Фламандское барокко
Основные жанры и картины Рубенса
Рубенс писал не только портреты, а еще и картины на античные и религиозные сюжеты. В этой части поговорим о работах и учениках художника.
Портреты в исполнении Рубенса:
1. Портрет Клары Серены, 1618
2. Портрет Николаса Рубенса, 1619
3. Портрет сыновей художника Альберта и Николаса, 1626–1627
4. Портрет камеристки инфанты Изабеллы, 1623–1626
5. Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609
6. Шубка, 1636–1638
Рубенс был мастером не только парадных картин, но и камерного семейного портрета. Если в больших парадных картинах художнику иногда помогали подмастерья, то своих детей и жен он писал сам.
👶 Первым стал писать детей живыми и непосредственными. На портрете дочки Рубенса Клары Серены мы видим любопытный взгляд, непоседливый характер. Такое же внимание к личности Рубенс показал в портрете сына Николаса.
Детей в искусстве изображали редко. Это могли быть амурчики, Христос или Иоанн Креститель в младенчестве. Реальные дети попадали на холст только в официальных семейных портретах — и там их одевали как маленьких взрослых, наследников двора или капитала.
👨 Продолжил, когда дети повзрослели. В портрете сыновей Альберта и Николаса видно, что Рубенс задумывается о личности человека. Глубина портретов — особенность 17 века, ее искали и Рембрандт, и Халс. А в «Портрете камеристки инфанты Изабеллы» узнают черты Клары Серены, которая рано умерла.
👩 Был дважды женат — и писал обеих жен. Известные работы — «Автопортрет с Изабеллой Брант», первой женой, умершей от чумы в 34 года. Вторая жена, Елена Фоурман, тоже часто становилась героиней его портретов (например, «Шубка»).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКартины Рубенса:
1. Адам и Ева, 1597
2. Венера и Адонис, 1614
3. Снятие с креста, 1612–1614
4. Смерть Сенеки, 1615
5. Три грации, 1639
Картины на античные и религиозные сюжеты — большая глава в творчестве Рубенса. Познакомимся с ними 👇
🍎 Учился в Италии, испытал влияние живописи Возрождения. Ранняя картина «Адам и Ева» — копия с одноименной работы Рафаэля. А «Венера и Адонис» напоминает картину Тициана.
💪 Писал могучие тела. Люди на картинах Рубенса сильные, мускулистые — даже мертвый Иисус на «Снятии с креста» и умирающий философ в «Смерти Сенеки».
👩🦱 По-особенному показывал женскую наготу. Пышнотелые героини Рубенса непохожи на античные скульптуры. Он объяснял это тем, что писал реальных женщин Фландрии — страна богатая, успешная, и женская красота это отражает.
А еще он мастерски имитировал цвет кожи обнаженной натуры — одна из самых непростых живописных задач.
🖼 Заполнял все пространство холста. На картинах Рубенса героям бывает тесно: они с трудом помещаются в отведенном для них пространстве. Фигуры написаны в полный рост, а то и крупнее. Так зритель чувствует сопричастность к происходящему на картине — это особенно ценилось в религиозных сюжетах барокко.
О «рубенсовских женщинах»
Картины Рубенса:
1. Охота на бегемота и крокодила, 1615
2. Охота на волка и лису, 1616
3. Охота на львов, 1621
О картинах со сценами охоты
Рубенс стал главной звездой фламандского барокко. Он стоял у его истоков, а ученики художника продолжили развивать этот стиль.
Вот как это было:
👨🎨 Рубенс основал фламандское барокко. Он смешал черты итальянского барокко с нидерландскими традициями. Получилась узнаваемая, яркая, жизнерадостная стилистика (сравните с кальвинистской Голландией).
🎨 Мастерская Рубенса стала кузницей кадров. Подмастерья работали по эскизам мастера: кто-то писал пейзажи, кто-то натюрморты. Желающие попасть к Рубенсу ждали очереди по два года. Среди выпускников мастерской — Франс Снейдерс и Антонис ван Дейк. Якоб Йорданс не был прямым учеником Рубенса — но все равно испытал его огромное влияние.
🖼 Ученики пошли своими путями. Йорданс писал гениальные бытовые сцены, Снейдерс стал мастером натюрмортов, а ван Дейк создал свою школу парадного портрета. Но все они работали в стиле фламандского барокко.
Мы посвятили две части главному художнику фламандского барокко — Рубенсу. Пора закрепить знания и проверить себя — сможете ли вы отличить Рубенса от других художников?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день