Феноменология Гуссерля
Трансцедентальная феноменология
Главный метод Гуссерля — феноменологическая редукция. Узнаем, как она работает и поговорим о трансцендентальной феноменологии.
🥇 Трасцидентальная феноменология — главный этап интеллектуального пути Эдмунда Гуссерля. В это время философ разрабатывает собственный метод подлинного познания мира — феноменологическую редукцию.
Рассмотрим этапы феноменологической редукции👇
1️⃣ Феноменолого-психологическая редукция. На данном этапе нужно выключить естественную установку, отказаться от того, что казалось нам обыденным и очевидным.
☕ Как можно отключить естественную установку? Мы должны научиться воздерживаться от суждений о вещах, перестать создавать о них утверждения. А как мы их создаем? Мы смотрим на вещь и говорим, например, «эта чашка красивая» — наделяем вещь качествами.
🧂 Идея Гуссерля состоит в том, что нужно перестать примешивать к вещи свои идеи. То есть, воздерживаться от суждений. После выключения естественной установки мы рассматриваем наше восприятие, наблюдаем за собой. В философии Гуссерля воздержание от суждений называется эпохэ.
👀 Любое утверждение субъективно. Оно зависит от многих факторов — как видит человек, хорошо ли он слышит, нет ли у него проблем с тактильностью и обонянием. Можем ли мы объективно высказывать предположения о существующих предметах? Вряд ли. Поэтому Гуссерль утверждает, что для того, чтобы подлинно познавать мир, нужно прекратить говорить о вещах, перестать делать утверждения.
Второй этап феноменологической редукции — эйдетическая редукция.
2️⃣ Эйдетическая редукция. «Эйдетическая» от греческого слова «эйдос» — идея. На этом этапе мы рассматриваем не конкретное явление, которое существует на данный момент, не конкретный стул или стол, а существование феномена как такового. Это не конкретное восприятие красного или зеленого, но восприятие красного вообще.
🕰 Эйдетическая редукция предлагает рассматривать предмет вне времени. Когда мы перестаем утверждать что-то о предмете, даже мысленно, он становится как бы вневременным. Это должно происходить в процессе редукции, не в повседневной жизни: если делать это в повседневной жизни, можно сойти с ума.
💡 Этот этап подобен переходу от вещей нашего мира к идеям этих вещей в философии Платона. Есть конкретный стол — офисный стол, кухонный, парта. А есть идея стола — конструкция, которая состоит минимум из двух частей — ножки и плоской части. Эта идея стола вне времени и вне контекста.
➡️ Два первых этапа редукции выключают естественную установку. Когда мы выключаем естественную установку, мы выключаем внешний мир. С нами остается максимально чистый внутренний опыт восприятия предмета, это и есть наша действительность.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
После выключения естественной установки происходит трансцендентальная редукция.
3️⃣ Трансцендентальная редукция. На данном этапе мы остаемся с двумя данными — с тем, что мы воспринимаем и с тем, что воспринимает. Мы должны спросить «что есть то, что воспринимает?», то есть «что есть само сознание?» и «что есть тот реальный мир, который проявляется в сознании?».
🧠 На данном этапе происходит полное очищение сознания. Когда мы выключаем внешний мир, в нашем сознании все еще остаются отпечатки, представления о вещах. Они не возникают изнутри, эти феномены внешние по отношению к нашему сознанию. Гуссерль говорит, что и этот отпечаток нужно попытаться убрать. Если сделать это, останется полностью очищенное сознание, чистое переживание направленности, чистое «Я».
🌟 Гуссерль считал, что феноменологический метод должен стать универсальной наукой и распространиться на все сферы. Но проверить, можно ли пройти все этапы феноменологической редукции или нет, кажется невозможным.
❗️ Для феноменологии важна смена установки. Феноменологическую редукцию нужно включать как свет в комнате, на время. Если пытаться все время снимать естественные установки и мыслить предметы вне времени, можно сойти с ума. Феноменологическую редукцию можно сравнить с очками, которые дают суперсилу.
О связи феноменологии и медитативных практик
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день