angle-down facebook instagram vkontakte warning

Экспрессионизм

«Крик», автопортреты и позднее творчество Мунка

«Крик» — сделал Мунка известным даже среди тех, кто не интересуется искусством. Разберем особенности этой картины, а еще обсудим автопортреты и позднее творчество художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Эдвард Мунк

1. Первый вариант картины: Отчаяние, 1892
2. Второй вариант картины: Меланхолия, 1894
3. Тот самый «Крик» 1893 — картон, масло, темпера, пастель (Нац. галерея, Осло)
4. Крик, вариант 1910 (Музей Мунка)
5. Крик, вариант 1893, пастель (Музей Мунка)
6. Крик, вариант 1895 (частное собрание)
7. Процесс выцветания картины: вверху — современное состояние; внизу — реконструкция оригинальной гаммы
8. Перуанская мумия
9. Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», 1897–1898 — предполагаемый образ мумии — самая левая фигура

➡️ Мунк не сразу пришел к образу «Крика». Ему предшествовала серия более реалистичных работ. Все началось с работы «Отчаяние», где в узнаваемом пейзаже «Крика» с мостом и удаляющимися фигурами стоит реалистично написанный человек. Постепенно цветовая гамма менялась, а персонаж становился все больше похож на жуткое бесполое существо.

👁 Пейзаж выбран неслучайно. Это реальное место, вид на Осло-фьорд с холма Экеберг. Неподалеку была психиатрическая лечебница, где находилась младшая сестра Мунка, больная шизофренией. Также неподалеку работала скотобойня — возможно, отсюда такие красные «мясные» оттенки неба. И со стороны психлечебницы, и со стороны скотобойни могли раздаваться жуткие крики, которые зародили образ в голове художника.

✍️ Вот что писал сам Мунк: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

🌋 Цвет неба может быть связан с природным катаклизмом. В 1883 году в Индонезии произошло извержение вулкана Кракатау. Мощность его была такой, что пепел разнесло на десятки тысяч километров, и еще несколько лет по всему миру наблюдали необыкновенные закаты — в том числе в Норвегии.

👤 Есть разные трактовки центрального образа. Его сравнивают со скелетом, черепом, эмбрионом. Есть предположение, что Мунк изобразил мумию из Перу, которую мог увидеть на Всемирной выставке в Париже. Руки мумии тоже были подняты вверх и прижаты к щекам. Этот образ повлиял на многих художников — в том числе на Гогена в работе «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».

🎨 Существует несколько вариантов «Крика». Некоторые он написал в смешанной технике маслом и пастелью, некоторые чисто пастельные. Из-за экспериментов с техникой цвет картин начинает деградировать, цвета становятся не такими яркими, какими они были изначально. До сих пор эксперты спорят, как быть с этой проблемой.

😱 «Крик» выделяется на фоне других работ Мунка. Если другие его вещи можно условно отнести к символизму, то «Крик» — чистый экспрессионизм со свойственным ему искажением мира, через которое художник передает психологическое состояние человека. Это одна из самых узнаваемых картин в мире. Ее часто обыгрывают в массовой культуре — даже эмодзи сделали.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Эдвард Мунк

1. Самый ранний автопортрет, 1882
2. Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895
3. Автопортрет в аду, 1903
4. Ночной странник, 1924
5. Автопортрет на фоне стены дома, 1926
6. Автопортрет под женской маской, 1892
7. Автопортрет с бутылкой вина, 1906
8. Автопортрет в больнице профессора Якобсона, 1909
9. Автопортрет после испанского гриппа, 1919
10. Автопортрет между часами и кроватью, 1943

Теперь обсудим автопортреты Эдварда Мунка.

👤 Автопортреты составляют важную часть в творчестве Мунка. Это сквозная тема, которая идет параллельно с «Фризом жизни». Мунк писал себя по любому поводу, фиксируя важные вехи своей жизни и душевного развития. Всего художник создал несколько десятков очень разных автопортретов.

🔥 Автопортрет в аду. Рассказы об аде сопровождали Мунка все детство. Здесь он как бы примеряет на себя участь грешника, попавшего в преисподнюю. На фоне мы видим лишь тьму, освещаемую всполохами красного пламени. Все вместе создает гнетущее впечатление и многое говорит о внутреннем мире автора.

🎭 Автопортрет под женской маской. Ничего не ведающий мужчина спокойно сидит, а над ним уже навис тяжелый рок — страшное женское лицо. Женщина по Мунку — всегда нечто инородное, опасное и довлеющее.

🍷 Автопортрет с бутылкой вина. Мунк будто сам себе ставит неутешительный диагноз — алкоголизм. Спустя два года в том числе и по этой причине он окажется в психиатрической лечебнице.

🛏 Автопортрет между часами и кроватью. Один из поздних автопортретов, где Мунк изображает себя между часами и кроватью. Часы без стрелок символизируют смерть, как и черные полосы на кровати. Красные — символ страсти, а сама кровать — место, где люди рождаются и умирают. Справа на стене образ женщины, не по-мунковски прекрасной. Но она отделена от основного пространства: счастье мужчины и женщины в одном мире невозможно.

Эдвард Мунк

1. «История» из цикла работ для Университета в Осло, 1916
2. «Солнце» из цикла работ для Университета в Осло, 1916
3. Весенний пейзаж с красным домом, 1935
4. Красный дом и ели, 1927
5. Старые деревья, 1925
6. Звездная ночь, 1925
7. Рабочие на пути домой, 1915
8. У окна, 1940

Завершая разговор о Мунке, посмотрим на его позднее творчество. Условно оно началось с 1910 года, когда его психологическое состояние стабилизировалось, и он перестал так много пить.

🖼 Творчество позднего периода уже не так интересно и впечатляюще. В нем часто повторяются мотивы более ранних вещей. Палитра становится богаче, появляются более светлые оттенки. Некоторые исследователи считают, что Мунк к концу жизни пришел к гармонии с миром, поэтому его картины более красочные.

🏡 В это время Мунк уже признанный мастер. Выставки проходят по всему миру, художник покупает дом, занимается сельским хозяйством. В его картинах появляются пейзажи, образы рабочих. Его наконец признали и на родине, что было для него важно. Знаковым событием для Мунка стало то, что ему дали заказ на панно для университета Осло.

⬛️ Конец жизни Мунка омрачили нацисты. Хотя сам Мунк им не симпатизировал, Гитлеру он сначала нравился. Художник даже как-то получил от Геббельса поздравительную телеграмму на день рождения как «истинно нордический художник».

▪️ В итоге взгляды Гитлера поменялись, и Мунка причислили к «дегенеративному искусству». Когда Норвегию оккупировали нацисты, художник постоянно боялся, что его арестуют, а работы уничтожат. Он умер в 1944 году в собственном доме через месяц после 80-летия.

Хелена Шерфбек (1862–1946), художница, которую называют «финским Мунком»

Хелена Шерфбек

1. Фото Хелены Шерфбек, 1890-е
2. Портрет отца, 1943
3. Автопортрет на черном фоне, 1915
4. Выздоровление, 1888
5. Матрос (портрет Эйнара Рейтера, второго возлюбленного Хелен), 1918
6. Улыбающаяся девушка, 1921
7. Деревья, 1942
8. Родственные черты, 1916
9. Натюрморт с чернеющими яблоками, 1944
10. Автопортрет с крас
ной точкой, 1944

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;