Экспрессионизм
Немецкий экспрессионизм: группа «Мост»
Художники «Моста» противостояли искусству модерна и символизма и в поисках своего стиля обращались к разным источникам: от северной готики до иконописи и цивилизаций Африки. Познакомимся с их концепцией и работами.
1. Фриц Блейль. Афиша к первой выставке группы «Мост», 1906 — была запрещена полицией как непристойная и уничтожалась
2. Фриц Блейль. Лежащая обнаженная, 1905
3. Эрнст Людвиг Кирхнер. Кафе, 1904
4. Эрнст Людвиг Кирхнер. Две девушки, 1907
5. Эрнст Людвиг Кирхнер. Улица. Дрезден, 1908
6. Карл Шмидт-Ротлуф. Фабрика, 1909
7. Эрих Хеккель. Дом в Дангасте, 1908
8. Эрих Хеккель. Купальщики среди камышей, 1909
9. Макс Пехштейн. Разрушенный дом, 1906
10. Эмиль Нольде. Цветочный сад, 1908
Поговорим о художниках-экспрессионистах, которые начали работать в начале 1900-х — через 20 лет после раннего Мунка. Это группа «Мост».
📐 Группа создана в 1905 году четырьмя студентами. Все четверо учились на архитектурном отделении в Технической школе Дрездена — это Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Позже к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. Позже в группу вступали другие европейские художники, однако это был скорее жест поддержки и солидарности: реально в художественной деятельности «Моста» участвовал лишь основной костяк.
🔎 Германия искала свою национальную идентичность после объединения в 1871 году. Художники «Моста» активно включились в эти поиски. Программа группы гласила: «Мы, молодые, — залог будущего, хотим добиться свободы в жизни и в сопротивлении отжившим установкам стариков. К нам принадлежит каждый, кто непосредственно и искренне выражает то, что понуждает нас творить».
📖 Название группа взяла из книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»: «Человек есть мост между животным и сверхчеловеком». Эта цитата стала для них программной установкой: художники ощущали себя таким мостом, в равной степени отдавая должное и животной части, и сверхчеловеческой.
🎨 Сверхчеловеческое проявлялось в творчестве, а животное, дикое — в поведении. Художники часто выезжали за город, жили в горах, занимались спортом, писали много обнаженной натуры (натурщицы ездили с ними), то есть всячески старались вернуться к дикости, первобытному началу.
🏭 В 1908 году участники группы переезжают в Берлин. Так начался берлинский период, который продлился до 1913 года. Большой город вызывал у художников неприятие, его называли «Вавилонской блудницей» — на улицах действительно было много жриц любви, которые часто становились героинями их картин. От урбанизации спасались выездами на природу. В это же время между ними начались недопонимания, которые закончились разрывом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте посмотрим, в чем особенности стиля художников группы «Мост».
🗿 Художники «Моста» противостояли искусству модерна и символизма и в поисках своего стиля обращались к разным источникам:
▪️ Северная готика.
▪️ Японская гравюра.
▪️ Иконопись.
▪️ Примитивные цивилизации Африки, Австралии и Океании.
▪️ Гоген.
👥 Сначала пытались придерживаться единого группового стиля. У ранних дрезденских работ сложно определить автора — настолько они похожи. Однако в таком подходе таилось глубинное противоречие, ведь суть экспрессионизма в выражении собственных переживаний, а не «бригадной» работе.
〰️ В художественном языке много деформаций, гротеска. Формы упрощаются, гипертрофируются. Художники работают широкими мазками, обводят фигуры жесткой контурной линией. Краски грязноватые, контрастные, кричащие — во многом это реакция на неестественное и непривычное для человека начала 20 века электрическое освещение.
👨🎨 Часто работают чистым цветом, добиваясь объема не светом и тенью, а сочетанием разных цветов. Это роднит их с французскими фовистами. Но если французы говорят о яркости и радости бытия, то немецкие экспрессионисты обращаются к самым темным сторонам жизни.
🎨 Разрабатывают собственную символику цвета:
🔴 Красный — женский, земной, иррациональный.
🔵 Голубой — мужской, холодный, трезвый, символизирует ясность мышления.
🟡 Желтый — бешенство, сумасшествие, апокалиптические ожидания, негативная окраска. Использовали обычно резкий, холодный, «электрический» оттенок.
1. Эмиль Нольде. В кафе, 1911
2. Эмиль Нольде. Смерть в пустыне, 1912
3. Отто Мюллер. Три обнаженных в лесу, 1911
4. Карл Шмидт-Ротлуф. Дома ночью, 1912
5. Эрих Хеккель. Девочка с куклой (Франци), 1910
6. Эрих Хеккель. Хрустальный день, 1913
7. Макс Пехштейн. Сидящая обнаженная, 1910
8. Макс Пехштейн. Рассвет, 1911
9. Эрнст Людвиг Кирхнер. Дэнсхолл Бельвю, 1909–1910
10. Эрнст Людвиг Кирхнер. Групповой портрет участников группы «Мост», 1926–1927
Теперь поговорим о скандальной причине распада группы «Мост».
✍️ В 1913 году один из первых участников группы Кирхнер написал ее хронику. В тексте он подробно рассказал о принципах «Моста» и о его участниках. Другим членам группы показалось, что Кирхнер несправедливо выставил себя основоположником и руководителем группы. Обида привела к тому, что участники «Моста» подписали манифест о роспуске группы. Единственным, кто не поставил подпись, был Кирхнер.
💣 Двое из бывших участников «Моста» попали на Первую мировую войну — это Кирхнер и Мюллер. Оба получили ранения.
⬛️ Художникам в целом импонировали нацистские идеи возрождения Германии, и они были готовы сотрудничать с новой властью. Однако их творчество было признано «дегенеративным» искусством. На знаменитой выставке дегенеративного искусства им отвели «почетное» место. Их работы изымали из музеев и уничтожали.
🗣 «Мы создавали „Мост“, чтобы поддержать исконное немецкое искусство, созданное в Германии. А теперь оно объявляется ненемецким. Боже мой, это меня расстраивает!» — писал Кирхнер.
👏 После Второй мировой войны к тем, кто ее пережил, наконец пришло признание. Бывшие участники «Моста» стали популярными, по всему миру проходили их выставки. Многие прожили длинную творческую жизнь.
О судьбе одного из основателей группы «Мост» — Эрнста Людвига Кирхнера.
1. Эрнст Людвиг Кирхнер, фото
2. Потсдамская площадь в Берлине, 1914
3. На санях, 1923
4. Ночная улица, 1927
5. Мост в устье реки, 1920
6. Башня в городе Галле, 1915
7. Портрет Эрны, 1917 (гражданская жена)
8. Автопортрет с Эрной, 1913
9. Ноллендорфплац в Берлине, 1912
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день