angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян ван Эйк

«Гентский алтарь»: сюжеты, символы, смыслы

«Гентский алтарь» содержит 250 фигур и посвящен религии: он вмещает в себя библейские сюжеты, символы и традиции. Разберемся в важнейшей работе ван Эйка.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

1. Ян ван Эйк. Гентский алтарь, внешний створки, 1432
2. Ян ван Эйк. Гентский алтарь, внутренние створки, 1432
3. Собор святого Бавона, Гент, Бельгия, 1274–1569
4. Питер Франс и Феликс Вин. Интерьер собора Бавона в Генте, 1840

Начинаем разговор о Гентском алтаре — одном из главных творений ван Эйка. Есть версия, что он расписывал его вместе с братом Губертом.

Прежде чем разбирать отдельные доски алтаря, давайте посмотрим, что он собой представляет 👇

⛪️ Находится в кафедральном соборе Святого Бавона в Генте. Это готический собор, который строили с 13 века и закончили только в 1569 году. Основную часть возвели в 15 веке, тогда же поставили алтарь.

Написан с учетом внешнего света. Изначально алтарь стоял в часовне Йоса Вейдта. Свет через витраж попадал справа, и ван Эйк учитывал это — мы увидим эффекты внешнего освещения внутри изображений на алтаре.

🎨 Содержит 250 фигур на 25 досках. Внешние створки написаны в более сдержанных оттенках, а внутренние — красочными, сочными цветами. В обычные дни алтарь был сложен, а открывался только по праздникам. Поэтому прихожане видели алтарь в развернутом виде только несколько раз в году.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Йос Вейдт, фрагмент Гентского алтаря
2. Иоанн Креститель, фрагмент Гентского алтаря
3. Иоанн Богослов, фрагмент Гентского алтаря
4. Елизавета де Бурлют, фрагмент Гентского алтаря

Поговорим о внешних створках Гентского алтаря — и начнем с нижнего яруса. На его центральных досках изображены Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, а по краям — донатор Йоса Вейдт и его жена.

🐑 Иоанн Креститель и Иоанн Богослов напоминают позднеготические скульптуры. С Крестителем изображен ягненок — символ его пророчества о жертве Христа. А Богослов держит в руках кубок со змеями — это отсылает к легенде о том, как его хотели отравить язычники, но яд чудесным образом не подействовал. Обе фигуры будто стоят в нишах, как и положено статуям.

💰 Донатор и его жена показаны без идеализации. Они молитвенно держат руки и тоже находятся в нишах, продолжая композицию центральных досок. Художник подчеркивает их сдержанность и скромность, но указывает и на высокий статус — у Йоса Вейдта на поясе висит большой кошелек.

🙏 Традиция вписывать в алтарные образы донаторов связана с идеей Чистилища. В него после смерти попадали недостойные рая и ждали, пока их души не очистятся. Одним из способов это ускорить были молитвы об умерших. Попадая на алтарный образ, заказчик получал гарантии, что за него будут молиться многие люди. У Йоса Вейдта и его жены не было детей, поэтому вопрос о том, кто будет молиться за них после смерти, был особенно актуальным.

1. Архангел Гавриил, фрагмент Гентского алтаря
2. Окно, фрагмент Гентского алтаря
3. Шкаф, фрагмент Гентского алтаря
4. Дева Мария, фрагмент Гентского алтаря

Теперь рассмотрим верхний ярус внешних створок Гентского алтаря.

Что мы на нем видим 👇

🕊 Традиционная сцена Благовещения. Слева архангел Гавриил держит белую лилию. Справа Дева Мария и Святой Дух в виде голубя над ее головой. Есть версия, что эти фигуры писал Губерт ван Эйк — настолько они близки готической традиции с ее плоскостностью и условностью.

⬜️ В центре алтаря пустое пространство. Благодаря этому мы видим перспективу, появляется ощущение воздуха, реальности происходящего.

🎨 Сдержанные цвета. Традиционно внешние створки алтаря расписывали одним цветом в технике гризайли. Есть версия, что Ван Эйк изначально хотел сделать внешнюю часть алтаря в этой технике, но отошел от канонов, чтобы передать ощущение реального пространства.

🏘 Сцена происходит в комнате бюргергского дома. В подобном доме живет заказчик, из окна видно улицу — видимо, это Гент, может быть, даже вид из окна самого Йоса Вейдта.

🧺 Комната полна бытовыми деталями. На стене висит полотенце — символ чистоты и в то же время совершенно земной предмет. В металлическом сосуде и блюде под ним отражается свет — это свет, который падает на алтарь из реального окна в капелле. Такое внимание к деталям воплощает идеи «Нового благочестия», о котором мы говорили в начале недели. Божественный промысел виден в самых обыденных, приземленных предметах и явлениях.

