Экспрессионизм
«Фриз жизни»: цикл Мунка
Посвятим эту часть «Фризу жизни» — грандиозному циклу Эдварда Мунка, в котором художник размышляет о вечных темах — жизни, любви и смерти.
Эдвард Мунк. «Фриз жизни», часть 1 — «Рождение любви»
1. Голос, 1893
2. Поцелуй, ок. 1897
3. Мадонна, 1894
4. Мадонна (цветная литография), 1895–1902
5. Красное и белое, 1894
6. Глаза в глаза (известна также как «Влечение»), ок. 1895
7. Танец на берегу, ок. 1900
🕓 Мунк работал над циклом 10 лет. Первые работы появились еще в 1890-х, а в 1902 году художник представил весь цикл на выставке Берлинского сецессиона. Картины экспонировались без рам, они были размещены в единой белой ленте-паспарту, которая шла вдоль стен зала. Получалась единая история, охватывавшая все периоды жизни человека.
🖼 Не сохранилось полного перечня картин, входящих в цикл. Его восстанавливали по воспоминаниям, фотографиям. К тому же Мунк создавал по несколько вариантов одной работы, что-то в них меняя.
❇️ Весь «Фриз жизни» делится на четыре раздела:
▪️ Рождение любви.
▪️ Расцвет и закат любви.
▪️ Страх жизни.
▪️ Смерть.
🌱 Рассмотрим несколько работ «Рождения любви». У большинства людей состояние влюбленности ассоциируется со светлыми, яркими образами. Но у Мунка все окрашено в темные, мрачные тона: он будто вспоминает события прошлого, уже зная, чем все закончится.
🌕 «Голос». Образ девушки смазан, лишен индивидуальных черт, она похожа на призрака. Исследователи видят в лунной дорожке на воде фаллический символ: девушка влюблена и думает о любимом или в предчувствии любви.
👩❤️💋👨 «Поцелуй». Поцелуй показан как слияние: люди теряют индивидуальные черты, их лица превращаются в одно пятно. Влюбленные отделены от мира шторой, сосредоточены друг на друге. Существует несколько вариантов этой картины.
🤱 «Мадонна». Здесь тоже есть несколько вариантов. Самый скандальный обрамлен рамкой, на которой нарисованы знаки в виде сперматозоидов, а в углу — младенец или плод. Сама Мадонна, написанная с Дагни Юль, не имеет ничего общего с классическим образом Девы Марии, скорее перед нами женщина в любовном экстазе. Даже красный нимб больше похож на французский берет.
▪️ Мертвенная бледность женщины указывает на неразрывную связь жизни и смерти. Сам Мунк говорил об этой картине: «Жизнь и Смерть соединяют руки, и соединяется цепь, что связует тысячи поколений умерших с тысячами будущих поколений».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЭдвард Мунк. «Фриз жизни», часть 2 — «Расцвет и закат любви»
1. Вампир, 1895
2. Сфинкс (Три возраста женщины), 1893–1895
3. Танец жизни, 1899–1900
4. Ревность, 1895
5. Пепел, 1894
6. Меланхолия, 1894–1895
Теперь посмотрим, какими Мунк видел расцвет и закат любви. Для этого обратимся к работам из одноименного раздела «Фриза жизни».
🩸 «Вампир». Эту работу можно трактовать по-разному. С одной стороны, уставший мужчина склонился к любимой женщине, а та его целует и успокаивает. С другой, ее рыжие волосы, похожие на потоки крови, бледное лицо, темнота вокруг наталкивают на мысль, что женщина доминирует над мужчиной, выпивает его жизненные соки, питается им, как вампир.
▪️ Шведский писатель Август Стринберг, друг Мунка, писал о «Вампире»: «Кровавый дождь льется на безумца, ищущего несчастья, божественного несчастья быть любимым, то есть любить».
👩 «Три возраста женщины». Эту классическую для европейского искусства аллегорию Мунк трактует по-своему. Слева направо идут юность — невинная девушка в белом платье, зрелость — обнаженная женщина в доминантной позе, а затем старость — бледная, одинокая, в черных одеждах. Фигура мужчины помещена справа, за деревом: мужской и женский миры разделены непреодолимой преградой.
