Норман Фостер: архитектор или бизнесмен
Культурные проекты
Фостер — автор не только масштабных небоскребов и сложных инженерных построек, но и культурных объектов. Узнаем, как принципы хай-тека применяют к музеям и концертным залам.
1. Проект культурного центра «Carre d'Art», арх. Фрэнк Гери, 1984
2. Проект культурного центра «Carre d'Art», арх. Жан Нувель, 1984
3–5. Проект «Carre d'Art», арх. Норман Фостер, 1984
6–10. Культурный центр «Carre d'Art», арх. Норман Фостер, Ним, Франция, 1984–1993
Давайте начнем рассматривать культурные проекты Нормана Фостера с центра «Carre d'Art» в Ниме.
⏳ Ним — древний город с особыми требованиями к новой архитектуре. Он был частью Римской империи, и здесь сохранилось несколько крупных античных памятников: амфитеатр, арка Августа, акведук По-дю-Гар, храм Мезон Карре. Такое соседство задает высокие стандарты новой архитектуры.
📐 В 1984 году в Ниме объявили конкурс на проект культурного центра. Городские власти хотели что-то вроде «южного Помпиду» — медиатеку с музеем, где хранились бы произведения искусства.
▪️ В конкурсе приняли участие 12 молодых перспективных архитекторов из разных стран. Среди них кроме Фостера были, например, Фрэнк Гери, Жан Нувель и Сезар Пелли. «Культурные» проекты дают большую свободу для творчества, чем бизнесовые, и открывают дорогу будущим звездам. Хотя в 80-е Фостер уже построил в Гонконге небоскреб для HSBC, в Европе он все еще находился в ранге подающих надежды архитекторов.
🥇 Проект Нормана Фостера победил. Приехав в Ним, Фостер погулял по городу и был впечатлен его архитектурой, прямыми улицами и общим стилистическим единством. Архитектору нужно было создать нечто современное, что органично впишется в пространство древнего города и не будет ни «перекрикивать» античные памятники, ни теряться на их фоне. Удалось ли ему? Давайте посмотрим, как он пытался.
⬜️ «Carré d’Art» — стеклянный девятиэтажный куб. Пять этажей находятся под землей, чтобы не нарушать высотность зданий. Эта граница естественным образом делит центр на две тематические части: под землей находятся кинотеатр, библиотека и архивы, а сверху — галереи с постоянной коллекцией и временными выставками.
✨ В центре здания находится атриум. Он соединяет четыре верхних этажа и два нижних, не только отсылая к традиционным местным закрытым дворам, но и давая рассеянный свет от крыши на подземные ярусы.
🏛 Центр «Carré d’Art» находится рядом с храмом первого века до нашей эры Мезон Карре. Для визуальной рифмы Фостер сделал на фасаде центра портик с тонкими колоннами. Визуально они ничем не напоминают античную архитектуру, но связывают прошлое и настоящее.
🧱 Фостер перестроил площадь перед центром и храмом. Он перенес парковку, замостил площадь с использованием римской брусчатки и установил освещение. Так площадь перед «Carré d’Art» стала популярным общественным пространством.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1–4. Проект внутреннего двора Британского музея, арх. Норман Фостер
5–10. Внутренний двор Британского музея, арх. Норман Фостер, Лондон, Великобритания, 1994–2000
Теперь поговорим о перестройке внутреннего двора Британского музея, в который Фостер вдохнул новую жизнь. К этому времени он уже был именитым архитектором и более смело работал с формой. Если «Carré d’Art» походил на первые эксперименты Фостера-студента, то работа в Британском музее была более новаторской.
📚 Британский музей — один из важнейших памятников английской архитектуры, и конечно, одна из главных достопримечательностей города. С тех пор как он был построен в середине 19 века, музей постоянно расширялся, и места всегда не хватало. В какой-то момент расширяться вширь было уже невозможно, пришлось осваивать внутреннее пространство.