1. Пророк Захария, фрагмент Гентского алтаря
2. Эритрейская сивилла, фрагмент Гентского алтаря
3. Кумская сивилла, фрагмент Гентского алтаря
4. Пророк Михей, фрагмент Гентского алтаря

1. Дева Мария, фрагмент Гентского алтаря
2. Господь Всемогущий, фрагмент Гентского алтаря
3. Св. Иоанн Креститель, фрагмент Гентского алтаря
4. Поющие ангелы, фрагмент Гентского алтаря
5. Музицирующие ангелы, фрагмент Гентского алтаря
6. Адам, фрагмент Гентского алтаря
7. Ева, фрагмент Гентского алтаря
8. Жертвоприношение Каина и Авеля, фрагмент Гентского алтаря
9. Каин убивает Авеля, фрагмент Гентского алтаря

Теперь обратимся к внутренней части Гентского алтаря. Начнем с верхних створок.

✝️ В самом центре изображен Господь. Принято считать, что в центре Бог-Создатель, о чем говорит надпись «Саваоф» на перевязи от медальона — один из титулов Создателя. Но есть подтверждения, что перед нами Христос. За его спиной вышитая ткань с виноградной лозой и пеликаном — символом жертвенности: считалось, что пеликаны кормят птенцов мясом с собственной груди.

🙏 Слева и справа от Господа — Богоматерь и Иоанн Креститель. Такое расположение с Иисусом в центре называется деисусный чин, его можно встретить в византийской и русской иконографии.

👑 Богоматерь в короне Небесной царицы. Корона украшена драгоценными камнями и цветами: белая лилия и роза без шипов — символы непорочности, жемчуг — знак Венеры: это отсылает к связи античной мифологии и христианства.

🎶 По краям от центральных досок — музицирующие ангелы. В их образах есть кое-что необычное. Мы подробнее расскажем об этом в видео.

🍋 На самых крайних створках — Адам и Ева. Адам показан очень реалистично, его левая нога будто шагает из ниши в наше пространство. Этим изображением восхитился Дюрер, который видел алтарь во время путешествия в Нидерланды. Ева, напротив, обладает позднеготическими чертами: округлым животом, изогнутым телом. В ее руках запретный плод — это необязательно яблоко, в данном случае лимон.

👥 Выше Адама и Евы — две сцены с Каином и Авелем. На одной братья готовятся к жертвоприношению, на другой Каин убивает Авеля. Сцена убийства расположена над Евой — возможно, это указывает и на ее прегрешение, когда она уговорила Адама съесть запретный плод.

1. Поклонение мистическому Агнцу, фрагмент Гентского алтаря
2. Праведные судьи (копия), фрагмент Гентского алтаря
3. Рыцари Христовы, фрагмент Гентского алтаря
4. Отшельники, фрагмент Гентского алтаря
5. Пилигримы, фрагмент Гентского алтаря

Посмотрим нижнюю половину внутренней части Гентского алтаря. Это большое многофигурное панно со сценой поклонения агнцу. Створки слева и справа продолжают центральную сцену.

🐑 Поклонение Агнцу — эпизод из Апокалипсиса. Символу жертвы Христа поклоняются все пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые — в Апокалипсисе это названо «Собор всех святых».

🩸 Из раны на груди Агнца кровь стекает в чашу для причастия. Рядом находится фонтан — источник жизни. Вода из фонтана стекает на землю, которая дает жизнь всему живому. Сверху парит Святой Дух.

✝️ Ангелы рядом держат орудия Страстей Христовых. Это крест, столп и два копья. На кресте распяли Христа, к столпу привязывали во время бичевания. Одним копьем к губам Иисуса поднесли губку с уксусом, вторым — стражник проткнул его под ребром, чтобы убедиться, что он умер.

🙏 Справа и слева большие группы святых мужей. Справа в одинаковых одеждах — апостолы, за ними папы и епископы, монахи и миряне. Слева — ветхозаветные праведники, из которых выделяется Вергилий: это поэт-язычник, но в христианстве он ценится за упоминание в одной из эклог грядущего рождения Христа.

🌳 Важное значение играет природа. Божественное присутствие показано в каждом листике десятков растений, написанных с ботанической точностью. Пейзаж не похож на нидерландскую природу, скорее всего это отголоски впечатления Яна ван Эйка от путешествий в Португалию и Испанию.

🗡 На двух левых створках — Праведные Судьи и Воинство Христово. Воины напоминают крестоносцев — художник добавляет сцене из священного текста актуальные детали.

👤 Есть версия, что среди судей спрятан автопортрет Яна ван Эйка — он смотрит прямо на зрителя. Но мы не знаем точно, как выглядел художник, а взгляд — слабое доказательство. К тому же створка с судьями — пусть качественная, но копия взамен похищенной.

💪 На двух правых створках — Шествие отшельников и пилигримов. Самый большой из них — Святой Христофор, великан, который на плечах перенес Христа через реку.

1. Поющие ангелы, фрагмент Гентского алтаря
2. Музицирующие ангелы, фрагмент Гентского алтаря

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;