angle-down facebook instagram vkontakte warning

Фламандское барокко

Франс Снейдерс

Франс Снейдерс достиг совершенства в натюрмортах: все предметы выглядят как живые, а еда возбуждает аппетит. В этой части подробно разберем их.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

1. Антонис Ван Дейк. Двойной портрет Франса Снейдерса и его жены, фрагмент, 1621
2. Франс Снейдерс. Натюрморт, 1612–1613
3. Франс Снейдерс. Возвращение с охоты, 1610
4. Франс Снейдерс. Охота на кабана, 1640
5. Франс Снейдерс. Повар у стола с дичью, 1635–1637

Поговорим о Франсе Снейдерсе — мастере натюрмортов, к помощи которого обращался сам Рубенс.

🎓 Учился у Питера Брейгеля Младшего. Сын богатого владельца таверны в Антверпене с ранних лет показал способности к рисованию и с удовольствием изучал это искусство.

🇮🇹 Провел год в Италии. Фламандские художники того времени просто не могли избежать влияния итальянского искусства.

🥩 Специализировался на натюрмортах. Начав с небольших корзин с фруктами, постепенно перешел на огромные полотна, где столы и прилавки ломятся от дичи, рыбы, фруктов и овощей.

🦁 Писал сцены охоты. Талант анималиста позволял Снейдерсу изображать не только мертвую, но и живую природу. Его сцены охот масштабны и динамичны.

🎨 Работал в мастерской Рубенса. Снейдерс помогал мастеру написать фрукты, цветы или животных на его картинах.

🚷 Не любил писать людей. Если на картине нужно было изобразить человека, Снейдерс просил Антониса ван Дейка или Якоба Йорданса.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Картины Франс Снейдерса:

1. Кухонный натюрморт, 1605–1610
2. Натюрморт с корзиной фруктов, 1620
3. Натюрморт с крабом, дичью и фруктами, 1615–1620
4. Обезьяны, крадущие фрукты, 1640–1649
5. Натюрморт с битой дичью, 1640–1649

Натюрморт — жанр, в котором Снейдерс достиг совершенства. Его полотна действительно могут вызвать нешуточный аппетит (мы проверяли).

🖼 Огромный формат. Фламандские натюрморты не просто большие: картины Снейдерса могут быть размером три на два метра. Такие полотна вешали в столовых и трапезных залах.

🦞 Богатство. Столы ломятся от мяса, дичи, рыбы, устриц, лобстеров, экзотических фруктов — никакой голландской сдержанности. Снейдерс наполняет картину едой так же плотно, как Рубенс — людьми.

💎 Дорогой интерьер. Как и в парадном портрете, показаны шикарная обстановка, дорогая посуда, ткани, драпировки. Фландрия богата, и чем дороже все выглядит — тем лучше.

🎭 Контрасты. В духе барокко Снейдерс противопоставляет свет и тень, фактуры, контрастные цвета, живое и мертвое.

🦢 Мертвое как живое. Это особый талант Снейдерса: рыбы, лебеди, косули на прилавке выглядят живыми.

🌀 Аллегории. Натюрморт — не просто натюрморт: в нем могут быть символы пяти чувств, времен года, христианских ценностей.

Картины Франса Снейдерса:

1. Лавка рыбы, 1616
2. Лавка дичи, 1630-е
3. Лавка овощей, 1618
4. Лавка фруктов, 1618

О серии натюрмортов Снейдерса «Лавки»

1. Рубенс. Прометей прикованный, 1611
2. Рубенс. Союз Земли и Воды, 1618
3. Рубенс, Франс Снейдерс. Статуя Цереры, 1615

Снейдерс сотрудничал с мастерской Рубенса. Он приложил руку к некоторым работам мастера, добавляя им реалистичности в изображении натюрмортов и живой природы.

Как это происходило?

👥 Совместное творчество — обычное дело. Художники Фландрии охотно прибегали к помощи коллег. Сам Снейдерс нередко просил друзей вписать в натюрморт человека или изобразить пейзажный фон. Автором всей картины считался тот, кто придумал композицию и написал главные объекты.

🦅 Снейдерс много помогал Рубенсу. Тот ценил талант друга в изображении животных и натюрмортов. Снейдерс написал натуралистичного орла в «Прометее прикованном», переполненный рог изобилия в «Союзе Земли и Воды» и «Статуе Цереры» (в последнем случае авторами указаны оба художника).

Мы поговорили о символизме фламандских натюрмортов. Давайте еще раз посмотрим на картину «Лавка рыбы» Франса Снейдерса.

Здесь художник зашифровал время года. Попробуете догадаться, какое именно?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;