Ян ван Эйк
Миниатюры: изображения скульптур и драпировок
Ван Эйк умещал десятки деталей в небольших миниатюрах: от изображения скульптур до игры света и тени. Рассмотрим иллюстрации ван Эйка в книгах.
1–4. Братья Лимбург. Фрагменты Великолепного часослова герцога Беррийского, 15 век
Поговорим о миниатюрах ван Эйка. В числе таких работ — иллюстрации к Турино-Миланскому часослову, которые исследователи приписывают Яну ван Эйку и его брату Губерту.
Но прежде выясним, что такое часослов 👇
📖 Часослов — рукописная светская книга, сборник молитв на каждый час. С часословами в руках молились в спальнях и домашних капеллах. Они появились в конце XIII века, а к XV веку стали самыми востребованными книгами у богатых горожан.
📆 К 15 веку часословы совмещали молитвенник и календарь. Год делился на периоды, отмеченные религиозными праздниками. Между частями помещали картинки со сценами, связанными с конкретным месяцем: посевом, уборкой урожая. К этому могли добавлять иллюстрации со знаками зодиака, астрономическими символами.
💰 Часословы стоили дорого. Над ними трудились сразу несколько мастеров — переписчики, иллюстраторы, переплетчики. Позже часословы могли дополнять, подшивая новые части.
👁 Самый известный пример начала XIV века — Великолепный часослов герцога Беррийского. Размер рукописной книги — всего 29 на 21 см. Ее иллюстраторами были братья Поль, Жан и Эрман Лимбурги. Ян ван Эйк и Гумберт, скорее всего, были знакомы с их работой.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь обратимся к Турино-Миланскому часослову, известному также под названием «Прекрасный часослов Богоматери». Его начали делать по заказу герцога Жана Беррийского в конце 14 века, но к 1410-м годам работа еще не была завершена. Размеры часослова — 234 на 203 мм.
Почему он нам интересен 👇
👥 Исследователи предполагают, что среди авторов часослова были Ян и Губерт ван Эйк. Их миниатюры отличаются умением передать свето-воздушную среду и глубину пространства, смелым владением цветом. Для той эпохи это стало большим открытием.
📃 Некоторые страницы часослова устроены по одному принципу. Сверху расположена большая иллюстрация, которая показывает непосредственное событие. В нижней части — маленькая картинка, имеющая отношение к дальнейшим событиям из жизни святого, о котором идет речь на странице.
🛏 «Рождество Иоанна Крестителя». На верхней картинке действие происходит внутри дома — судя по обстановке, нидерландского: мы видим кровать с балдахином, сундук, стол с посудой, несколько полок, сверкающие сосуды. Уже в графике показано внимание к деталям, которое позже в нидерландском искусстве достигнет невероятного уровня.
Рассмотрим диптих «Благовещение». В этой миниатюре размером с открытку видно все мастерство ван Эйка.
Вот в чем оно проявляется 👇
🙏 Фигуры архангела Гавриила и Девы Марии напоминают скульптуры. Живопись подражает готическим скульптурам и объемным резным алтарям, популярным в это время.
⚪️ Скульптуры будто сделаны из слоновой кости. Ван Эйк виртуозно передает гладкую поверхность, игру света и тени.
🔲 Рамы картины написаны маслом. Скульптуры отбрасывают на них тени, создавая ощущение объема.
О картине «Святая Варвара из Никомедии»
В завершение этой части рассмотрим картину «Мадонна у фонтана». Ван Эйк смог уместить в миниатюре размером 19 на 12,2 см удивительно много деталей.
🟦 Богоматерь стоит на фоне драпировки. Изображать Мадонну в синих одеждах — традиция Германии и Нидерландов, это цвет небесной чистоты. В Италии к синему цвету одежд Богоматери добавляли красный.
🌺 Ткань драпировки украшена богатой вышивкой. Цветы на ней будто продолжает, раскинувшийся вокруг сад. Ван Эйк работал в Брюгге и Генте — в этих местах было развито ткачество, и художник уделяет внимание реальным деталям.
⛲️ На первом плане фонтан — источник жизни и чистоты. В его чаше отражается свет. Сзади небольшой парапет, который вместе с тканью огораживает пространство цветущего сада — символа чистоты Богоматери.
1. Жан Коломб. Миниатюра «Крещение» из Великолепного часослова герцога Беррийского, 15 век
2. Ян ван Эйк. Сцена «Крещение Иисуса Христа» из Турино-Миланского часослова, конец 15 века
Мы увидели две рукописные книги — Великолепный часослов герцога Беррийского и Турино-Миланский часослов.
Предлагаем вам сравнить две миниатюры из этих часословов. Одну создал Жан Коломб, другую — Ян ван Эйк.
Подумайте, чем похожи и отличны эти миниатюры? Что нового привнес ван Эйк в живопись?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день