Норман Фостер: архитектор или бизнесмен
Проекты Нормана Фостера вне Европы
Фостер — архитектор с мировым именем, поэтому многие арабские и азиатские страны привлекают его как звезду. Узнаем, какие проекты он реализовал вне Европы.
1–7. Терминал международного аэропорта Пекина, арх. Норман Фостер, Пекин, Китай, 2003–2005
8, 9. План терминала — он напоминает «проспект»
1. Аэропорт Королева Алия, Амман, Иордания,
2. Метро, Джидда, Саудовская Аравия, 2015–2016
3. Терминал для круизных лайнеров Кайтак, Гонконг, Китай, 2013
4. Космопорт, Нью-Мексико, США, 2014
5. Аэропорт (проект), Мехико, Мексика
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
К 2000-м годам Фостер уже стал архитектором с именем, премиями и признанием. Поэтому арабские и азиатские страны привлекали его как звезду: ценность имели не только сами проекты, но и то, что их спроектировал Фостер.
Один из таких имиджевых проектов — международный аэропорт Пекина 👇
🥇 Аэропорт построен к Олимпийским играм-2008. Его спроектировали и возвели всего за четыре года. Его образ напоминает очертания дракона и отсылает к традиционным китайским символам — такие «ворота в страну» сразу говорят приезжим о местной культуре.
🛫 Терминал детально продуман с точки зрения пассажиров. В помещениях общей площадью 1,3 млн м² легко ориентироваться, внутри работает удобный транспорт, а пешком нужно преодолевать совсем небольшие расстояния — благодаря этому пересадки проходят очень быстро. К 2020 году планируемый пассажиропоток должен был составить 50 млн пассажиров в год. Про этот проект говорили, что Фостер изобрел аэропорт заново.
▪️ Световые люки на крыше пропускают дневной свет и одновременной служат ориентиром — по мере того как пассажиры проходят внутрь здания, оттенок меняется с красного на желтый.
▪️ Здание терминала — одно из самых экологичных в мире. Световые люки на юго-востоке максимизируют теплоотдачу от раннего утреннего солнца, а встроенная система климат-контроля помогает снизить потребление энергии.
🔀 Главная сложность аэропорта как здания — это распределение и направление потоков: от входа — к самолету, и в обратную сторону. Многие аэропорты — большие коробки, в которых легко затеряться и которые как здания (даже сверху, из окна самолета) не оставляют никакого впечатления. Фостер вытянул всю логистическую цепочку в длину, получив своего рода проспект, в котором роль зданий выполняют самолеты.
🚉 Фостер построил много зданий для транспортной инфраструктуры. Хай-тек отлично подходит для таких целей, решая не только архитектурные, но и логистические задачи.
▪️ Среди проектов Фостера — аэропорт Чек Лап Кок в Гонконге, аэропорт Королева Алия в Аммане, метро в Джидде, метро в Бильбао, терминал для круизных лайнеров Кайтак в Гонконге, даже первый частный космопорт в Нью-Мексико. А вот проект крупного нового аэропорта в Мексике стал жертвой местных политических трудностей — его отменили.
1. Масдар (проект), Абу-даби
2–4. Масдар, Абу-Даби
5. Сравнение температуры на улицах Абу-Даби и Масдара
6. Строительство Масдара
7. Электромобиль, который предполагается использовать в Масдаре
8. Солнечная батарея для Масдара
Теперь поговорим о проекте эко-города Масдар.
🏜 Масдар — проект города в ОАЭ. Он будет располагаться в пяти минутах езды от аэропорта Абу-Даби и в 40 минутах езды от Дубая. В нем планируют разместить офисы компаний, которые занимаются эко-технологиями. Предполагается, что Масдер станет первым городом, полностью обеспечиваемым возобновляемыми источниками энергии.
💧 Фостер предложил несколько решений, как сделать город более экологичным. Он обратил внимание, что в древних городах в этой местности узкие и короткие улочки не длинее 70 метров. Ветер в них выталкивается вверх, охлаждая воздух. В Масдаре здания тоже кучно сгруппированы, чтобы защищать пешеходную зону от солнца.
▪️ На температуру также влияет специальная башня высотой 45 метров, которая захватывает прохладный воздух сверху и разносит ветерком по улицам. Таким образом хай-тек впитал в себя методы традиционного градостроительства.
▪️ Город спроектирован так, чтобы быть удобным для велосипедистов и пешеходов. Здесь предусмотрена система для сбора дождевой воды и конденсата.
▪️ Издалека Масдар похож на куб. Стены облицованы терракотовой плиткой и украшены арабесками в национальном стиле.
🏗 Проект пока не реализован. Строительство началось в 2006 году. Планировалось, что площадь города составит 6 км², на строительство уйдет 8 лет, первая очередь будет готова в 2009 году, а население города составит 45–50 тыс. человек. Еще порядка 60 тыс. будут каждый день приезжать сюда на работу.
📉 Реализация затормозилась из-за экономического кризиса. Сегодня застроена лишь малая часть, связанная с центром города и научными учреждениями, которые занимаются проблемами альтернативной энергетики. Население города не превышает нескольких сотен человек.
▪️ Правительство страны не уделяет развитию проекта должного внимания, в частности, не занимается развитием дорожной инфраструктуры, которая соединила бы новый город с уже существующими. Сроки завершения перенесли на 2030 год.
1–5. Дворец мира и согласия, арх. Норман Фостер, Нур-Султан, Казахстан, 2004–2006
6–10. Хан Шатыр, арх. Норман Фостер, Нур-Султан, Казахстан, 2006–2010
В Казахстане Норман Фостер построил два проекта: это Дворец мира и согласия и торговый центр Хан-Шатыр в Нур-Султане (бывшая Астана).
😠 За эти работы Фостера критиковали из-за авторитарного режима в Казахстане. Интересно, что для местных проектов он выбрал максимально архаичные формы, реализовав их с помощью хай-тек технологий.
🔺 Дворец мира и согласия. Здание в форме пирамиды построено специально для проведения «Конгресса лидеров мировых и традиционных религий» всего за 21 месяц. Ширина квадратного основания и высота — 62 метра.
▪️ Внутри — большой атриум, четыре этажа расположены как галереи вдоль стен. Основание пирамиды высотой 15 метров находится под землей. Там расположен концертный зал на 1500 мест, а в самой пирамиде — выставочные залы, аудитории для образовательных проектов.
🔴 Хан-Шатыр. Торговый центр выполнен в форме большого шатра. Он покрыт специальной оболочкой, которая защищает посетителей от резко-континентального климата.
▪️ В основе здания лежит эллипс размером 200 на 195 метров. Из основания под углом вырастают три опоры, на которых висит сеть поддерживающих конструкций для оболочки — общая высота шатра 150 метров. Внутри ТЦ на площади 100 тысяч м² разместились магазины, фудкорты, кинотеатр, парк и бассейны.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день