Зигмунд Фрейд
«Недовольство культурой»
Последний труд Фрейда о религиозности, порожденной тягой человека к удовольствию, и нескончаемому противоборству человека и культуры. Узнаем об этой книге чуть больше.
✍️ Зигмунд Фрейд написал трактат «Недовольство культурой» в 1929 году. Его рабочее название — «Несчастье в культуре». Психоаналитик начинает книгу с вопроса о религии, отвечая своему другу Ромену Роллану. Тот считал, что большинство религиозных верований — это иллюзия, а подлинным источником религиозности является «ощущение вечности» и океаническое чувство чего-то безграничного. Фрейд пишет, что сам он ничего такого не испытывает, поэтому не может отрицать наличие этого чувства у других, однако психоанализ способен объяснить его появление.
👶 Источником этого «океанического чувства» он называет младенческий нарциссизм. В раннем возрасте человек еще не отделяет себя от внешнего мира, его «Я» формируется позже. Возвращение к этому младенческому ощущению, которое остается в уголках психики взрослых людей, и приводит к появлению религиозных чувств. Они объясняются наследованием психикой ранних стадий развития, когда «Я» еще не полностью отделилось от «Оно».
✝️ Дальше Фрейд рассуждает о происхождении религии. Он сводит все к природе человека: мы стремимся к счастью, наслаждению, а боли и страданий стараемся избегать. Цель жизни задается принципом удовольствия, но вселенная то и дело норовит все испортить — счастья добиться не так просто, а жизнь полна огорчений: войны, болезни и другие несчастья окружают человека с момента появления на свет. Поэтому люди пытаются найти утешение в религии, которая предлагает избавление от страданий и вечное блаженство.
👺 Таких «методов» уклонения от несчастий много: философия (например, стоицизм), наука, творчество и так далее. Но только научное познание и труд Фрейд считал лучшим способом противостоять враждебности мира. К религии он относился негативно и даже пристрастие к наркотикам считал лучшей практикой «спасения» — по Фрейду, религия умаляет ценности жизни и искажает реальную картину мира.
Фрейд считал, что цивилизация принесла людям не только благо, но и загнала их в раздражительные рамки. Культура забрала у человека естественную свободу и коренящуюся в ней агрессию.
🧐 Фрейд анализирует антагонизм человека и современной культуры. В ней люди становятся более невротичными, потому что культура постоянно загоняет общество в новые рамки и налагает табу. Культура требует отказа от многих влечений, чем ограничивает естественную свободу индивида, его врожденное нутро (то самое «Оно»). Человеческое стремление к свободе направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против нее в целом.
😡 Влечение может быть деструктивным и агрессивным. «Человек человеку волк», — такого мнения придерживался Фрейд. Он скептически относился к тезису марксистов о том, что отмена частной собственности поможет преодолеть агрессивность, потому что это по природе невозможно. Психоаналитик отдавал дань современной культуре, которая дает людям безопасность, а взамен требует отказаться от агрессивного влечения (например, сексуального).
⚔️ Культура оказывается полем битвы инстинктов жизни и смерти. Эрос способствует соединению людей в союзы, а танатос — их разрушению. Это противоборство является сущностью и содержанием жизни, поэтому культурное развитие можно обозначить как борьбу человеческого рода за выживание. По мнению Фрейда, агрессия проявляется в невротическом страхе и чувстве вины, а «Сверх-я» получает энергию от такого вытеснения.
👥 «Недовольство культурой» кончается тезисом о том, что между индивидуальным развитием человека и культуры много общего. В обоих случаях мы имеем дело с законами, которые господствуют в живой природе. Культурный процесс — это определенная модификация жизни, но в ней тоже обнаруживается борьба эроса и танатоса. Фрейд утверждает, что есть социальное «Сверх-я», которое тоже находится в развитии и отличается у разных исторических эпох и культур.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О философском аспекте психоанализа
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день