История Ферапонтова монастыря в разрезе истории России
Развитие монашеского движения на Руси и возникновение Ферапонтова монастыря
Возникновение Ферапонтова монастыря напрямую связано с деятельностью Сергия Радонежского. Поговорим об этой связи, узнаем, почему монахи шли на север, и какое значение, кроме духовного, было у монастырей.
📃 Выделим три типа монастырских устава, прежде чем начать разговор об основных событиях.
1️⃣ Особножительный — самый древний тип монастырей. Люди принадлежат одной общине, но могут жить отдельно и сходиться только на большие праздники и богослужения, или даже не сходиться совсем, молясь отдельно друг от друга.
2️⃣ Пустыножительный — монахи живут вместе (как правило, на какой-то пустыни), но как отдельные личности в рамках общины. У них может быть свое имущество, разное питание и т. д., но они соблюдают все обеты и регулярно сходятся на службу.
3️⃣ Общежительный — монахи живут вместе по единому уставу — вместе едят, работают, молятся и спят рядом. До монгольского нашествия таких монастырей на Руси не было.
📃 Посмотрим на устройство Руси в 14 веке до основания Ферапонтова монастыря.
🤴 14 век — относительно спокойное время без татарских набегов. Происходит возвышение новых центров объединения русских земель. Большая часть бывшей Киевской Руси находится под властью великого княжества литовского, а над оставшимися частями уже возвышается великое княжество Московское, чьи князья начинают претендовать на лидерство во всей северо-восточной и северо-западной Руси.
🏘 Возникновение общежительных монастырей начинается с Сергия Радонежского. В первой половине 14 века он основывает Троицкий монастырь пустынножительного типа.
🔝 Митрополит Алексий — регент Дмитрия Донского, предлагает Сергию изменить устав на общежительный. С поддержкой митрополита монастырь быстро становится значимым центром духовной жизни.
✏️ Сам Сергий создаст предположительно 14 монастырей. Его ученики и ученики учеников — еще больше. Кроме того, были еще и собеседники Сергия, которые не считались непосредственными учениками, но разделяли его взгляды и поддерживали идеи. Так в междуречье Оки и Волги, а также в близлежащих землях, появляется большое количество монастырей.
❄️ Монахи начинают выходить за пределы Волги на север, так как на востоке были татары.
📈 Они несут в себе экономическую мощь, так как общежительные монастыри это еще и рабочий коллектив: работают сами монахи, монастырь аккумулирует вокруг себя доходы, осваивает территории, приглашает людей.
💰 Такие монастыри становятся богатыми и известными, к ним начинают стремиться крестьяне в поисках защиты и помощи в голодные годы.
👤 Среди учеников Сергия был преподобный Федор, будущий основатель Симонова монастыря («преподобные» — монахи, которые признаны святыми). Он основывает Симонов монастырь недалеко от Москвы, и начинает пользоваться покровительством митрополита.
✏️ Симонов монастырь известен по двум причинам. Во-первых, рядом утопилась бедная Лиза из повести Карамзина, во-вторых, Симонов монастырь снесли, когда строили ДК ЗИЛ и завод ЗИЛ — осталось всего несколько храмов и башен, которые сейчас находятся среди зданий завода.
👥 Одним из монахов Симонова монастыря был будущий Кирилл Белозерский, друг Ферапонта, с которым они и создадут монастыри в Белозерье. Кирилл пришел в Симонов монастырь из боярского рода, сделал карьеру и стал игуменом.
1. Карта монастырей Сергия Радонежского
2. Карта русских княжеств в начале 14 века
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь поговорим об истории основания двух монастырей в Белозерье.
🤝 Инициатором ухода в Белозерье стал Кирилл. Ему было видение с неким пейзажем и голосом, который сказал, что нужно идти. К этому моменту монастыри были основаны в уже во многих местах, и следующей логичной точкой оказалось Белое озеро.
❄️ Кирилл и Ферапонт отправляются на север на лодке против течения Шексны. Добравшись до Сиверского озера, Кирилл узнает привидевшиеся земли и основывает там монастырь в 1397 году.
👋 Кирилл хотел общежительный монастырь, а Ферапонт — особножительный. Поэтому через год он основывает отдельный монастырь в 15 верстах от монастыря Кирилла между Бородавским и Паским озером.
🏠 К каждому из них приходят свои монахи и послушники, каждый строит свой собор — Кирилл в честь Успения Богородицы (то есть, ее смерти), а Ферапонт в честь Рождества Богородицы. Это связано с тем, что Кирилл ушел из той части Симонова монастыря, где главным был Успенский собор, а Ферапонт — из той, где главным был собор Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
✏️ Таким образом можно понимать, откуда вышли основатели монастырей — главный собор обычно связан с предыдущей обителью.
1. Ферапонт Белозерский
2. Преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерские
3. Преподобный Кирилл Белозерский
4. Белозерский монастырь
5. Ферапонтов монастырь
Теперь поговорим об уходе Ферапонта и политике в жизни монастырей.
🤴 К Ферапонту приезжает князь местных земель — Андрей Дмитриевич Можайский и Белозерский, третий сын умершего Дмитрия Донского. Монастыри находились на его земле.
🧳 Он просит Ферапонта создать обитель в Можайске, столице княжества. После сопротивлений Ферапонту все-таки приходится согласиться, и спустя 10 лет после основания монастыря, в 1408 году, Ферапонт уходит из Белозерья.
🧱 Ферапонт создает под Можайском Лужецкий монастырь в 1409 году — второй Ферапонтов монастырь, где и умрет монах. Основателем монастыря считается Андрей Можайский, и это укрепляет его политические позиции.
🏚 Кирилл Белозерский в то время был гораздо известней, чем Ферапонт, но князь не мог позвать его для создания монастыря по политическим причинам. Кирилл заручился поддержкой Московского князя еще до отправления в Белозерье. Князь частично спонсирует создание монастыря, что видно из записей — пожертвования Кириллу часто идут из Москвы и составляют значительные суммы, в то время как Ферапонтову монастырю поступают небольшие пожертвования от местных.
🙅♂️ Андрей не мог вмешиваться в дела брата, несмотря на то, что монастырь стоит на его землях, поэтому ему пришлось использовать Ферапонта.
✏️ Такие покровители будут называться ктиторами — основателями монастырей. Благодаря разным ктиторам, монастыри с одним названием могут иметь очень разное положение.
📜 Кирилл Белозерский завещает покровительство монастыря князю Андрею Можайскому, а не малолетнему сыну Василия после смерти самого Василия I в 1425 году.
💵 В развитии монастырского дела на севере тоже видна экономическая основа, кроме политической и духовной.
→ Крестьяне шли на север в попытке спастись от эксплуатации и грядущего крепостничества.
→ Монахи шли вслед за крестьянами из духовных побуждений.
→ Вслед за монахами, ориентируясь на монастыри, двигались новые крестьяне.
→ Монастырские общины расширялись, осваивали новые земли и помогали местному населению.
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день