История Ферапонтова монастыря в разрезе истории России
15 век в истории Ферапонтова монастыря: Мартиниан и его ученики
15 век в истории монастыря не только связан с его расцветом, но и отражает всю историю России того времени. Поговорим о жизни преподобного Мартиниана и его учеников, а также затронем связь церкви с политикой.
💪 Преподобный Мартиниан — один из самых известных игуменов монастыря после Ферапонта. Он оказал значительное влияние на процессы, которые проходили тогда в Москве и в России.
👶 Мартиниан был крестьянским сыном по имени Михаил, которого маленьким привели в Кирилло-Белозерский монастырь учиться грамоте. Мальчик учился у самого Кирилла Белозерского, оказался талантливым, выучил греческий язык и остался в монастыре.
🧳 Он уходит из монастыря после смерти Кирилла и основывает Вожеозерский Спасский монастырь на острове посреди озера Воже.
🔝 По дороге из своего монастыря в Кирилло-Белозерский Мартиниан попадает в Ферапонтово и после уговоров остается там и становится игуменом.
👑 В это время неожиданно для себя Мартиниан оказывается втянутым в политическую игру. С 1425 по 1453 год в Московском княжестве идут междоусобицы, в которых участвуют внуки Дмитрия Донского, дети Василия I, Андрея Можайского и других князей — так называемая династическая война.
📜 Василия II в результате борьбы смещают с российского престола, ссылают в Вологду и заставляют принести клятву (крестоцеловальную грамоту), что он больше не вернется в Москву.
☦️ Василий II отправляется в паломничество по монастырям Русского Севера с целью заручиться поддержкой монахов и снять клятву. Ему оказывают поддержку в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастыре.
✍️ Василий возвращает себе престол и в знак благодарности назначает игумена Белозерского монастыря своим духовником и архиепископом Ростовским, а Мартиниана делает игуменом главного монастыря России — Троице-Сергиева.
✏️ Дело в том, что когда ранее Василия поймали, это случилось именно в Троице-Сергиевом монастыре — монахи сами открыли ворота братьям Василия, Ивану Можайскому и Дмитрию Шемяке, и пустили войска.
😠 Назначение строгого Мартиниана не понравилась монахам монастыря, потому что по большей части это были бояре или дворяне, ушедшие на покой в монастырь. Там они продолжали вести аристократическую жизнь с отдельными кельями, богатствами, прислугой, что, конечно, не устраивало Мартиниана. Это была своего рода месть Василия II.
☝️ Но Мартиниан оказался строг и с самим Василием. И когда князь попросил Мартиниана стать гарантом безопасности в сложных переговорах между ним и беглым боярином, а потом посадил этого боярина в темницу, Мартиниан приехал к Василию и заявил, что снимет с него благословение. Василию пришлось выпустить боярина.
👋 Через некоторое время Мартиниан уходит из Троице-Сергиева монастыря. В житии сказано, что он ушел на покой, но больше было похоже на ссылку обратно в Ферапонтов монастырь. Там он не занимает никакой должности, но все равно остается важным духовным авторитетом.
🔎 Через жизнь Мартиниана можно увидеть несколько тенденций 15 века:
→ церковь и духовенство в то время имели большое влияние;
→ церковь начала срастаться с государством;
→ великий князь Московский мог самостоятельно назначать высших иерархов Русской православной церкви.
✏️ Это связанос тем, что во время династической войны в Москве произошло отделение русской церкви от Константинополя в 1448 году. Русская церковь становится автокефальной (самостоятельная и независимая от других церквей). Это дало возможность участвовать в управлении церковью великому князю Московскому.
➗ На этом примере заметно и противоречие между центральными и заволжскими северными монастырями того времени. Центральные стали местом отдыха престарелой аристократии, а заволжские сохраняли строгость.
1. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские
2. Династическая или междоусобная война. Софья Витовтовна срывает драгоценный пояс с Василия Косого на свадьбе сына
3. Василий II Темный
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
От Мартиниана перейдем к его ученикам — поговорим о Иоасафе Оболенском и узнаем его историю.
3️⃣ Обычно вспоминают трех главных учеников: Блаженного Галактиона (юродивого), Иоасафа Оболенсокго (архиепископа Ростовского) и Кассиана Грека.
🤴 Иоасаф Оболенский в миру был Иваном из рода князей Рюриковичей и правил в Ростове. К нему на свадьбу пришел Исидор Твердислов, местный ростовский юродивый. Жене он предсказал, что она умрет в муках, а Ивану дал шапку из цветов и трав, назвав ее архиерейской — то есть, шапкой епископа.
😱 Предсказания сбываются: жена Ивана умирает при родах, а сам Оболенский уходит в монастырь и берет имя Иоасаф.
🧐 Там он становится учеником Мартиниана, а в 1480-х годах ему предлагают место ростовского архиепископа.
🤬 На тот момент в Москве довольно успешно правил Иван III. Он освободил страну от орды, построил Кремль, воевал с литовцами, но в устройстве церкви тогда возникла проблема — ересь жидовствующих.
🦸🏼♂️ Иоасаф Оболенский с Геннадием Новгородским боролись с этой ересью. Борьба была сложной, и в какой-то момент Оболенский покидает место архиепископа и уезжает в Ферапонтов монастырь.
