angle-down facebook instagram vkontakte warning

Экспрессионизм

Русский экспрессионизм: группа «Синий всадник» и итоги темы

«Синий всадник» — это объединение художников из России, Германии и Швейцарии, которое зародилось в Мюнхене. Художники были связаны больше дружбой, чем художественными экспериментами. Познакомимся с ними и подведем итоги темы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

1. Василий Кандинский. Обложка для альманаха «Синий всадник»
2. Основатели «Синего всадника» — Василий Кандинский и Франц Марк
3. Франц Марк. Башня синих лошадей, 1913
4. Франц Марк. Судьбы животных, 1913
5. Август Маке. Променад, 1913
6. Василий Кандинский. Пейзаж с красными пятнами, 1913
7. Василий Кандинский. Амазонка на коне, 1911 (из серии «Багатели» — живопись на стекле)
8. Пауль Клее. Уличные фонари, 1912

Поговорим о русском экспрессионизме, который ярче всего представлен творчеством членов группы «Синий всадник». Познакомимся с историей этого художественного объединения поближе.

❄️ Считается, что экспрессионизм — это преимущественно «северное» явление. В Германии, Австрии, Норвегии искусство обладает определенной остротой, гротескностью, тенденцией доводить все до крайности. В то время как страны с античной традицией — Италия, Франция, Россия с ее византийскими корнями — тяготеют к смягчению новых тенденций, большей гармонии, выбирают «серединный путь», и экспрессионизм в этих регионах проявился в меньшей степени.

🇩🇪 Русский вариант экспрессионизма тоже появился и развился в Германии. Костяк «Синего всадника» составили Василий Кандинский, Марианна Веревкина, Алексей Явленский. Еще в него входили немецкие художники Август Макке, Франц Марк и швейцарец Пауль Клее. Группа просуществовала всего несколько лет — с 1911 до 1914 года.

🗣 Кандинский рассказывал: «Название „Синий всадник“ мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».

🖼 «Синий всадник» отражал тенденции немецкого искусства. Художники ратовали за синтез искусств, интересовались средневековой культурой и готикой, примитивными цивилизациями — а еще детскими рисунками и, в духе времени, творчеством душевнобольных людей. Использовали чистый цвет, минималистичные формы.

▪️ Группа провела две выставки и издала один номер альманаха «Синий всадник». Хотя планы были грандиозные: регулярное издание на разных языках, выходящее в Мюнхене, Париже и Москве.

🤝 Участников «Синего всадника» объединяла большая личная дружба. Они вместе учились и жили в Мюнхене, ходили на пленэры. При этом специалисты до сих пор спорят, можно ли рассматривать их как единую группу: слишком ярким и самобытным был каждый из них.

✍️ Для Кандинского «Всадник» — лишь один из эпизодов биографии. В это время он начал ценить народное творчество, лубок, создал серию багателей — сценок из традиционной баварской жизни на стекле. Тогда же Кандинский начал писать свои теоретические трактаты, в том числе знаменитый труд — «О духовном в искусстве». И создал первую в мире абстракцию — акварель «Без названия» (1910).

🐴 Марк рисовал животных, но не был анималистом: животные интересовали его не как объект, который надо точно изобразить, а как дикая стихия, любимое немцами мощное природное начало — Марк был одержим царившими тогда пангерманскими идеями.

🎨 Живопись Макке была более нежной, колористической — художник тяготел к французам, особенно к Матиссу. Как и Марк, Макке обладал большим творческим потенциалом, но оба друга погибли на фронтах Первой мировой войны.

👤 Клее — самобытный художник, которого сложно с кем-то сравнивать. Он был скромным человеком, тихим семьянином, не похожим на эксцентричных творцов той эпохи. Участие в «Синем всаднике» для него стало важным этапом становления: Клее начал общаться с другими художниками, получил возможность выставлять работы.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Основатель «Синего всадника» Василий Кандинский и Габриэла Мюнтер

1. Габриэла Мюнтер. Портрет Василия Кандинского, 1906
2. Василий Кандинский. Портрет Габриэлы Мюнтер, 1905
3. Габриэла Мюнтер, фото
4. Василий Кандинский, фото
5. Дом Кандинского и Мюнтер в Мурнау
6, 7. Интерьеры и мебель дома в Мурнау, расписанные В. Кандинским

