angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философия Отцов церкви

Рассуждения Григория Нисского

На этом уроке мы поговорим об Отце Каппадокийце — Григории Нисском. Расскажем о возможности богопознания, увидим в его размышлениях идеи античных философов и узнаем, как рассуждения Отца Церкви связаны с современной гендерной теорией.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева

👱🏻‍♂️ Григорий Нисский (около 332–394) христианский богослов и философ, епископ города Ниссы, Отец и Учитель Церкви. Один из четырех Каппадокийских Отцов Церкви.

👬 Григорий Нисский был младшим братом Василия Великого. В отличие от Василия, который учился в нескольких местах, Григорий, скорее всего, учился только в Кесарии. Он очень восхищался своим старшим братом, называл его учителем и пророком. Григорий учился у Василия красноречию.

🗣 «Немного жил в сообществе брата, и лишь настолько был наставлен его божественным языком, настолько то было нужно, чтобы понимать невежество непосвященных в тайны красноречия».

Также на Григория Нисского сильное влияние оказала его старшая сестра Макрина.

🧠 Из жития Григория Нисского известно, что с юности он был искушен философскими познаниями. Он даже считал себя великим философом. Григорий Богослов призывал его опомниться, он писал:

🗣 «Что с тобой сделалось, мудрый муж, не хвалят твоей, сказать по-твоему, бесславной славы, твоего понемногу уклонения к худшему и этого честолюбия, которое, как говорит Еврипид, злее демонов».

Вероятнее всего, Григорий Нисский занимался изучением работ Оригена (185–254) — философа и богослова, чье учение считалось близким к еретическому.

✝️ Григорий оставил философию и вернулся в церковное служение. Его семья была очень религиозной и он не мог совсем уйти от церкви. Григорий был женат, но жил в аскезе, соблюдая монашеский образ жизни.

💒 В 381 году присутствовал на втором Вселенском соборе. Григорий Нисский продолжал борьбу с арианством. К этому моменту он уже написал ряд догматических трудов, которые разъясняли Писание. Благодаря этим работам он пользовался авторитетом среди епископов на соборе. В 394 Григорий Нисский присутствовал на синоде, созванном в Константинополе. Это последнее, что известно о его жизни.

🌟 Современники Григория Нисского называли его столпом ортодоксии и защитником православия. К его мнению прислушивались, остались многочисленные комментарии его трудов.

Григорий Нисский. Фреска, 14 век

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Григорий Нисский не выстроил своей богословской системы, но он систематически изложил догматические постулаты.

🌏 Григорий Нисский продолжил работать с темами, о которых писал Василий Великий. Например, опираясь на философские трактаты, он дополнил «Беседы на Шестоднев» и добавил разделы про человека.

🧍 Богослов уделяет внимание вопросам о человеке. Ему был интересен человек как созданное Богом самое идеальное и самое разумное существо в этом мире. Он рассуждал о том, что может делать человек и каков его конец. Здесь проявляется влияние его философских увлечений: для богослова центральной фигурой является Бог, а для философа — человек. В тракате «О жизни Моисея-законодателя» Григорий Нисский рассуждает о том, что такое пол и зачем он нужен человеку.

🗯 У Григория Нисского также есть полемические произведения. Он написал 13 книг против последователя арианской ереси Евномия. Это подробный разбор критики Евномия в отношении Василия Великого. Оспаривая Евномия, Григорий более подробно разбирает учение Василия Великого о Троице и дает свой комментарий.

Одна из главных тем Григория Нисского — возможность богопознания. Насколько человек может познать Бога?

💆🏻‍♂️ Григорий Нисский развивал идею о том, чтобы понять Бога, нужно очистить душу. Сегодня для нас это кажется очевидным, все религиозные практики про очищение души. Но к этой идее надо было прийти, ее надо было сформировать.

Любовь и влечение к Богу раскрывается в бесконечном искании. Искание — очень сложный процесс для души. Это постоянное напряжение — мы прилагаем усилия, изучаем, идем вперед. Это сложная дорога, которая венчается познанием Бога.

