angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Философия Отцов церкви

Григорий Богослов

Теперь речь пойдет об еще одном Отце церкви — Григории Богослове. Выясним, как Отец Каппадокиец рассуждал о троичности Бога и проблеме спасения, в чем видел смысл жизни.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева
Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.

👨🏻 Григорий Богослов (около 325–389) — христианский богослов и философ, входит в число Каппадокийских Отцов Церкви, архиепископ Константинопольский.

👨‍👩‍👦‍👦 Григорий Богослов родился близ города Назиандза в юго-западной Каппадокии в религиозной семье. Его отец был епископом Назианза. Все члены его семьи — отец, мать, брат, сестра и сам Григорий — почитаются как святые. Однако сам Григорий пришел к христианской вере не сразу: в юности он даже принадлежал секте ипсистариев, чье учение сочетало в себе элементы язычества и иудаизма.

🎓 Григорий вспоминал, что с ранней юности им овладела пламенная любовь к наукам. Григорий Богослов учился в своем родном Назиандзе, в Каппадокийской и Палестинской Кесариях, в Александрии и в Афинах. В Афинах он получил полноценное образование: изучал древнюю литературу, историков, философию, овладел риторикой. Там же он познакомился с Василием Великим, они становятся близкими друзьями.

💒 Григорий Богослов увлекался философией, но понимал, что должен вернуться в лоно церкви. В этом он видел свое истинное предназначение. Он говорил о себе:

🗣 «Я первый из любителей мудрости, я никогда не предпочту этому занятию ничто другое, чтобы сама Мудрость не назвала меня жалким, как учителя мудрости и образования».

Григорий Богослов считал, что философия всегда должна быть с человеком, но при этом она должна быть инструментом богопознания.

🤓 Он защищал ученость. Над гробом Василия Великого он сказал:

🗣 «Не должно унижать ученость, напротив, нужно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы видеть всех подобными себе, в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».

🌟 Григорий Богослов прошел путь от священника до епископа. Он принял крещение, когда ему было 30 лет. Он был рукоположен отцом в сан священника. Василий Великий рукоположил его в епископы маленького городка, в 381 году он был утвержден в качестве епископа и председательствовал на втором Вселенском соборе. Он был епископом Константинопольским и возглавлял епископскую кафедру в родном Назианзе.

👨🏻‍🏫 Пастор или затворник? С одной стороны, Григорий Богослов не раз описывал свою жизнь с лирическим пафосом, с другой — стремился к уединению и хотел в тишине заниматься богопознанием. Он писал, что волей божию был призван к слову и к пасторскому действию, он должен был быть всегда на виду у людей, хотя не хотел этого. В его жизни были моменты монашеского затворничества, но он возвращался к проповеди. Последние годы он посвятил литературным занятиям и аскезе.

📣 Григорий Богослов был очень талантливым писателем и оратором. Сохранилось 45 слов (бесед), которые он произносил в Константинополе. Особенно среди них выделяются «Пять Богословских слов», благодаря им Григорий получил почетное имя «Богослова».

Положения о Троице Григория Богослова схожи с положениями Василия Великого. Он пользуется той же терминологией, но подходит к троическому богословию более систематично.

✴️ «Троица воистину Троица». По мысли Григория Богослова, Троица — это и есть Троица. Это значит, что Троица реально существует. Имя Троицы — это не счет неравных вещей, но сама Троица — это совокупность равных и равно честных. Троица — это не просто перечисление, ее части соединены по естеству (по сущности) и в естестве.

💫 У частей Троицы одна божественная природа. Троица состоит из равных и совершенных между собой. Григорий Богослов говорил, что он не успевает мыслить о Едином, потому что тут же мыслит о Троице. Троица — Единое из трех.

🗣 «Когда я представляю в уме Троицу, я вижу единое. Я не могу ее измерить, не могу ее разделить. Я вижу лишь совокупность и при этом троичность».

Григорий Богослов пытается объяснить, как это возможно👇

🗣 «Бог разделяется неразделимо и соединяет в себе разделенное».

Божественный — это единое в трех, а единое, которое есть три — есть божество.