1. М. Веревкина. Портрет Веры Репиной, 1881 (ранняя работа периода учёбы у И.Е. Репина)
2. М. Веревкина. Осень, 1907
3. М. Веревкина. Школа-интернат для девочек, 1907
4. М. Веревкина. Автопортрет, 1910
5. М. Веревкина. Город в Литве, 1913
6. М. Веревкина. Город скорби, 1930 7. А. Явленский. Автопортрет, 1912
8. А. Явленский. Вариация: Рождество, 1918
9. А. Явленский. Лицо Спасителя: Молитва, 1920
10. А. Явленский. Натюрморт с цветами и апельсином, 1909

Давайте поближе познакомимся с необычной парой русских художников-экспрессионистов, о которых в России, к сожалению, знают очень мало. Это Марианна Веревкина и Алексей Явленский.

💰 Семья Веревкиной была очень обеспеченной: отец служил крупным военным чиновником, они часто переезжали с места на место и в итоге осели в Петербурге.

👩‍🎨 Веревкина начинала как классический художник. Брала уроки у Иллариона Прянишникова и Василия Поленова, была любимой ученицей Ильи Репина, который называл ее «русским Рембрандтом».

🔎 В какой-то момент художнице стало скучно в рамках академизма, она начала искать новое. В ее студии в Петербурге часто бывали молодые художники: Константин Сомов, Николай Рерих, Филипп Малявин.

👫 Тогда же Веревкина познакомилась с Алексеем Явленским. Выходец из бедной семьи, он некоторое время служил в армии, параллельно учился рисовать. Знакомство с Веревкиной перевернуло его судьбу: он влюбился, девушка относилась к нему как к близкому другу, всячески поддерживала и развивала его талант.

🚂 Хорошая пенсия после смерти отца Веревкиной позволила паре уехать в Европу. Там они познакомились с Кандинским, стали участниками «Синего всадника». Веревкина вела богемный образ жизни, открыла «Розовый салон», который посещали деятели искусства.

🤱 У Явленского начался роман с одной из служанок, Еленой Незнакомовой. Елена родила мальчика, и достаточно долго они жили вчетвером, вместе воспитывали ребенка, Веревкина преподавала ему рисунок.

Во время войны семья перебралась в Швейцарию. Денег не хватало, Явленский занимался только живописью, и Веревкиной пришлось устроиться на работу в фармацевтическую компанию. Тем временем у Явленского появилась новая покровительница, которая устраивала ему выставки.

💔 В какой-то момент Явленский уехал, забрав Елену и их общего сына. Веревкина осталась в Асконе, тяжело переживая предательство. Но со временем у нее появились новые друзья, в Асконе она стала известной личностью, подарила городу много картин. Прожила там до 1938 года.

👨‍🎨 Явленский обвенчался с Еленой и был достаточно успешным человеком. Его поддерживали коллекционеры, появлялись новые покровительницы, которые помогали с выставками. Умер в 1941 году.

1. Борис Кустодиев. Вступление. 1905 год. Москва, 1905
2. Илья Репин. Большевики (Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка), 1918
3. Борис Голополосов. Человек, бьющийся о стены, 1937
4. Борис Голополосов. Борьба за знамя, 1928
5. Павел Филонов. Пир королей, 1913
6. Борис Григорьев. Старуха-молочница, 1917
7. Борис Григорьев. Работники на поле, 1920
8. Сергей Лучишкин. Шар улетел, 1926
9. Шар улетел (фрагмент) — обратите внимание на правое верхнее окно. Это экспрессионизм по духу, зажатый в формальных рамках соцреализма

Давайте обсудим влияние экспрессионизма на всю живопись.

‼️ Экспрессионизм был коротким явлением, к которому причисляют немного художников. Однако он повлиял на всю образную художественную систему, показав: можно искажать мир, чтобы передать внутренний мир творца. Это направление ассоциируется с тяжелыми, изматывающими душу, ломающими психику переживаниями — весь 20 век был богат на такие события.

😱 Словарь и образность экспрессионизма плотно вошли в лексикон мирового искусства. Часто у художников, которых не относят к экспрессионизму, в одной, нескольких работах или в целом цикле проявляются яркие экспрессионистские нотки и образы, через которые художник словно бы кричит о своей боли.

Мы весь урок изучали экспрессионизм. Давайте вспомним главное.

❄️ Экспрессионизм — первое мощное художественное направление, родившееся на севере Европы. Одно из первых, в котором художники «ломали реальность». Непростое для восприятия, затрагивает сложные темы.

