Ян ван Эйк
Мадонны ван Эйка: как писались религиозные картины
Ван Эйк наполнял картины глубокой перспективой, проникающим во тьму светом и выразительными жестами — эти элементы делали его стиль особенным. Разберемся в религиозных работах ван Эйка.
1. Ян ван Эйк. Благовещение, 1435
2–6. Ян ван Эйк. Благовещение, фрагменты
7. Рогир ван дер Вейден. Портрет Изабеллы Португальской, 1445–1450
Эту часть начнем с «Благовещения» ван Эйка. Это левая створка триптиха, центральная и правая части которого утрачены. Картина наполнена символами, не все из которых до конца расшифрованы.
Попробуем разобраться 👇
🕊 Традиционная иконография. Дева Мария читает Книгу пророка Исайи. Рядом с ней белая лилия — символ непорочности. Синие одежды отделаны мехом горностая. Это подчеркивает царственность образа. Голубь в золотых лучах — символ Святого Духа. При этом ни у одной из фигур нет нимба — раннее нидерландское искусство не показывает их для реализма.
👩 Есть версия, что Дева Мария похожа на Изабеллу Португальскую — принцессу, о свадьбе которой с Филиппом Добрым договаривался ван Эйк. Образы Богоматери или Венеры часто писали с лицом «прекрасной дамы» — как правило, это была невеста или жена заказчика.
👼 Образ архангела более привлекателен, чем образ Марии. У него тонкие черты лица, румянец на щеках, нежная улыбка, шелковистые сияющие волосы, крылья всех цветов радуги. Это традиционный прием при изображении сцены Благовещения в североевропейском искусстве.
💬 Надпись передает слова архангела и ответ Девы Марии. Причем ответ Девы Марии написан вверх ногами — он адресован напрямую Богу.
🙏 Жесты напоминают те, что использовали во время мистерий, показывая сцену Благовещения.
☁️ Табуреточка у ног Марии — подножие трона, который находится на небесах. Это символ земной жизни Марии и роли Царицы Небесной после смерти.
⚫️ Верхний ярус — Ветхий Завет. Самые верхние арки полукруглые, романские, а романика — это ветхозаветный знак. Ярус темный, окна глухие. В Ветхом Завете еще нет Христа — а значит, света спасения.
✨ Нижний ярус — Новый Завет. Арки заостренные, готические. Свет проникает внутрь: дается надежда на спасение.
🔥 По бокам от верхнего витража показаны символические сцены Ветхого Завета. Слева египетская царевна находит Моисея — замысел Бога никто не может нарушить. Справа Моисей говорит с горящим кустом — прообраз непорочного зачатия и рождества.
🗡 На полу храма тоже есть ветхозаветные эпизоды. Давид отрубает голову Голиафу — триумф Христа над дьяволом. Самсон разрушает храм — сцена предвосхищает распятие и страшный суд.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О драматичной истории картины «Благовещение»
Ян ван Эйк
1. Мадонна канцлера Ролена, 1435
2-4. Мадонна канцлера Ролена, фрагменты
Теперь изучим картину «Мадонна канцлера Ролена». Она названа по имени заказчика. Николя Ролен — государственный деятель и меценат, который много денег вложил в строительство в родном Отёне и поддерживал художников. Ван Эйк наполняет картину значимыми деталями.
Давайте к ним присмотримся 👇
🙏 Главный герой — сам канцлер Ролен. Ему во время молитвы являются Богоматерь с Христом и коронующий ее ангел. Это редкий случай, когда донатор не просто находится в одном помещении с религиозными героями, но выписан в том же размере, что и они — то есть становится полноценным участником сцены.
✝️ Канцлер находится в одной из комнат своего дворца. Перед ним молельный столик, покрытый синим бархатом. Возможно, это специальная молельня. Интерьер детально выписан.
👤 Ван Эйк не приукрашивает героя. Канцлеру на картине 59 лет, и художник честно показывает его возраст. Поза канцлера выражает почтение и благоговение, но не раболепное подобострастие.
🟡 У Христа в руках держава — символ императора Священной Римской империи. В XV веке вселенную по Птолемею представляли в форме шара (хотя насчет Земли еще не все были уверены).
🌹 На балконе разбит садик. Лилии, розы и колокольчики со стороны Девы Марии — символы Богоматери.
📖 Судя по всему, на картине утро. Мы видим утренние лучи солнца над городом, а на странице молитвенника видна заглавная D — это первая буква в Domini, «Господь», традиционного начала утренней молитвы Деве Марии.
1–3. Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, фрагменты
Давайте теперь присмотримся к городскому пейзажу на картине «Мадонна канцлера Ролена». Возможно, это родной город Ролена — Отён. Пейзаж условно можно разделить на левую и правую части — земной город и небесный град.
🏘 Удивительная глубина. Благодаря сквозной композиции перспектива уходит в бесконечность. Несмотря на обилие деталей, картина не кажется перегруженной. Ван Эйк знаком с наукой своего времени и умело передает оптические явления: отражение в воде, воздушную среду.
🏛 Потрясающие архитектурные детали. Скульптурная резьба на картине очень реалистична. На капителях растительный орнамент, сюжетные композиции, свойственные готической архитектуре.
