Фламандское барокко
Рубенс: знакомство
Рубенс стоял у истоков барокко и сформировал каноны парадного портрета. В этой части разберем его картины и узнаем, как художник повлиял на европейское искусство.
Начинаем говорить о Питере Пауле Рубенсе (1577–1640). Он не только стоял у истоков фламандского барокко; он повлиял на всю европейскую живопись (и даже политику).
Как ему это удалось?
🎓 Родился в Зигене. Получил хорошее образование, отлично знал античную и фламандскую культуру, свободно говорил на нескольких языках. Учился рисовать у Отто ван Веена, вдохновленного итальянскими художниками.
Восемь лет прожил в Италии. Итальянское искусство оказало на Рубенса огромное влияние. Первые работы он создал, подражая мастерам Ренессанса.
👑 Был придворным художником. Рубенс мастерски писал то, что ценила элита: парадные портреты, сцены охоты, исторические картины и библейские сюжеты. Его называли «Художник королей и король художников».
🗣 Решал дипломатические вопросы. Выполняя поручения высокопоставленных покровителей, Рубенс объездил всю Европу. Талант дипломата и мастерство живописца помогали ему покорять аристократов и монархов.
💰 Умел монетизировать талант. Рубенс очень много работал и заботился о своих авторских правах. Он зарабатывал даже на гравюрах с изображением его картин. Под конец жизни художник накопил значительное состояние.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКартины Рубенса:
1. Император Карл V в доспехах, 1603
2. Портрет Марии Серры Паллавичино, 1606
3. Портрет Анны Австрийской, 1621–1622
4. Портрет Людовика XIII, 1622–1625
5. Портрет Гаспара Гевартса, 1628
В эпоху барокко заказчиками картин были состоятельные аристократы — и больше всего им хотелось видеть себя в выгодном свете. Рубенс не просто был мастером парадного портрета, он сформировал каноны этого жанра 👇
👗 Внешний вид. Важно показать положение в обществе и личные качества героев. Они одеты в дорогие костюмы, роскошные платья с пышными воротниками. На лицах — выражение спокойного достоинства.
🏛 Классические интерьеры. В барочных парадных портретах статус героя подчеркивается архитектурой и обстановкой: арками, колоннами с капителями, богатыми драпировками — красными или золотыми.
🎨 Яркие краски. Рубенс использует богатую палитру, игру света и тени — так он добивается театрального эффекта, чтобы вызвать у зрителя восхищение.
В 17 веке между странами Европы были тяжелые отношения. Рубенс часто ездил с дипломатическими миссиями, помогая монархам договориться. Вот только один пример успеха Рубенса-дипломата 👇
👸 24 портрета Марии Медичи. Франция была на пороге войны с Испанией, Фландрию тоже могли в нее втянуть. В это время королева Франции Мария Медичи заказала Рубенсу 24 портрета. У королевы не было особых достоинств, которые можно было подчеркнуть. Рубенс придумал решение: аллегорические портреты. Это помогло смягчить политику Франции.
🧶 «Судьба Марии Медичи» — первая картина из цикла. На ней вообще нет королевы. Три мойры плетут нить судьбы героини, рядом Юнона и Юпитер благословляют ее жизнь. В руках у мойр нет ножниц: нить судьбы не обрежут — память о Медичи не умрет никогда. В подобном аллегорическом стиле выполнены и другие портреты: «Рождение Марии Медичи», «Образование Марии Медичи», «Коронация Марии Медичи» — всего 24 работы, на которые у Рубенса ушло несколько лет.
Рубенс. Аллегорический цикл о жизни Марии Медичи, 1622–1625:
1. Судьба Марии Медичи
2. Рождение Марии Медичи
3. Образование Марии Медичи
4. Коронация Марии Медичи
О начале пути Рубенса как художника и дипломата
Картины Рубенса:
1. Конный портрет герцога Лерма, 1603
2. Четыре философа, 1611–1612
Парадными портретами Рубенс не ограничивался. Он также писал конные и групповые портреты. Поговорим о них подробнее 👇
🏇 Конный портрет. Сложная вариация парадного портрета, в которой на первый план выходит конь или всадник. В «Конном портрете герцога Лерма» Рубенс добился равновесия благодаря спиральной композиции. Испанский герцог был доволен (это тоже одна из дипломатических историй).
👥 Групповой портрет. Если в Голландии их заказывали профессиональные сообщества, то Рубенс сам собирал персонажей. Например, на портрете «Четыре философа» изображены ученый Юст Липсий и его ученики — Ян Вовериус и Филипп Рубенс, брат художника. Четвертый философ — бюст Сенеки. Сам автор тоже участвует в беседе как наблюдатель. Портрет написан в память о Филиппе.
В этой части мы узнали, какие разные портреты писал Рубенс. Давайте еще раз посмотрим на один из них — и сравним его с работой Рембрандта.
Какой парадный портрет вам нравится больше и почему?
1. Рубенс. Портрет Питера ван Хеке, 1630
2. Рембрандт. Портрет Мартина Солманса, 1634
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день