👨‍🎨 Влияние:
▪ Художники прошлого, искажавшие реальность.
▪️ Постимпрессионисты.
▪️ Символисты.
▪️ Примитивные культуры.
▪️ Эдвард Мунк.

🌃 Отличительные черты:
▪ Тема одиночества в большом городе.
▪️ Женщина — не источник красоты и гармонии, а дьявольское создание.
▪️ Упрощенные и деформированные формы.
▪️ Грязные, темные, либо кричаще яркие цвета — но одинаково неприятные.

😱 Эдвард Мунк. Экспрессионист до экспрессионизма. Испытав сильные эмоциональные потрясения в детстве и психическое расстройство в зрелом возрасте, выражал их в творчестве, создавая яркие, эмоциональные, кричащие образы. Экспериментировал с формой, работал в смешанной манере, добавлял в краску инородные элементы. Из-за этого многие картины со временем деформируются. Главные работы — «Крик», цикл «Фриз жизни».

💪 Группа «Мост». Немецкие художники, увлекавшиеся идеями Ницше и возрождения германской культуры. Выступали за жизнь на лоне природы, против урбанизации. Работали широкими мазками, чистым цветом, причем каждый цвет имел свое символическое значение. Деформировали фигуры до гротеска, обводили их черным контуром.

▪️ Представители: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.

🔷 Австрийский модерн. Более утонченный по сравнению с немецким, находился под влиянием теории психоанализа. Два главных представителя — Эгон Шиле и Оскар Кокошка.

▪️ Шиле много работал с обнаженным телом — в автопортретах и не только. Исследовал природу тела, из объекта превратив в субъект, изображал ломаные странные жесты.

▪️ Кокошка создавал динамичные работы с нервным контуром и трепещущим мазком. В этом схож с импрессионизмом, но говорил о мрачных сторонах жизни, создавая тесные, душные пространства.

🏇 Группа «Синий всадник». Объединение художников из России, Германии и Швейцарии. Появилось в Мюнхене, было связано скорее дружбой, чем общими стилистическими поисками. Для некоторых художников стало лишь этапом в эволюции, другие не успели развить талант из-за ранней гибели в Первой мировой войне.

▪️ Представители: Василий Кандинский, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Август Макке, Франц Марк, Пауль Клее.

🖼 Экспрессионизм обогатил мировое искусство новым подходом к изобразительности. Экспрессионистские образы появляются у самых разных художников, когда они хотят выразить яркие и болезненные внутренние переживания.

Что почитать

📕 Юрий Маркин. «Экспрессионисты. Живопись. Графика».
Книга-альбом с обзорной информацией о ведущих объединениях той эпохи: группам «Мост» и «Синий всадник», а также с анализом лучших произведений и краткими биографиями основных художников.

📘 Рольф Стенерсен. «Эдвард Мунк».
Биография Мунка, написанная человеком, который знал его лично и сам коллекционировал его произведения. После встреч с Мунком Стенерсен записывал беседы с ним, многие из которых затем были включены в книгу. Они помогают понять своеобразный, а порой и противоречивый характер искусства художника, во многом объясняют специфику его произведений.

📙 Атле Нэсс. «Эдвард Мунк. Биография художника».
Считается самой полной и фундаментальной биографией Мунка. Содержит многочисленные репродукции картин художника, фотографии из семейного архива, а также обширный фактический материал: фрагменты писем, дневников Мунка, свидетельства современников.

📗 Райнхард Штайнер. «Шиле (1890–1918): Полуночная душа художника».
Альбом из серии «Ташен». Интересный рассказ об эпохе, когда жил художник, его судьбе и, конечно же, творчестве.

Что посмотреть

🎞 «Эгон Шиле: Смерть и Дева», 2016
Отличный художественный фильм об Эгоне Шиле и двух важных для него женщинах — сестре Герти и первой любви Валли.

🎞 «Эгон Шиле: Скандал», 1980
Фильм с Джейн Биркин о второй половине жизни Шиле с момента его ареста по обвинению в растлении малолетних.

🎞 «Оскар Кокошка и Альма Малер» (из цикла «Больше, чем любовь»).
Фильм телеканала «Культура» о знаменитом романе художника.

🎞 «Эдвард Мунк», 1974.
Фильм в псевдодокументальном жанре. Повествует о жизни и творчестве художника в 1884–1895 годах.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;