Фламандское барокко
Якоб Йорданс
Якоб Йорданс — народный художник. Посмотрим его картины с гуляньями, крестьянскими типажами и фольклорными мотивами.
Якоб Йорданс:
1. Семейный портрет, фрагмент, 1615. Автопортрет художника
2. Слуга с корзинкой фруктов, 1630–1635
3. Портрет молодых супругов, 1620
4. Возвращение Святого Семейства из Египта, 1616
5. Отдых Дианы, 1645–1655
В этой части говорим о Якобе Йордансе — самом народном из художников фламандского барокко.
🎨 Сотрудничал с мастерской Рубенса. Тот часто привлекал его для работы над крупными полотнами. Стиль Рубенса во многом определил манеру Йорданса.
🕯 Работал под сильным влиянием кавараджизма. Хотя Йорданс никогда не был в Италии, он знал о Караваджо и использовал его приемы для передачи драматичных эффектов света и тени.
🍻 Интересовался народной культурой. У Йорданса много картин с бытовыми сценами, народными праздниками, сюжетами нидерландского фольклора. Все написано очень сочно и живо.
👤 Писал простые крестьянские типажи — с широкими скулами, крепким телосложением. Йорданс использовал такие образы даже для античных сюжетов. Он стремился к реалистичности — и находил ее среди родных фламандцев.
🖼 После смерти Рубенса стал главным художником «большого стиля» в Антверпене. Писал парадные портреты, религиозные и исторические сцены, выполнял заказы европейских правителей.
🎓 Оставил много учеников. По официальным данным, у Йорданса училось 15 человек.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Сатир в гостях у крестьянина» — картина Якоба Йорданса на сюжет басни Эзопа. Это отличный пример, как античная история получает новую мораль.
Как это произошло?
🎭 Басня Эзопа рассказывает о двуличности человека. По ее сюжету, сатир видит, как крестьянин дует на руки, чтобы согреться, а потом — на горячую кашу, чтобы остудить. Сатир решает, что раз тот в разных ситуациях поступает одинаково, ему нельзя доверять.
💡 Нидерландская версия басни говорит о смекалке. Античный текст перевел писатель Йост ван ден Вондел — и интерпретировал ее с точки зрения современной морали: крестьянин ловок и всегда найдет выход из сложной ситуации. Нидерландские художники часто обращались к этому сюжету.
🖼 Якоб Йорданс передал в картине народный дух. Крестьянин выглядит победителем, а сатир недоумевает — хотя их общение вполне дружелюбно. Художник изобразил их крепкими, ширококостными, грубоватыми — как настоящих фламандских простолюдинов. Жену крестьянина Йорданс писал со своей жены Катарины ван Норт, а девочку — со старшей дочери Елизаветы.
Об одном из любимых сюжетов Йорданса
Картины Якоба Йорданса:
1. Портрет старика, 1637
2. Мужской портрет, 1624
3. Портрет Рутгера Уитера, 1635
4. Портрет Катарины Бехагель, 1635
5. Портрет Говарта ван Сюрпеле с женой, 1639
Востребованному и модному Йордансу часто заказывали парадные портреты. Но подход художника к изображению людей выделяет его работы из числа фламандских портретов того времени.
🎨 Следовал канонам Рубенса. Человек одет в парадный костюм, на фоне — богатая яркая драпировка, элементы классической архитектуры. Все дорого и эффектно.
👁 Стремился к правде жизни. Йорданс писал людей такими, какие они есть — со всеми недостатками внешности. Чтобы заказать такой парадный портрет, требовалось мужество.
🖼 Пример — «Портрет старика». Мы видим дорогой костюм, богатый фон. Но сам человек изображен без лести: немолодой, болезненный, тучный, с опухшими глазами и толстыми пальцами. Он едва помещается в кресло и с трудом держится за ручку.
Пройдем тренажер, посвященный Якобу Йордансу.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день