💰 Там он вместе с Кассианом Греком спонсирует строительство большой деревянной церкви Рождества Богородицы. В монастыре случается страшный пожар, во время которого выясняется, что в келье Оболенского хранятся сокровища. Монах Галактион спасает сокровища, и Иоасаф возводит на эти деньги тот самый собор Рождества Пресвятой Богородицы в камне, который мы может видеть и сегодня.
🎨 Также на свои деньги он приглашает Дионисия расписать собор. В росписи отразилась и борьба с ересью жидовствующих.
👑 На примере Иоасафа мы видим, что в монахи могут уходить даже князья. Более того, они могут брать свои богатства даже в строгие монастыри. Такие монахи находятся в приоритете при выборе высшего церковного руководства и могут участвовать в политической борьбе.
1. Церковь Исидора Блаженного в Ростове Великом
2. Каменный Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря
3. Казни еретиков жидовствующих в 1504 году
4, 5. Геннадий Новгородский
6, 7. Росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре
8. Деревянная церковь Ризоположения с реки Бородава — самая старая деревянная церковь, сохранившаяся в России (15 век)
Поговорим о заточении Спиридона Саввы, еще одного известного представителя духовенства, сосланного в Ферапонтовский монастырь.
🔀 История его заключения тоже связана со всей историей России 15 века. Тверской книжник Спиридон Савва находился в Ферапонтовском монастыре примерно в одно время с Иоасафом Оболенским. Сам себя он называл митрополитом Киевским, но это не спасло его от заточения в отдаленном северном монастыре. Посмотрим, как это связано с большой политикой.
🤝 Византийские императоры были со всех сторон окружены османами. В попытке спасти империю, они заключили союз с католиками. Условием союза было проведение в 1437–1439 годах Ферраро-Флорентийского собора и заключение унии между католиками и православными. Это означало признание православными верховенства папы при сохранении восточного обряда.
🙅 На Руси этот союз и унию не признали, что привело к автокефалии Русской церкви.
📃 В Константинополе не приняли отделение Русской православной церкви. Уния в итоге не состоялась, Константинополь был взят турками, а новый патриарх, зависимый от султана, назначил Спиридона Савву митрополитом.
✏️ К этому моменту в Литве уже существовала отдельная униатская митрополия, а в Москве своя православная, поэтому у Константинополя появился шанс поставить туда еще одного митрополита. Однако приезд Спиридона в Киев не обрадовал Литовских князей они выслали его в Москву.
🧳 Но и в Москве это назначение не признают и высылают Спиридона в Ферапонтов монастырь в заточение.
🧐 Спиридон Савва и в ссылке оставался известным книжником: к нему обращались по разным вопросам, он писал книги, переводил с греческого Библию, рассчитал дату Пасхи.
🎨 Спиридон, очевидно, тоже повлиял на программу росписи Дионисия. Художник изобразил Вселенские соборы, но не по порядку — первым изображается третий, который осудил ересь несторианства на рубеже 4–5 веков.
✏️ Ересь несторианства была похожа на ересь жидовствующих.
Вселенские соборы Дионисия
🖇 Поговорим о еще одном ученике Мартиниана — Галактионе. Именно благодаря ему с Ферапонтовым монастырем оказалась связана жизнь царя Ивана Грозного.
🤪 Галактион был военным и пришел в монастырь со службы. Он не был обычным монахом — у него не было кельи, он ночевал в разных местах и вел себя странно.
🔮 Галактион выбрал путь юродства, и при этом считалось, что у него есть дар предвидения. Многие из его предсказаний сбывались, в том числе и пожар, уничтоживший монастырь и сподвигший Иоасафа отстроить каменные церкви на свои деньги.
☝️ Хотя Галактион и был местным региональным святым, намного менее известным, чем Ферапонт или Мартиниан, но именно его пророчеством открывается одна из степеней (глав) Степенной книги царского родословия (книга жития российских правителей, составленная митрополитом Афанасием в правление Ивана IV).
📖 Его пророчеством открывается раздел, посвященный Ивану IV, потому что Галактион еще до рождения Ивана предсказал его отцу Василию III, что у него родится сын и возьмет Казань. Предсказание сбылось, поэтому считалось важной частью жизни Ивана.
✏️ Василий III не только безуспешно пытался завоевать Казань, но и долго не мог завести детей. Именно по последней причине он отправился в паломничество по северным монастырям. Добравшись до Ферапонтова монастыря, он узнает о предсказании Галактиона. А вернувшись из паломничества, получает новость, что его вторая жена Елена Глинская беременна.
💰 Все северные монастыри, которые посетил Василий III, получают значительные пожертвования, потому что появление долгожданного наследника было сочтено чудом божьим.
✏️ Поэтому во многих монастырях севера сейчас можно видеть каменные постройки (преимущественно каменные трапезные), возведенные примерно в 1530 году — через год после паломничества князя.
🙏 Иван IV очень благоволил северным монастырям. И когда перед смертью ему пришло время принимать постриг (становиться монахом), он захотел стать монахом именно одного из северных монастырей — Кирилло-Белозерского.
1. Василий III на гравюре
2. Иван IV
3. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой, построенная на пожертвования Василия III
4. Степенная книга
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день