☀️ Троицу можно сравнить с тремя солнцами или тремя родниками. Представим три солнца, которые находятся друг в друге, их свет становится единым, они будто растворяются в свете друг друга, но при этом остаются тремя. Григорий Богослов приводит в качестве примера родник — в течении воды нет никакого различия, даже если вода течет из трех разных ключей.

🙅🏻‍♂️ Человек может попробовать понять Троицу сравнивая ее с природой, но эти сравнения несовершенны. Григорий Богослов приводит в пример природу, потому что для него богопознание возможно через познание мира. Мир — это картина, которую творит Бог. Через познание мира мы познаем Бога. Видеть Бога в явлениях природы естественно. Но такие сравнения несовершенны, потому что Солнце всходит и заходит, река может высохнуть, а Бог действует всегда.

🗣 «Если что-то есть по времени, то это точно не Бог».

👀 Как же мы можем созерцать Троицу? В ее парадоксальном единстве и троичности одновременно, ее тотальности и разделенной неразделенности? Григорий Богослов говорит, что это возможно только благодаря духовному опыту. Это не рациональное, а духовное познание. Для Григория Богослова это, в какой-то степени, мистический опыт.

💡 Здесь можно увидеть обращение к неоплатонической философии. Одним из первых философов, который попробовал соединить неразделенную Троицу был основатель неоплатонизма Плотин (204/205–270).

🌀 Троичность — это некое движение внутри божественной жизни. Это постоянное круговращение божественного единства. Григорий Богослов говорил, что никто из членов Троицы не больше и не меньше Бога, они равны в своей божественности. Никто из них не раньше и не позже. Они разделены неделимо.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

❓ Григорий Богослов считал, что Бог нуждается в троичности. Как вы думаете, в чем смысл этого разделения? Зачем бесконечное и безграничное божество разделяется на три части?

Богопознание — самая важная часть богословской системы Григория Богослова. Для него это пусть спасения и освобождения, задача всей жизни.

😇 Согласно Григорию Богослову смысл жизни состоит в обоживании, то есть в соединении с божеством. Григорий Богослов считал, что через ум и созерцание человек, будучи творением божьим, встречается с Богом. Григорий Богослов пишет, что богопознание возможно не потому, что в нас есть Бог, а потому, что Бог спускается на Землю. Согласно Григорию Богослову, не нужно думать о своей богоизбранности, потому что в каждом из нас есть частичка Бога. Бог настолько милосерден, что он спускается в мир в виде Иисуса Христа.

⚖️ Григорий Богослов задается вопросом о полноте двух природ, которые соединяются в Богочеловеке — Бога-сына и Иисуса Христа — божественной природы и человеческой природы. Христос рождается, а Бог нерожденный. Поскольку Христос рождается и является Богом, происходит нарушение закона природы. Все рожденное существует во времени, а Бог вне времени. Но Бог может это нарушить по своему определению.

🤱🏻 Благодаря рождению Христа людям открывается потенциал возможного спасения. Бог не просто является нам, а воплощается, то есть воспринимает человеческую природу. Воспринимая человеческую природу, он воспринимает нашу плоть, чтобы обессмертить ее. Григорий Богослов говорил, что человек не стал Богом, и сам Бог в честь этого сделался совершенным человеком. Само по себе божество (Бог Отец) простое, но оно сопрягается с человечеством и вступает в единение с ним.

🗣 «В Христе, как в совершенном человеке, естество человеческое стало этим божеством».

🙌🏻 Природа человека и природа божественная сосуществуют в Боге Сыне равно. Благодаря тому, что он воплотился, человеческая природа, которая есть в каждом из нас, теперь стоит рядом с божественной. И у всех людей появилась возможность приобщиться к божественной природе.

🩸 Когда Христос появляется в мире, это еще не конец спасения. Очень важно искупительное значение смерти, которую принимает Христос. Жертва Христа — это жертва, которую он приносит за всех. Григорий Богослов подчеркивает жертвенный характер Спасителя. Вспомним ветхозаветный сюжет про Авраама. Он должен был принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент ему было разрешено убить агнеца. Христос и есть тот самый агнец. Григорий Богослов говорит, что это жертва и выкуп, потому что Христос берет на себя весь человеческий грех и приносит себя в искупление. Жертва Христа — это необходимость, но не принуждение.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;