angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философия Отцов церкви

Григорий Богослов

Теперь речь пойдет об еще одном Отце церкви — Григории Богослове. Выясним, как Отец Каппадокиец рассуждал о троичности Бога и проблеме спасения, в чем видел смысл жизни.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева
Магистр философии и теологии, литературный редактор журнала «Философия.

👨🏻 Григорий Богослов (около 325–389) — христианский богослов и философ, входит в число Каппадокийских Отцов Церкви, архиепископ Константинопольский.

👨‍👩‍👦‍👦 Григорий Богослов родился близ города Назиандза в юго-западной Каппадокии в религиозной семье. Его отец был епископом Назианза. Все члены его семьи — отец, мать, брат, сестра и сам Григорий — почитаются как святые. Однако сам Григорий пришел к христианской вере не сразу: в юности он даже принадлежал секте ипсистариев, чье учение сочетало в себе элементы язычества и иудаизма.

🎓 Григорий вспоминал, что с ранней юности им овладела пламенная любовь к наукам. Григорий Богослов учился в своем родном Назиандзе, в Каппадокийской и Палестинской Кесариях, в Александрии и в Афинах. В Афинах он получил полноценное образование: изучал древнюю литературу, историков, философию, овладел риторикой. Там же он познакомился с Василием Великим, они становятся близкими друзьями.

💒 Григорий Богослов увлекался философией, но понимал, что должен вернуться в лоно церкви. В этом он видел свое истинное предназначение. Он говорил о себе:

🗣 «Я первый из любителей мудрости, я никогда не предпочту этому занятию ничто другое, чтобы сама Мудрость не назвала меня жалким, как учителя мудрости и образования».

Григорий Богослов считал, что философия всегда должна быть с человеком, но при этом она должна быть инструментом богопознания.

🤓 Он защищал ученость. Над гробом Василия Великого он сказал:

🗣 «Не должно унижать ученость, напротив, нужно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы видеть всех подобными себе, в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве».

🌟 Григорий Богослов прошел путь от священника до епископа. Он принял крещение, когда ему было 30 лет. Он был рукоположен отцом в сан священника. Василий Великий рукоположил его в епископы маленького городка, в 381 году он был утвержден в качестве епископа и председательствовал на втором Вселенском соборе. Он был епископом Константинопольским и возглавлял епископскую кафедру в родном Назианзе.

👨🏻‍🏫 Пастор или затворник? С одной стороны, Григорий Богослов не раз описывал свою жизнь с лирическим пафосом, с другой — стремился к уединению и хотел в тишине заниматься богопознанием. Он писал, что волей божию был призван к слову и к пасторскому действию, он должен был быть всегда на виду у людей, хотя не хотел этого. В его жизни были моменты монашеского затворничества, но он возвращался к проповеди. Последние годы он посвятил литературным занятиям и аскезе.

📣 Григорий Богослов был очень талантливым писателем и оратором. Сохранилось 45 слов (бесед), которые он произносил в Константинополе. Особенно среди них выделяются «Пять Богословских слов», благодаря им Григорий получил почетное имя «Богослова».

Положения о Троице Григория Богослова схожи с положениями Василия Великого. Он пользуется той же терминологией, но подходит к троическому богословию более систематично.

✴️ «Троица воистину Троица». По мысли Григория Богослова, Троица — это и есть Троица. Это значит, что Троица реально существует. Имя Троицы — это не счет неравных вещей, но сама Троица — это совокупность равных и равно честных. Троица — это не просто перечисление, ее части соединены по естеству (по сущности) и в естестве.

💫 У частей Троицы одна божественная природа. Троица состоит из равных и совершенных между собой. Григорий Богослов говорил, что он не успевает мыслить о Едином, потому что тут же мыслит о Троице. Троица — Единое из трех.

🗣 «Когда я представляю в уме Троицу, я вижу единое. Я не могу ее измерить, не могу ее разделить. Я вижу лишь совокупность и при этом троичность».

Григорий Богослов пытается объяснить, как это возможно👇

🗣 «Бог разделяется неразделимо и соединяет в себе разделенное».

Божественный — это единое в трех, а единое, которое есть три — есть божество.