⛪️ Точная топография: здания, шпиль церкви, крест над мостом — на мостах действительно часто ставили часовни. Мост продолжает линию сложенных пальцев младенца Иисуса: небесное продолжается в земном.
👥 На балконе пейзажем любуются два человека. Предполагают, что это может быть изображение Губерта ван Эйка и самого автора — он в красном тюрбане.
🦚 Есть версия, что ван Эйк зашифровал в левой, «земной» части картины семь смертных грехов. Сорока — тщеславие, павлин — гордыня, сцена опьянения Ноя на капителях — чревоугодие, Адам и Ева — прелюбодеяние, убийство Каина — зависть и грех. Анализ показал, что к поясу канцлера был привязан кошелек, который потом закрасили — возможно, он символизировал скупость (но не личную скупость канцлера).
Ян ван Эйк
1. Мадонна каноника ван дер Пале, 1436
2–9. Мадонна каноника ван дер Пале, фрагменты
Завершаем часть еще одной картиной с донатором — «Мадонна каноника ван дер Пале». Йорис ван дер Пале — писарь папской канцелярии, сделавший успешную карьеру священника.
Вот какую картину написал по его заказу ван Эйк 👇
⛪️ Показан интерьер собора Святого Донатиана в Брюгге. Все персонажи находятся в апсиде — восточной части собора. Ван Эйк провел в Брюгге последние годы жизни и хорошо знал, как выглядел этот храм. Церковь была разрушена во время Французской революции, и мы во многом представляем ее благодаря художнику.
🦜 В центре на троне сидит Богоматерь с младенцем Христом. У нее в руках цветок, а у Иисуса — зеленый попугай, райская птица, символизирующая дар пророчества. Младенец похож на ребенка с картины «Мадонна канцлера Ролена», а Богородица — на жену самого ван Эйка.
🗡 Справа в доспехах изображен Святой Георгий — небесный покровитель каноника. Он в почтении перед Богоматерью приподнимает шлем. В латах можно рассмотреть небольшое отражение художника — его легко узнать по красному тюрбану на голове.
🕯 Слева в роскошном епископском облачении стоит святой Донатиан — покровитель Брюгге, в честь которого названа церковь, где служил каноник. Донатиан в IV веке нашей эры был епископом в Реймсе. Его изображают с колесом и свечами: во время разлива Тибра Донатиан оказался в воде и чудом спасся благодаря колесу от кареты, которое бросил ему папа Дионисий.
🎨 Одеяние Донатиана показывает, каким виртуозом был ван Эйк. Он удивительно реалистично передал текстуру тисненого синего бархата и вышивку золотой нитью. Дорогие ткани — специализация Брюгге.
👓 Сам ван дер Пале стоит на коленях справа от Мадонны. Это немолодой обрюзгший человек с часословом в руках. Чтобы прочитать мелкий шрифт, он держит очки — одни из первых в европейской живописи.
👁 У каноника расфокусирован взгляд. Это фирменный прием ван Эйка. Так он изображал людей, перед взором которых являются мистические гости. Такой взгляд как бы направлен внутрь себя.
🦁 Трон Богородицы украшен искусной деревянной резьбой и барельефами. На подлокотниках изображены Самсон, разрывающий пасть льва, и Каин, убивающий Авеля. На поручнях — Адам и Ева.
🍞 По краям трона стоят колонны со скульптурными капителями. На правой показано, как Мелхиседек принес Аврааму хлеб и вино — символ евхаристии. На левой — сцена жертвоприношения сына Авраама, символ жертвенной смерти Христа.
Ответ
В прошлой части мы предложили вам сравнить миниатюры Коломба и Ван Эйка из двух книг — Великолепного часослова герцога Беррийского и Турино-Миланского часослова.
Давайте теперь посмотрим на эти миниатюры 👇
💦 Обе миниатюры представляют один сюжет — крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан.
⛰ У обоих художников сцена представлена на фоне подробного и интересного пейзажа.
Однако отличия миниатюр очевидны 👇
🏰 Сцена у Коломба выглядит более формальной. Позы героев неестественные, в своей застылости больше напоминающие статуэтки. За спинами персонажей — пейзаж с замком. Художник пытается передать воздушную перспективу, оттеняя объекты дальнего плана голубым цветом. Краски яркие, цвета контрастируют друг с другом, и все фигуры и детали смотрятся самостоятельно, отдельно друг от друга.
🌳 В миниатюре Ван Эйка пейзаж более разнообразный, повседневный — большой камень на первом плане, жилые домики на берегу реки. Замок слева отражается в воде — художник изобразил не только отражение замка в воде, но и водную рябь, сквозь которую виднеется замок. Воздушная перспектива более убедительна за счет мягкого, постепенного изменения оттенков голубого и синего. Иоанн Креститель присел на одно колено и касается Христа рукой — так их взаимодействие выглядит более настоящим, человеческим.
💪 Мы уже достаточно узнали о творчестве Яна ван Эйка, чтобы попробовать свои силы в нашем тренажере.
🖼 Легко ли узнать его картины? На что стоит обращать внимание?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день