😇 Бог — это предел всех желаний. Это покой, который человек находит в созерцании. Человек должен жить, понимая, что за всеми его хорошими исканиями и желаниями стоит познание Бога. Все стремление направлено на одну конечную точку. Все действия человека направлены на обретение успокоения в божественном созерцании.

🚫 Но этот предел всегда недоступный. Почему этот предел нельзя достичь? Если бы мы достигли его на самом деле, мы бы объективировали Бога, а это неправильно. У нас есть некоторый Х, мы его познаем, смотрим на него, трогаем его. Таким образом, Х становится пассивным объектом. Получится, что люди, конечные существа, умещают в своей голове бесконечное, а это невозможно.

⚡️ Но из-за того, что Бога нельзя постичь, человек не должен не стремиться к его постижению. Согласно Григорию Нисскому мы должны постоянно искать, созерцать, совершенствоваться. Богослов говорит 👇

🗣 «Остановка в движении поиска созерцания очень опасна».

🏃‍♂️ Мы должны всегда пытаться приблизить себя к Богу. Искание должно быть постоянным и бесконечным. Конечное искание не может удовлетворить бесконечное. Если человек остановится в своем искании, он может пойти по греховному пути.

🗣 «Как конец жизни — это начало смерти, так и остановка в искании — это начало порочного пути».

⚰️ Искание продолжается даже за пределами самой жизни. Григорий Нисский пишет что, поскольку божественное бесконечно и является двигателем нашего искания, искание продолжается и за пределами жизни и вне времени. Жизнь человека здесь на Земле конечна, потому что у нас есть тело. Но душа после смерти переживает великие мучения или вечное блаженство — в раю или аду она находится вне времени. Получается, что душа бесконечно пытается познать Бога.

Бог через Библию дает совет постоянно искать его и стремиться к нему. Григорий Нисский говорит, что сам Бог специально не установил времени для человека, когда бы он смог обнаружить его.

📖 «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». (Евангелие от Иоанна 7.37)

💡 Здесь можно увидеть параллель с философией. Сократ говорил, что философ никогда не обладает мудростью, он всегда стремится к ней. Также и христианин не может обладать Богом, он может только бесконечно к нему стремиться. Бог непостижим, но в человеке есть врожденные идеи богопознания. Согласно Григорию Нисскому богопознания дает нам благо.

Григорий Нисский утверждал: чтобы познать Бога, нужно познавать мир и самого себя.

☀️ Согласно Григорию Нисскому, Бог выше всякого познания, но он открыт для познания. Бог не рассматривается как то, что можно познать, он находится вне познания. Он освещает этот путь, но это лишь свет, который ведет и с каждым шагом отдаляется, зайти в него невозможно.

🧠 В христианстве Бог является условием познания. Благодаря ему мы можем познавать что-либо, потому что он создал нас по своему образу и подобию и вложил в нас разум.

🎨 Познавая это мир, мы познаем Бога. Бог является творцом и художником мира. Он присутствует во всем мире и мы видим его во всех проявлениях этого мира. Мы познаем Бога через мир, подобно тому, как искусствоведы рассуждают о художнике, рассматривая его картины. Мы изучаем мир и говорим, каким Бог является и не является.

🪞 Постижение Бога возможно через обращение к самому себе. Для этого нужно очистить душу. Она должна быть чистой и зеркальной, чтобы в ней отражался Бог. Она должна быть чиста от всех чувственных пристрастий, страстей и чувственных образов. Чувственные пристрастия — желания сделать что-то, например, побольше поспать и поесть. К страстям относятся, например, злость, вожделение, ярость. Чувственный образ — представление о Боге. Когда человек очищает душу, в ней отражается Бог, и человек становится богоподобным. Как говрил Платон «подобное познается подобным».

👀 В процессе богопознания тело человека должно уйти на второй план. Оно не должно мешать, но на самом деле оно постоянно нас отвлекает. Тело должно быть в полусне, полудреме. Григорий Нисский пишет, что для богопознания человек должен выйти из всего видимого, стать вне вещественного мира, отрешиться от покровов плоти.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;