☀️ Троицу можно сравнить с тремя солнцами или тремя родниками. Представим три солнца, которые находятся друг в друге, их свет становится единым, они будто растворяются в свете друг друга, но при этом остаются тремя. Григорий Богослов приводит в качестве примера родник — в течении воды нет никакого различия, даже если вода течет из трех разных ключей.

🙅🏻‍♂️ Человек может попробовать понять Троицу сравнивая ее с природой, но эти сравнения несовершенны. Григорий Богослов приводит в пример природу, потому что для него богопознание возможно через познание мира. Мир — это картина, которую творит Бог. Через познание мира мы познаем Бога. Видеть Бога в явлениях природы естественно. Но такие сравнения несовершенны, потому что Солнце всходит и заходит, река может высохнуть, а Бог действует всегда.

🗣 «Если что-то есть по времени, то это точно не Бог».

👀 Как же мы можем созерцать Троицу? В ее парадоксальном единстве и троичности одновременно, ее тотальности и разделенной неразделенности? Григорий Богослов говорит, что это возможно только благодаря духовному опыту. Это не рациональное, а духовное познание. Для Григория Богослова это, в какой-то степени, мистический опыт.

💡 Здесь можно увидеть обращение к неоплатонической философии. Одним из первых философов, который попробовал соединить неразделенную Троицу был основатель неоплатонизма Плотин (204/205–270).

🌀 Троичность — это некое движение внутри божественной жизни. Это постоянное круговращение божественного единства. Григорий Богослов говорил, что никто из членов Троицы не больше и не меньше Бога, они равны в своей божественности. Никто из них не раньше и не позже. Они разделены неделимо.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

❓ Григорий Богослов считал, что Бог нуждается в троичности. Как вы думаете, в чем смысл этого разделения? Зачем бесконечное и безграничное божество разделяется на три части?

Богопознание — самая важная часть богословской системы Григория Богослова. Для него это пусть спасения и освобождения, задача всей жизни.

😇 Согласно Григорию Богослову смысл жизни состоит в обоживании, то есть в соединении с божеством. Григорий Богослов считал, что через ум и созерцание человек, будучи творением божьим, встречается с Богом. Григорий Богослов пишет, что богопознание возможно не потому, что в нас есть Бог, а потому, что Бог спускается на Землю. Согласно Григорию Богослову, не нужно думать о своей богоизбранности, потому что в каждом из нас есть частичка Бога. Бог настолько милосерден, что он спускается в мир в виде Иисуса Христа.

⚖️ Григорий Богослов задается вопросом о полноте двух природ, которые соединяются в Богочеловеке — Бога-сына и Иисуса Христа — божественной природы и человеческой природы. Христос рождается, а Бог нерожденный. Поскольку Христос рождается и является Богом, происходит нарушение закона природы. Все рожденное существует во времени, а Бог вне времени. Но Бог может это нарушить по своему определению.

🤱🏻 Благодаря рождению Христа людям открывается потенциал возможного спасения. Бог не просто является нам, а воплощается, то есть воспринимает человеческую природу. Воспринимая человеческую природу, он воспринимает нашу плоть, чтобы обессмертить ее. Григорий Богослов говорил, что человек не стал Богом, и сам Бог в честь этого сделался совершенным человеком. Само по себе божество (Бог Отец) простое, но оно сопрягается с человечеством и вступает в единение с ним.

🗣 «В Христе, как в совершенном человеке, естество человеческое стало этим божеством».

🙌🏻 Природа человека и природа божественная сосуществуют в Боге Сыне равно. Благодаря тому, что он воплотился, человеческая природа, которая есть в каждом из нас, теперь стоит рядом с божественной. И у всех людей появилась возможность приобщиться к божественной природе.

🩸 Когда Христос появляется в мире, это еще не конец спасения. Очень важно искупительное значение смерти, которую принимает Христос. Жертва Христа — это жертва, которую он приносит за всех. Григорий Богослов подчеркивает жертвенный характер Спасителя. Вспомним ветхозаветный сюжет про Авраама. Он должен был принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент ему было разрешено убить агнеца. Христос и есть тот самый агнец. Григорий Богослов говорит, что это жертва и выкуп, потому что Христос берет на себя весь человеческий грех и приносит себя в искупление. Жертва Христа — это необходимость, но не принуждение.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;