angle-down facebook instagram vkontakte warning

Феноменология Гуссерля

Генетическая феноменология

Последний этап интеллектуального пути Гуссерля — генетическая феноменология. Разберемся, как философ в конце жизни осмысливал этические проблемы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева

💡 Генетическая философия изучает происхождение смыслов вещей в субъективном переживании. Главное произведение этого периода творчества Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», это его последняя и незаконченная работа. В ней Гуссерль совершает поворот к проблемам жизненного мира.
 
💁🏻‍♂️ Жизненный мир для Гуссерля — это попытка преодолеть ограниченность его философского метода. Эта ограниченность состоит в том, что трансцедентальная феноменология выключает жизненный мир, сосредотачивается только на своем внутреннем переживании, но при этом внутренний мир не перестает существовать. Жизненный мир — это мир повседневной жизни, естественная установка.
 
🍎 В поздних работах философ приходит к выводу, что мы должны рассматривать жизненный мир как основу для любого познания. В познании мы должны исходить не из опыта прошлого, Гегеля и Канта, а из нашего жизненного мира. Мы должны отталкиваться от повседневности даже в научном познании. Примером такого познания может послужить открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, которое он сделал, когда ему на голову упало яблоко. Это познание, которое он совершил, наблюдая за жизненным миром.

Почему Эдмунд Гуссерль приходит к идее жизненного мира?

💥 Кризис в обществе привел к кризису в науках. В работах Гуссерля прослеживается тема кризиса европейского человечества, который происходил в 19-20 веках. Гуссерль утверждает, что результатом этого кризиса стал кризис в науке и философии. Гуссерль критикует предыдущую философскую мысль, рационализм Нового времени, и произошедшее разделение на науки о духе (гуманитарные) и естественные науки.
 
🙅🏻‍♂️ Гуссерль утверждает, что разделять научное познание на два отдельных направления неправильно. Физики, химики, механики тоже должны задумываться о смыслах и о духовном. Например, о том, насколько этично создавать ядерное оружие.
 
🧪 Философ видит преодоление кризиса в создании новой науки. Предметом ее изучения должен стать жизненный мир. Он состоит из очевидностей, которые понятны всем. Например, если начать греть воду, когда ее температура достигнет 100 градусов, она закипит. Если поместить воду в морозильную камеру, она превратится в лед. Эти очевидности должны стать базисом — то есть условием принятия возможности познания для Гуссерля.
 
👎 Жизненный мир ограничивает наше познание. Проблема такой науки состоит в том, что, с одной стороны, жизненный мир — это то, что очевидно всем, но с другой стороны — это то, что ограничивает наше познание. Жизненный мир предполагает, что у каждого человека есть свое уникальное, субъективное переживание, своя истина. Это утверждение соответствует психологизму, от которого Гуссерль отошел в начале своей карьеры в философии и от которого пришел к феноменологии.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Концепция жизненного мира оказала большое влияние на философию 20 века. Если до этого времени большинство философов пытались посмотреть, что происходит у нас в сознании, философия 20 века — попытка вернуться к повседневности.

😴 Концепция жизненного мира дала начало экзистенциально-феноменологической философии Мартина Хайдеггера (1889–1976). Хайдеггер, в отличие от Гуссерля, не отказывался от внешнего мира. Он не хотел забывать мир, в котором мы живем — повседневность. Он утверждает, что мы заброшены в этот мир. Мы постоянно находимся в толпе, нас окружают люди и предметы, и поэтому у нас происходит забвение нашего собственного существования. Хайдеггер утверждает, что будучи в повседневности, мы можем очнуться и посмотреть на свой смысл жизни.
 
😛 Немецкий философ Ханс-Георг Гадамер заимствует у Гуссерля идею жизненного мира, но интерпретирует ее по-своему. Основатель «философской герменевтики» Гадамер (1900–2002) понимает жизненный мир как естественный язык, тот, на котором мы разговариваем. Потому что наша речь определяет то, как мы существуем.
 
🤯 Также концепцию жизненного мира развивали постструктуралисты. Французские философы Жиль Делез (1925–1995) и Жак Деррида (1930–2004) тоже обращались к концепции жизненного мира. Они пытались деконструировать, то есть разобрать жизненный мир. Согласно поструктуралистам наше существование основано на том, что люди создают смыслы, стереотипы. Постстуктуралисты показывают, как работает смыслообразование и пытаются разобрать эти смыслы. Например, если в семье рождается мальчик, ему обязательно покупают одежду голубого цвета и машинки, а когда он вырастает, записывают его в секцию бокса.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;