angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян ван Эйк

Миниатюры: изображения скульптур и драпировок

Ван Эйк умещал десятки деталей в небольших миниатюрах: от изображения скульптур до игры света и тени. Рассмотрим иллюстрации ван Эйка в книгах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

1–4. Братья Лимбург. Фрагменты Великолепного часослова герцога Беррийского, 15 век

Поговорим о миниатюрах ван Эйка. В числе таких работ — иллюстрации к Турино-Миланскому часослову, которые исследователи приписывают Яну ван Эйку и его брату Губерту.

Но прежде выясним, что такое часослов 👇

📖 Часослов — рукописная светская книга, сборник молитв на каждый час. С часословами в руках молились в спальнях и домашних капеллах. Они появились в конце XIII века, а к XV веку стали самыми востребованными книгами у богатых горожан.

📆 К 15 веку часословы совмещали молитвенник и календарь. Год делился на периоды, отмеченные религиозными праздниками. Между частями помещали картинки со сценами, связанными с конкретным месяцем: посевом, уборкой урожая. К этому могли добавлять иллюстрации со знаками зодиака, астрономическими символами.

💰 Часословы стоили дорого. Над ними трудились сразу несколько мастеров — переписчики, иллюстраторы, переплетчики. Позже часословы могли дополнять, подшивая новые части.

👁 Самый известный пример начала XIV века — Великолепный часослов герцога Беррийского. Размер рукописной книги — всего 29 на 21 см. Ее иллюстраторами были братья Поль, Жан и Эрман Лимбурги. Ян ван Эйк и Гумберт, скорее всего, были знакомы с их работой.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ян ван Эйк. Турино-Миланский часослов. Рождество Иоанна Крестителя, начало 15 века

Теперь обратимся к Турино-Миланскому часослову, известному также под названием «Прекрасный часослов Богоматери». Его начали делать по заказу герцога Жана Беррийского в конце 14 века, но к 1410-м годам работа еще не была завершена. Размеры часослова — 234 на 203 мм.

Почему он нам интересен 👇

👥 Исследователи предполагают, что среди авторов часослова были Ян и Губерт ван Эйк. Их миниатюры отличаются умением передать свето-воздушную среду и глубину пространства, смелым владением цветом. Для той эпохи это стало большим открытием.

📃 Некоторые страницы часослова устроены по одному принципу. Сверху расположена большая иллюстрация, которая показывает непосредственное событие. В нижней части — маленькая картинка, имеющая отношение к дальнейшим событиям из жизни святого, о котором идет речь на странице.

🛏 «Рождество Иоанна Крестителя». На верхней картинке действие происходит внутри дома — судя по обстановке, нидерландского: мы видим кровать с балдахином, сундук, стол с посудой, несколько полок, сверкающие сосуды. Уже в графике показано внимание к деталям, которое позже в нидерландском искусстве достигнет невероятного уровня.

Ян ван Эйк. Благовещенский диптих, 1434–1435

Рассмотрим диптих «Благовещение». В этой миниатюре размером с открытку видно все мастерство ван Эйка.

Вот в чем оно проявляется 👇

🙏 Фигуры архангела Гавриила и Девы Марии напоминают скульптуры. Живопись подражает готическим скульптурам и объемным резным алтарям, популярным в это время.

⚪️ Скульптуры будто сделаны из слоновой кости. Ван Эйк виртуозно передает гладкую поверхность, игру света и тени.

🔲 Рамы картины написаны маслом. Скульптуры отбрасывают на них тени, создавая ощущение объема.

О картине «Святая Варвара из Никомедии»

Ян ван Эйк. Святая Варвара, 1437

Ян ван Эйк. Мадонна у фонтана, 1439

В завершение этой части рассмотрим картину «Мадонна у фонтана». Ван Эйк смог уместить в миниатюре размером 19 на 12,2 см удивительно много деталей.

🟦 Богоматерь стоит на фоне драпировки. Изображать Мадонну в синих одеждах — традиция Германии и Нидерландов, это цвет небесной чистоты. В Италии к синему цвету одежд Богоматери добавляли красный.

🌺 Ткань драпировки украшена богатой вышивкой. Цветы на ней будто продолжает, раскинувшийся вокруг сад. Ван Эйк работал в Брюгге и Генте — в этих местах было развито ткачество, и художник уделяет внимание реальным деталям.

⛲️ На первом плане фонтан — источник жизни и чистоты. В его чаше отражается свет. Сзади небольшой парапет, который вместе с тканью огораживает пространство цветущего сада — символа чистоты Богоматери.

1. Жан Коломб. Миниатюра «Крещение» из Великолепного часослова герцога Беррийского, 15 век
2. Ян ван Эйк. Сцена «Крещение Иисуса Христа» из Турино-Миланского часослова, конец 15 века

Мы увидели две рукописные книги — Великолепный часослов герцога Беррийского и Турино-Миланский часослов.

Предлагаем вам сравнить две миниатюры из этих часословов. Одну создал Жан Коломб, другую — Ян ван Эйк.

Подумайте, чем похожи и отличны эти миниатюры? Что нового привнес ван Эйк в живопись?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;