angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ян ван Эйк

Портреты: чета Арнольфини и автопортрет

Особенность портретов ван Эйка в том, что они мастерски рассказывают все о человеке: его происхождении, профессии, настроении. В этой части мы расшифруем портреты художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Ян ван Эйк. Мужской портрет, 1432

В этой части мы поговорим о портретах Яна ван Эйка. И начнем с «Мужского портрета» 1432 года, известного как «Тимофей». Это один из ранних образцов светского портрета, в котором до сих пор остается много загадок.

Попробуем их расшифровать 👇

👤 На картине неизвестный молодой человек. Он одет по бургундской моде. На нем красный костюм с тонким меховым воротником. На голове зеленый шаперон, драпировки которого спускаются на правое плечо.

📜 В правой руке — свиток. Мы не знаем, кем по профессии был молодой человек. Если музыкант — то в свитке могли быть ноты, если юрист — то документ. Левая рука лежит на каменном парапете, который кажется реальным — такой прием называется тромплёй, мы уже видели его у ван Эйка.

👨‍🦲 Есть версия, что молодой человек лысый: у него нет бровей, щетины и ресниц.

По одной из версий, человека могли звать Тимофей. Так можно расшифровать частично стертую надпись на греческом, выбитую на каменном парапете.

✍️ Вероятно, перед нами посмертный портрет. На это указывают надпись на французском LÉAL SOUVENIR — «преданное воспоминание», а также растрескавшаяся поверхность камня, напоминающая о прошлом. В Древнем Риме часто изображали умерших за парапетом с высеченной надписью — ван Эйк мог видеть такие изображения во время путешествий.

🎨 Работа очень хорошо сохранилась. Единственным реставрационным вмешательством стало снятие старого и нанесение нового слоя лака. После этого стало видно, насколько у работы ван Эйка яркие, сияющие цвета.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Ян ван Эйк.

1. Портрет мужчины с голубым шапероном, 1428–1430
2. Портрет Бодуэна де Ланнуа, 1435

Рассмотрим две работы ван Эйка — «Портрет мужчины с голубым шапероном» и «Портрет Бодуэна де Ланнуа».

💍 Портрет мужчины с голубым шапероном. Мужчина со спокойным лицом, в дорогой коричневой куртке с меховой подкладкой. Яркий цвет шаперона тоже указывает на богатство: синий пигмент ультрамарин добывали из дорогого камня. Кольцо в руке всегда интерпретировали как знак профессии ювелира. Недавно появилась версия, что оно может быть символом помолвки — хотя для помолвочного портрета мужчина довольно небрит.

🔹 Картина небольшого размера — 22,5 на 16 см. Портрет написан на плоском темном фоне, на три четверти. Такое расположение позволяет правильно передать объемы, светотени на лице, акцентировать внимание на мелких деталях. Так, как ван Эйк, портреты тогда никто не писал.

🎗 Портрет Бодуэна де Ланнуа. Заказчик — государственный деятель, посол Филиппа Доброго при дворе Генриха V в Англии. Изображен в официальной позе. Одет в парадную одежду, большую фетровую шляпу. В руках деревянная палочка, на мизинце золотое кольцо. На груди почетный рыцарский Орден Золотого Руна. Голова непропорциональна телу — художник делает акцент на лице, как часто бывает в портретах того времени.

О деталях портрета Бодуэна де Ланнуа

Орден Золотого руна

Ян ван Эйк

1. Портрет в красном шапероне, 1433
2. Портрет Маргариты ван Эйк, 1439

Теперь посмотрим еще на две работы. Это «Портрет в красном шапероне», который считается автопортретом ван Эйка, и портрет его жены Маргариты.

👤 Портрет в красном шапероне. Мы видим немолодое лицо, светлые глаза, проникновенный взгляд. Есть версия, что это автопортрет Яна ван Эйка — некоторые исследователи считают, что человек на портрете рассматривает себя в зеркале. На раме надпись «Als Ich Can», что можно перевести как «Сделал как умею». Ван Эйк скромно оценивает свой талант — эту надпись можно увидеть еще на нескольких его работах.

👩 Портрет Маргариты ван Эйк. Художник написал жену незадолго до своей смерти. Один из ранних женских портретов в искусстве Нидерландов. На Маргарите знаменитый головной убор: под волосы подкладывали валики и сверху надевали чепец. В эпоху готики это символизировало рога дьявола, подчеркивая греховную женскую природу. Позже стало частью женской моды без дополнительных смыслов.

1. Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434
2. Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1440

Обсудим «Портрет четы Арнольфини». Это одна из самых знаменитых картин Северного Возрождения и всего западноевропейского искусства, которая заслуживает долгого разговора.

Для начала познакомимся с самой картиной 👇

👥 Первый в европейском искусстве парный семейный портрет. До Яна ван Эйка в этом жанре никто не работал. Через несколько лет в Италии семейный портрет напишет Филиппо Липпи, но он будет выглядеть совсем иначе.

👩‍❤️‍👨 Герои картины — супружеская чета Арнольфини. Это Джованни Арнольфини, успешный торговец тканью из Брюгге, и его супруга Джованна Ченами. Правда, есть и другая версия — мы расскажем о ней позже.

🕯 Герои и обстановка выглядят очень скромно. Для нидерландцев важна сдержанность — сравните с итальянскими портретами с их перстнями и жемчугами. При всей простоте интерьера, каждый предмет лежит на своем месте и имеет символическое значение.

Ян ван Эйк

1–8. Портрет четы Арнольфини, детали
9. Благовещение, фрагмент

Самая популярная версия того, что происходит на картине «Портрет четы Арнольфини» — это бракосочетание.

В пользу такой интерпретации говорят многие детали 👇

🐶 Собачка на первом плане — символ верности.

🥿 Мужская и женская обувь. Герои босые — это намек на первую брачную ночь. Есть и более широкое толкование: парная обувь — символ семейной пары.

🙏 Жест Джованни Арнольфини. Он восходит к иконографии Благовещения: на большинстве картин 15 века Богоматерь делает похожий жест, в знак принятия благодати. Для Джованни это может значить согласие взять Джованну в жены.

🤰 Беременность Джованны Чинами. Для бракосочетания это выглядит странно. Но беременность может быть иллюзией, которая возникает из-за платья, подобранного к поясу. Это напутствие молодой супруге о главной цели брака — продолжении рода.

🍊 Апельсины слева от Джованни тоже говорят о том, что брак приносит свои плоды.

🕯 Люстра с единственной горящей свечой. Она горит посреди бела дня и символизирует бога, который становится свидетелем брака и благословляет его. Металлический блеск люстры передан с большим мастерством и вниманием к бытовым деталям, свойственным нидерландской живописи.

⚪️ Круглое выпуклое зеркало. В нем отражается вся комната и герои со спины — а еще люди, которые входят через дверь. Это гости, которые присутствуют на бракосочетании.

О наряде Джованни Арнольфини

Ян ван Эйк

1–6. Портрет четы Арнольфини, детали
7. Портрет Маргарет ван Эйк, фрагмент

Бракосочетание — это только одна интерпретация происходящего на картине «Портрет четы Арнольфини». Искусствоведы выделяют еще две.

🔹 Вторая версия — это портрет не молодоженов, а супружеской пары. Причем супруга, Джованна Ченами, к этому моменту уже умерла. Известно, что они пробыли в браке недолго и у них не было детей.

Вот что говорит в пользу этой версии 👇

🕯 Люстра. Если присмотреться, в правом подсвечнике видны следы сгоревшей свечи. Горящая свеча слева и сгоревшая справа могут символизировать мужа и жену — его жизнь продолжается, а ее уже оборвалась.

🤚 Руки героев. Во время бракосочетания жених и невеста должны были взяться правыми руками. Здесь Джованни протянул левую руку, нарушая канон.

✝️ Рама зеркала. По окружности расположены сцены страстей Христовых. В левой части, близкой к Джованни, Христос еще жив. В правой он распят, то есть телесно мертв. Это тоже может говорить в пользу того, что перед нами посмертное изображение Джованны Ченами.

🔹 Существует третья трактовка: Ян ван Эйк написал свой автопортрет с женой.

Почему так решили 👇

✍️ Надпись над картиной: «Здесь был Ян ван Эйк, 1434 год». Художник — свидетель происходящего. Но последнее слово может означать не только «здесь», но и «это». Получается «Это был Ян ван Эйк» — подходящая надпись для автопортрета.

👩 Статуэтка святой Маргариты. Она находится на самом дальнем плане на спинке кровати рядом с метелкой, которая подчеркивает чистоту и благочестивость героев. Святая Маргарита — покровительница Маргарет ван Эйк. Возможно, это говорит о том, что мы видим на картине жену художника.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;