▪️ В 1852 году во внутреннем дворе, где раньше был сад, разместили книжные стеллажи и читальный зал — ротонду, которая стала одним из самых запоминающихся пространств. А вот двор вокруг нее почти не использовался. На сайте Фостера музей этого периода сравнили с «городом без парка».
▪️ В 1997 году весь книжный фонд переместили в созданную Британскую библиотеку, и освободилось пространство в два акра (8 тыс. м²).
📐 Перед бюро Фостера стояло три задачи: выявить скрытые пространства, пересмотреть старые создать новые. В результате перестройки общая площадь музея увеличилась на 40%.
▪️ Во дворе появились книжный магазин, кафе, читальный зал, галереи для временных и постоянных выставок, образовательный центр и аудитории для школьников. Пространство устроено так, что с каждым шагом посетителя вид меняется, открывая новое окружение.
💠 Двор покрывает технологичный навес из стекла и стали. Фостер отчасти вдохновлялся стеклянным куполом для Рейхстага, который он спроектировал до этого. Но уникальная форма навеса для двора специально была разработана, чтобы перекрывать неравномерный зазор между барабаном читального зала и фасадами внутреннего двора.
▪️ Навес состоит из 3212 стеклянных панелей, среди которых нет двух одинаковых. Их покрытие уменьшает солнечное излучение.
▪️ Фостер следует известному принципу, который в 1960-х установила Венецианская хартия реставрации: никогда не смешивать старое и новое, их должно быть легко отличить. Как и в случае с куполом Рейхстага, Фостер трактует новое в духе смелого и яркого хай-тека.
📰 Строительство сопровождалась скандалами. Музей критиковали за большой бюджет (около 100 млн фунтов стерлингов), нарушение строительных норм. Даже ходили слухи, что подрядчики заказали во Франции некачественный камень по завышенной цене. Все предрекали Фостеру громкий провал.
👏 Но открытие внутреннего двора Британского музея оказалось триумфом. На церемонии присутствовала королева; журналисты, критики и публика были в восторге, а Лондон получил еще одно уникальное общественное пространство.
1–6. «Сейдж Гейтсхед» (Sage Gateshead), Гейтсхед, Великобритания, 2004
7. План «Сейдж Гейтсхед»
Давайте поговорим о зале «Сейдж Гейтсхед», который некоторые называют гигантским слизняком.
🏭 Город Ньюкасл, в котором находится эта концертная площадка, как и многие промышленные города Англии, сталкивался с проблемами во второй половине прошлого века. Тяжелая промышленность угасала, из города уезжали люди. Старые фабрики требовалось сносить или обновлять, а главное — придумывать новые идеи для развития города в 21 веке. Сейдж в газетах прозвали «символом возрождения», и надеялись, проект станет примером «культуры, поднимающей дух города».
🏗 На месте «Сейдж Гейтсхед» долгое время был пустырь. Городской совет решил построить на участке на берегу реки Тайн концертный зал. В 1996 году для финансирования проекта направили часть средств от программы National Lottery (обще-британской лотереи, средства от которой идут на развитие культуры), а через год объявили конкурс, в котором выиграл Норман Фостер.
🎵 Внутри — три концертных зала и аудитории для музыкальной школы. В самом большом зале 1650 посадочных мест, средний вмещает до 400 человек, а в третьем проводят репетиции и занимаются ученики музыкальной школы. Каждый зал существует как отдельный корпус, система акустики и звукоизоляции (был использован специальный состав цемента, более пористый, чем обычный) позволяет проводить одновременные мероприятия.
〰️ Три зала покрывает общая защитная оболочка необычной формы. Сделанная из железобетона и покрытая 3500 квадратными панелями из стекла и нержавеющей стали, она защищает помещения от сильного ветра, пропуская при этом воздух, и еще больше улучшает акустику. Получившиеся выразительные очертания фасада эффектно выглядят с любой точки. Лучший вид открывается от моста Тысячелетия, который тоже построили в эти годы, чтобы «взбодрить» город.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день