💃 «Танец жизни». В чем-то напоминает «Три возраста». Слева девушка в белом — пока одна и жаждущая любви. Потом танцующие мужчина и женщина, которые не смотрят друг на друга — между ними что-то не так. Справа снова женщина в черном, одинокая и печальная. Все вместе — переход от любви к смерти. На заднем плане мужчина с жутким лицом склонился над женщиной — теперь уже он питается ее энергией.
🍎 «Ревность». Перед нами жуткое мертвенно-бледное, испуганное и ожесточенное лицо мужчины. Он мучается от ревности: его любимая женщина в красном платье срывает яблоки, а рядом находится другой мужчина. Аллюзия на Еву у древа познания указывает на нарушение запретов, измену. Но не понятно, происходит ли эта сцена в реальности или это плод больной фантазии ревнивца. Образ главного героя списан Мунком с его друга, Станислава Пшибышевского, мужа Дагнии Юль.
🔥 «Пепел». Финальная точка, разрыв отношений. Поверженный мужчина не может встать. Женщина рядом в отчаянии схватилась за голову. Красный акцент на одежде похож на рану в груди, в самом сердце.
▪️ Мунк так объяснял образ: «Древние были правы, когда говорили, что любовь — это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
Эдвард Мунк. «Фриз жизни»
Часть 3 — «Страх жизни»
1. Тревога, 1894
2. Вечер на улице Карла Юхана, 1892
3. Красный плющ, 1898–1900
4. Голгофа ок. 1900
5. Крик, 1893
Часть 4 — «Смерть»
1. У смертного ложа (Агония), 1895
2. Смерть в комнате больного, 1893
3. Катафалк на Потсдамской площади, 1902
4. Обмен веществ, 1898
5. Мертвая мать, 1899–1900
Завершим часть на философской ноте: разделами «Страх жизни» и «Смерть».
👤 Раздел 3 — «Страх жизни». Любовь окончена, не осталось никакой надежды на счастливые отношения. Человек остается один, съедаемый тревогой и одиночеством. Картины раздела словно иллюстрируют различные виды этого одиночества.
🌖 «Вечер на улице Карла Юхана». Жуткие люди с лицами мертвецов движутся в одну сторону, а одинокая фигура — в другую. В этом противостоянии толпе есть автобиографические нотки: Мунка тогда все еще не принимали в Норвегии. «Бледные трупы, они беспокойно, нервно-суетливо шли по извилистой дороге, и концом была могила», — так Мунк описывал впечатления, ставшие основой для этой картины.
✝️ «Голгофа». Толпа со страшными лицами распинает Христа. Мунк отходит от традиционной иконографии сцены распятия: часть лиц присутствующих обращена на нас. Они будто выясняют, не являемся ли и мы врагами, и от этого становится жутко.
🩸 «Красный плющ». Дом покрыт красным плющем, похожим на потоки крови — будто сами стены кровоточат. Человек не выдерживает этого и в ужасе убегает. Даже родной дом не может стать надежной крепостью и укрытием от этого страшного мира.
😱 «Крик». Самая известная картина Мунка тоже входит во «Фриз жизни», но заслуживает отдельного большого разговора.
💀 Раздел 4 — «Смерть». В этом разделе показаны разные вариации смерти. Здесь отразились воспоминания Мунка об уходе родных — матери и сестры.
🛏 «У смертного ложа (Агония)». Картина решена в минималистичном ключе: преобладают красный и черный цвета. Мунк изображает только контуры умершего человека, внутри которых — неокрашенный грунтованный холст. Это создает ощущение пустоты, где уже нет жизни.
🔄 «Обмен веществ». Здесь Мунк подводит итог жизни человека с его разочарованием, концом страстей, одиночеством и смертью. Перед нами обнаженные мужчина и женщина возле дерева — аллюзия на Адама и Еву. Они опять разделены, не в силах соединиться. Картина продолжается на деревянной раме. Корни дерева уходят вниз, к черепам, символизируя связь с прошлыми поколениями. Крона поднимается до Града Небесного. Три мира рядом — своего рода эпилог к «Фризу жизни».
1. Эдвард Мунк. Автопортрет со скелетом руки, 1896
2. Феликс Валлотон. Портрет Федора Достоевского, 1895
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день