История Ферапонтова монастыря в разрезе истории России
Упадок и упразднение Ферапонтова монастыря в 18–19 веках
18–19 века — время угасания не только для Ферапонтова монастыря, но и для всей Русской православной церкви. Давайте разберемся в причинах и посмотрим, чем монашество этого периода отличалось от монахов 15–16 века.
Начнем с положения монастыря в петровское время.
❌ Государство во главе с Петром I почти полностью подчиняет себе Русскую православную церковь и делает ее частью государственных институтов.
→ вводится Духовный регламент, определяющий правовое положение церкви;
→ упраздняется патриаршество;
→ священнослужители включаются в «Табель о рангах»;
→ во главе становится Святейший синод как коллективная замена патриарху.
❌ Петр I отрицательно относится к монашеству, считая их бездельниками. Он регламентирует возраст, до которого нельзя принимать постриг: мужчины могут уходить в монахи только после 45 лет, а женщины — после 35. Считается, что до этого времени они полезны государству, а после уже можно заниматься собой и собственной душой.
❌ Петр I отбирает у монастырей часть земель и некоторые государственные льготы и привилегии. Положение монастырей сильно осложняется отсутствием финансирования и молодых монахов.
👨🎓 Чтобы делать карьеру в духовенстве теперь нужно идти в семинарию, потом в духовную академию. При этом не обязательно принимать постриг, а после выпуска можно пойти работать чиновником.
✏️ Так сделал, например, Сперанский в конце 18 века. Он был сыном священника, закончил духовную семинарию и академию, получил фамилию (так как у священников фамилий не предусмотрено) — Сперанский от латинского «подающий надежды». И после остался на гражданской службе вместо духовной.
📉 У Ферапонтова монастыря тоже отобрали землю и значительно сократили средства к существованию. Сторонних пожертвований в это время тоже становится намного меньше: происходит обмирщение культуры, пропадает интерес к духовной жизни, и монастырь начинает затухать, как и вся религиозная жизнь в Российской Империи.
1. Петр I Великий
2, 3. Духовный регламент
4. Святейший синод при Петре I
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Ситуация ухудшается с приходом к власти Екатерины II. Давайте посмотрим, как это отразилось на Ферапонтове монастыре.
❌ В 1764 году происходит секуляризация церковных земель — Екатерина II отбирает у монастырей все земли и имущество в пользу государства. Взамен монастыри получают содержание и с этого момента полностью зависят от государства.
3️⃣ Все монастыри делятся на 3 класса, в каждом из которых по 100 мест. Ферапонтов монастырь к тому времени потерял свою значимость и оказался в третьем классе на последней позиции.
🔨 Монахи Ферапонтова монастыря добиваются от государства финансирования ремонта во второй половине 18 века. И по документам этого ремонта можно увидеть изменение самого монашества в 15–16 веках.
🌅 Они пытаются переделать все здания на барочный европейский манер. Появляются жестяные барочные купола, и возникает идея, что в храмах слишком мало света. Поэтому монахи начинают растесывать старые окна и пробивать новые.
💔 При этих работах частично уничтожаются фрески Дионисия, в которых нынешние монахи не видят никакой ценности.
✏️ Одно из самых больших окон пробивается прямо через фреску Страшного суда — через изображение Иисуса. Это приводит к тому, что через весь собор проходит гигантская трещина. На стены приходится ставить стяжки, на что уходят все оставшиеся деньги на ремонт.
↔️ Тем временем появляются новые монастыри, потому что Россия увеличивается в размерах и появляются новые города. И эти монастыри нужно вносить в списки на гособеспечение.
🧳 Тогда Ферапонтов монастырь убирают из списков и заменяют на Пензенский. Братию переводят в Пензу, сам монастырь упраздняют, а здания передают приходу. Возможно, именно поэтому удалось сохранить оставшиеся фрески Дионисия и весь архитектурный ансамбль от дальнейших преобразований.
1. Императрица Екатерина II Алексеевна
2–4. Поврежденное изображение «Страшного суда» на западной стене церкви
В первой половине 19 века, и особенно во времена правления Александра I, интерес к церкви и христианству продолжает падать. Давайте посмотрим, как развиваются события.
🕎 Государственное православие себя дискредитировало, поэтому появляется некое народное, внутреннее православие: узкие кружки, мистические практики, перехожие паломники (странники).
✏️ Подробнее о жизни духовенства этого периода можно узнать в книге Н. С. Лескова «Соборяне. Старгородская хроника».
👩💼 В 19 веке на волне женской эмансипации появляется сильное движение женского монашества. В будущем именно оно обеспечит возрождение Ферапонтова монастыря.
🔒 Сам монастырь почти весь век стоит закрытый. Там служат разные священники, самым известным из которых был Разумовский. Денег на содержание нет. В какой-то момент пожар уничтожает столовую палату — ее руины до сих пор видны с северной стороны.
📚 Во второй половине 19 века представители истории снова заинтересовались монастырем. Они периодически упоминают его в разных собраниях, а один из них — Иван Иванович Бриллиантов, сын священника из ферапонтовской округи — пишет книгу об истории монастыря, стоявшего на родных землях.
✏️ Акцент на тот момент ставится лишь на заточении там Никона, а не на фресках — они упоминаются лишь как «предполагаемые фрески Дионисия».
👏 Книга Бриллиантова вышла в 1898 году к 100-летию упразднения монастыря и к 500-летию основания. Работой заинтересовались другие историки и духовенство. Именно с этого момента начнется возрождение монастыря.
1. Протоиерей Дмитрий Разумовский
2. И. И. Бриллиантов, автор книг о Ферапонтовом монастыре
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день