angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философия Отцов церкви

Философия Василия Великого

Архиепископу Василию Великому церковь обязана появлением понятия Троица. Узнаем, какие еще идеи ему принадлежали.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Софья Порфирьева

💁🏻‍♂️ Василий Великий (330–379) известный также как Василий Кесарийский — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из четырех Каппадокийских Отцов Церкви.

🕯 Семья Василия Великого была очень религиозной.­ Будущий святитель происходил из знатного и богатого рода. Дед Василия Великого пре­тер­пел му­че­ни­ческую смерть во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан, его мать после смерти мужа стала монахиней, впо­след­ст­вии была причислена к ли­ку свя­тых. В семье Василия Великого было 10 детей, из которых причислены к лику святых сам Василий, его стар­шая сестра Мак­ри­на, млад­шие бра­тья Гри­го­рий Нис­ский и епископ Севастийский Петр.

🤓 Василий Великий получил хорошее образование. Он учился в Кесарии, в Константинополе и в Афинах. Он освоил ораторское искусство, астрономию, математику, естественные науки и литературу. В Афинах будущий святитель встретил Григория Назианзина (Григория Богослова), который стал его другом.

С одной стороны, Василий хотел быть философом, у него было хорошее образование и жажда знаний, с другой — он хотел стать аскетом, «уйти в тишину и в безмолвие созерцания», как пишет священник Георгий Флоровский.

✝️ Он вернулся на родину и начал заниматься богословием. Примерно в 30 лет он принял христианство и прошел путь от чтеца до архиепископа. Говорят, что он был пастырем по призванию и темпераменту.

📚 Василий Великий очень много писал. Его главные работы — книга «Против Евномия» (363–364) — опровержение утверждений представителя крайнего арианства Евномия Кизикского, «Беседы на Шестоднев» — толкование рассказа о сотворении мира и других библейских рассказов.

📩 До нас дошло 365 писем Василия Великого. Одно из них адресовано его брату Григорию Нисскому, в нем Василий Великий пишет о троической терминологии.

1. Василий Великий. Миниатюра, 15 век
2. Икона Василия Великого, 18 век

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь разберемся, как Василий Великий понимал мир и человека в нем.

🌏 Василий Великий рассуждал о сотворении мира в «Беседах на Шестоднев». Он утверждал, что мир имеет начало. Несмотря на то что небесные тела постоянно движутся по окружностям, у них тоже есть начало.

🕰 Мир существует во времени. И состоит из существ, которые подлежат рождению и разрушению. Василий Великий считал, что время было создано Богом.

🗣 «Время есть некая среда для мира вещей».

🧍‍♂ Бог создал время как среду, в которой может существовать человек. Но Василий Великий говорил, что начало времени — это еще не время. Начало просто и непротяженно. Подобно тому как точка принадлежит лучу, но сама не является им. Василий Великий говорил, что мы можем прийти к началу времени, если будем отступать от настоящего назад.

⚡️ Бог сотворил небо и землю мгновенно. Он сотворил начало времени вначале, как по щелчку пальцев, в этой точке не было продолжительности и не было времени. Василий Великий пишет:

🗣 «Бог сотворил небо и землю в начале».

🌟 Бог вложил в человека часть своей благодати. Василий Великий представлял, что человек стоит на вершине лестницы ко всебольшему совершенству. Он считал, что человек сотворен иначе, чем остальные живые существа, потому что он создан по образу и подобию Божьему. Среди живущих человек есть единственное богосозданное существо, потому что Бог вложил в него нечто от собственной благодати, чтобы человек мог познавать подобное подобным, чтобы мы могли знать о Боге. Это утверждение объясняет существование дорелигиозных верований, и представления о Боге.

🥇 Душа стоит на первом месте, а тело прилагается к ней. Василий Великий представлял человеческое тело как нечто текучее и превращающееся.

🗣 «Человек — это ум, тесно сопряженный с приспособленной к нему плотью».

🙅🏻‍♂️ Но тело нельзя принижать, потому что оно устроено так, как должно Богом. Но при этом Василий Великий говорил, что тело часто отягощает жизнь души, поэтому мы должны держать его в строгости. Через телесное воздержание и строгий пост тело очищается, а вместе с ним и душа — так человек готов восходить к познанию и созерцанию истины.

Рассуждая о душе, Василий Великий следует за Платоном и выделяет три ее части 👇

🔹 разумную,

🔹 раздражительную,

🔹 вожделеющую.

➡️ Раздражительная и вожделеющая части души должны подчиняться разуму, иначе они обращают душу в бешенство и уродуют ее.

🧠 Поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, ему открыт путь к богопознанию. Василий Великий это объясняет так: у нас есть общая картина миропознания и мы всегда должны от любого познания, от познания всякой части переходить к ее разумной причине, то есть к Творцу. Об этом говорил еще Аристотель — мы везде должны видеть первопричину. Василий Великий говорил, что, если у вас не получается познавать божественное через красоту мира, его чудеса и упорядоченность — «вы ничего не видите в полдень». Богопознание также заключается и в том, что человек должен познавать себя.

Одна из главных тем для Василия Великого — определение понятия Троицы.

💒 На Никейском соборе учение о единстве Божием было закреплено словом «единосущий». Но епископы мало говорили о троичности. Нельзя просто сказать, что Бог един, нужно сказать, что он един и внутри троичен. В то время в философии понятия сущность и ипостась были тождественны и не было никакого другого слова, которое бы утверждало Троицу. Понятие лица, как мы сейчас знаем три лица Троицы, тогда еще не было утверждено, к нему относились скептически.

⚖️ Василий Великий противопоставил понятия сущности и ипостаси. Он сделал революцию в богословии, разделив эти понятия не только по смысловому содержанию, но и по логическому. Он показал, что есть трое, которые по существу — одно. Василий Великий называет ипостасью есть-сущность или первую сущность, а сущностью — вторую сущность. Согласно Аристотелю, первая сущность — это то, на что можно показать пальцем, конкретное воплощение, например, конкретный человек. Вторая сущность — это общее родовое бытие — Человек.

❗️ Василий Великий не был последователем Аристотеля. Он отвергал его систему как еретическую. Но именно логические средства, которые предложил Аристотель, помогли Василию Великому выразить антологическую реальность Троицы.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;