Когда она умерла, в жизни Рембрандта появилась другая любовь — Гертье Диркс. Он изменил черты лица Данаи, так что она стала напоминать сразу двух женщин.
▪️ В первом варианте Даная смотрит вверх, ловя рукой золотой дождь, а ангелочек у изголовья смеется. В нынешней версии на Данаю падает свет, а ее рука поднята в прощальном жесте — будто Зевс уже покинул ее, и она прощается с ним. Ангелочек у изголовья показан рыдающим.
💍 Интересная деталь — на безымянном пальце левой руки Данаи видно кольцо. Это идет вразрез с античным сюжетом, но передает личную историю Рембрандта. Художник написал картину не на продажу, и до его смерти она оставалась у него в доме.
⚗️ Субботним днем 1985 года житель Литвы пришел в Эрмитаж. Он спросил у работников, какая картина самая ценная, и когда они указали на «Данаю» — подошел и плеснул на нее серной кислотой. Началась химическая реакция, краска запузырилась и потекла. Также вандал дважды ударил картину ножом.
✊ Позже злоумышленник объяснял поступок политическими причинами: якобы это был протест против присоединения Литвы к СССР. Но выяснилось, что он давно хотел оказаться на содержании у государства, доказывая свою болезнь, но ему не верили — так он был рад, когда его поместили в лечебницу.
💦 Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский связался с химиками из разных институтов. Они рекомендовали обильно промывать полотно водой, чтобы остановить реакцию — но она все равно длилась полтора часа. В результате порядка 30–40% полотна было уничтожено.
👨🔬 Это была одна из первых атак на картины с помощью кислоты, и у специалистов еще не было практики, как поступать в таких случаях. В итоге на реставрацию ушло 12 лет. За это время реставраторы укрепили красочный слой и грунт, подвели дублировочный холст, удалили мельчайшие следы после реакции. После провели тонирование так, чтобы можно было вернуться к изначальному варианту.
🖼 С конца 1990-х «Даная» снова находится в Эрмитаже. Теперь она висит под бронированным стеклом.
Почему «Данаю» Рембрандта все же решили отреставрировать?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день